Примерное время чтения: 6 минут
380

Александр Суворов: "Потомство мое, прошу брать мой пример..."

Прославленный русский полководец Александр Суворов с отроческих лет придавал большое значение профилактике болезней.

По утрам он обливался ледяной водой, любил верховую езду в любую погоду, купание в речке с весны до осени, зимой - бег на коньках и катание с гор на санках. В мороз ходил в легкой одежде, перед обедом выпивал рюмочку тминной водки, в пище был неприхотлив и умерен.

МЫСЛЬ о том, что здоровье солдата есть одна из главных составляющих победы, появилась у него еще в 1749 году, когда он юным капралом нес недельные дежурства в Московском сухопутном госпитале.

Госпиталь был переполнен, на сотню больных приходился один врач, дежурные унтер-офицеры отличались безответственностью и невежеством, постельное белье в стирку отдавалось редко, смертность была высокой.

В отличие от нерадивых сослуживцев Суворов все поручения выполнял с рвением и усердием.

Начальству приглянулся энергичный и умелый капрал, строго следящий за чистотой и порядком, и его последнее дежурство длилось бессменно восемь недель подряд...

Впечатления от службы в госпитале были настолько тягостны и глубоки, что потом всю свою жизнь Суворов критически относился к лазаретам - "богадельням", как он их называл, - и не уставал напоминать солдатам, что здоровье зависит прежде всего от них самих.

"Бойся богадельни, - говорил полководец, - немецкие лекарственницы, издалека тухлые, сплошь бессильны и вредны, русский солдат к ним не привык, у вас есть в артелях корешки, травушки, муравушки. Солдат дорог, береги здоровье, чисти желудок, коли засорился, голод - лучшее лекарство..."

"Причины болезней, - писал он, уже став генералом, пройдя через многие походы и сражения, - изыскивать не в лазаретах между больными, но между здоровыми и в полках, батальонах, ротах и разных отдельных командах, исследовав их пищу, питье, строение казарм и землянок, время их построения, пространство и тесноту, чистоту, поваренную посуду, все содержание, разные изнурения, о чем доносить полковому или другому командиру, а в другой раз уже в главное дежурство".

В начале 1778 г. генерал-поручик Суворов принял под свое командование Кубанский корпус.

Кроме охраны Кубанской кордонной линии, возникшей после окончания русско-турецкой войны и подписания Кючук-Кайнарджийского мира, ему было предложено протянуть вверх по Кубани и сомкнуть с уже существующей Моздокской линией цепь укреплений.

Строительство крепостей и фельдшанцев, несмотря на суровые морозы, длилось с января по март, условия были тяжелые, люди болели. Но ни один из них не умер благодаря неусыпной заботе Суворова об их быте.

В мае 1778 г. командующим был отдан войскам Кубанского корпуса знаменитый приказ, охватывающий все стороны военной жизни, учебы, хозяйства, быта. От лекарей и их команд требовалось "иметь ежевременное попечение о соблюдении паче здоровья здоровых, всегдашними обзорами и касающемся до них содержания каждого вообще, до их пищи и питья. Последнему принадлежит, где не лучшая вода, таковая отварная и отстоянная, а слабым сухарная или с уксусом, к пище ж выпеченный хлеб, исправные сухари, теплое варево и крепко пролуженные котлы.

Застоянную олуделую пищу отнюдь не употреблять, но надлежаще варить, а по употреблении вымывать и вытирать котлы сухо. Обуви и мундирам быть не весьма тесными, дабы и в обуви постлка употреблятца могла.

Наблюдать весьма чистоту в белье, неленостным вымыванием оного. Строго остерегатца вредного изнурения, но тем паче к трудолюбию приучать, убегая крайне праздностей..."

Чувствуя неустанную заботу командующего, солдаты готовы были по его приказу идти с ним в огонь и дым любых сражений и походов.

В 1791 г. генерал-аншеф Суворов был направлен императрицей в Финляндию для укрепления и строительства крепостей на границе со Швецией.

Отношения полководца с Екатериной Второй, подверженной влиянию великосветских сплетен, оставляли желать лучшего: ему дали в подчинение неблагополучную Финляндскую дивизию, страдающую от массового дезертирства, плохой дисциплины и болезней - цинги и лихорадки (в год в дивизии умирало до тысячи человек).

Едва приняв командование, Александр Васильевич сразу же отдал приказ об оздоровлении солдатского быта. Правила его гласили:

"- Потному не садиться за кашу, особливо не ложиться отдыхать, а прежде разгуляться и просохнуть.

- Как скоро варево поспело, ту же минуту в пищу, ленивого гнать.

- На лихорадку, понос и горячку - голод, на цингу - табак. Кто чистит желудок рвотным, слабительным, проносным, тому день - голод.

- Солдатское слабительное - ревень и корень коньевого щавелю тоже.

- Предосторожности по климату: капуста, хрен, табак, летние травы, ягоды же в свое время, спелые, в умеренности, кому здоровы.

- Медицинские чины, от вышнего до нижнего, имеют право каждый день мне доносить на неберегущих солдатское здоровье разного звания начальников, кои его наставлениям послушны не будут, а в таком случае тот за нерадение подвергнется моему взысканию".

Суворов упразднил мелкие госпитали, вывел в отставку наиболее пострадавших от болезней, остальных передал в полковые лазареты, усилил дисциплину, наладил бесперебойную работу продовольственных команд и регулярные боевые учения с многоверстными переходами в любую погоду.

Через несколько месяцев количество больных резко снизилось.

Вскоре Финляндская дивизия стала образцовой.

Военными строителями под руководством Суворова к концу лета 1792 г. были исправлены и усилены укрепления Фридрихсгама, Вильманстранда, Давыдова, Нейшлота, сооружены новые форты Ликкола, Утти, Озерный, при Роченсальме на нескольких островах возведены сильные

укрепления для русского шхерного флота...

Более пятидесяти лет отдал Суворов армейской службе.

Участвовал в шестидесяти сражениях и ни одного из них не проиграл.

В результате совершенных им походов взял у противника шестьсот девять знамен, две тысячи шестьсот семьдесят пушек, сто семь судов и пятьдесят тысяч пленных.

Суворову завидовали. Той любви солдатской, которой он был отмечен всю жизнь, той кажущейся легкости, с которой он одерживал победы.

И мало кому из бесталанных военачальников приходило в голову, что за каждой его победой стоит ежечасная, ежедневная работа с подчиненными, неустанная забота о здоровье и быте рядового, офицера, генерала.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно