В школе N 1838 часто бывают дискотеки. Музыка сотрясает огромное здание, учителя морщатся и по очереди пьют таблетки от головной боли. Цветомузыка причудливо выхватывает из темноты силуэты танцующих. Старшеклассники вполне пластично двигаются под музыку. Случайный наблюдатель ни за что не подумает, что этой самой музыки они не слышат: в этой школе учатся глухонемые дети.
В ОГРОМНОМ здании было слишком тихо для школы. Завучи Люция Константиновна Станкевич и Елена Вячеславовна Воробьева многое рассказали о мире глухих и постепенно примирили меня с этой тишиной. Оказалось, тишина смутила не меня одну - молодые преподаватели, часто еще студенты дефектологического факультета, тоже чувствуют этот дискомфорт. И иногда увольняются, осознав, что ошиблись с выбором профессии. А те, кто остается, всю жизнь сражаются с тишиной - учат глухонемых детей говорить. Здесь в основном работают люди с одной записью в трудовой книжке: о приеме на работу в школу. У большинства учителей 30-40 лет стажа. На этом крепком педагогическом составе во главе с директором Семеном Яковлевичем Кривовязом держится вся школа. Такие люди не уходят на пенсию, они уже давно забыли, что такое отдых. Эти педагоги не могут без своих учеников. А те не могут без них. Эти отношения гораздо теплее, чем в обычных школах. Наверное, это потому, что здесь в ребенка усилий вкладывается в десять раз больше. К обычному школьному расписанию добавляются такие предметы, как развитие остаточного слуха и речь. Вот здесь-то учителя и совершают свои маленькие чудеса.
Методика обучения очень сложна. Если человек слабослышащий, ему можно подобрать слуховой аппарат, с помощью которого он будет худо-бедно, но слышать. А в школе N 1838 учатся абсолютно глухие дети, которые либо вообще никогда не слышали человеческой речи, либо потеряли слух в раннем детстве. Они не представляют себе, что такое речь. Даже с помощью слухового аппарата могут услышать лишь набор шумов. Но эти шумы имеют разную структуру. Дело в том, что человеческая речь состоит из звуков разной высоты, силы и частоты. К тому же слово бывает односложным, двусложным и т. д. И ударение падает на разные слоги... Это все составляет определенный ритм слова-шума. Дети учатся воспринимать и различать эти шумы, а потом и воспроизводить их. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Каждый из них сможет на примитивном уровне объясниться с продавцом в магазине. Но даже "отличники" никогда не будут говорить так, как мы с вами. Только специалисты могут, не кривя душой, утверждать, что они говорят хорошо. В общем, к речи глухонемого нужно привыкать, с первого раза вы вряд ли что-нибудь поймете.
К сожалению, дети не всегда осознают, что научиться говорить для них необходимо. Им кажется, что их всю жизнь будут окружать добрые учителя и мама с папой, а большой жестокий мир так и останется предметом изучения на уроках социальной адаптации. Дети начинают прогуливать уроки, но от этого страдают уже не геометрия с физикой, а самое необходимое - речь.
Глухонемым всегда проще объясниться знаками. Для них это родной, привычный язык. Они могут научиться воспроизводить звуки человеческой речи, но это навсегда останется для них чужим, иностранным языком. Говорить им непривычно и физически тяжело. Да и зачем тратить десятки слов, когда можно одним лаконичным жестом выразить все, что тебе нужно? Ведь это не бедный, функциональный язык, как думают многие. На языке жестов можно выразить любую мысль, хоть стихи читать, хоть матом ругаться.
Далеко не всегда можно установить, почему ребенок родился глухонемым. Это может передаваться по наследству, а может и не передаваться. Бывает, что у глухонемых родителей рождается здоровый ребенок. Бывает и наоборот... Рождение глухонемого ребенка в здоровой семье может быть вызвано какими-то проблемами во время беременности или родов. А может быть и просто ошибкой на генном уровне. Мамочка-природа всегда щедра на сюрпризы, особенно неприятные.
Глухонемой ребенок требует гораздо большего внимания и заботы. То, что он не слышит, не значит, что с ним не надо разговаривать. Мамы, чьи дети родились глухими, также разговаривают с ними, поют им песенки, прикладывая маленькие ручки к своему горлу, - чтоб ребенок чувствовал вибрацию голоса. С этого начинается знакомство ребенка с миром звуков.
Не стоит даже и пытаться воспитывать глухонемого ребенка в домашних условиях, без помощи сурдопедагогов. Для таких детей существуют специальные детские сады. Есть такой детский сад и при школе, которая, строго говоря, является не школой, а учебно-воспитательным комплексом. То есть включает в себя детский сад, школу и интернат. Таких заведений в Москве единицы, а УВК N 1838 - старейшее из них. И Москва заботится о своих глухонемых детях. Помимо бесплатного питания и экскурсий, город выделяет деньги на Центр дополнительного образования. Так теперь называются всевозможные кружки и секции, которых в этой школе 19. Здесь старшеклассники проводят свое свободное время и не скрывают, что в школе им гораздо уютнее, чем дома. По-моему, когда дети не хотят уходить из школы, это большая победа педагогики. И только такое всестороннее развитие личности можно назвать образованием.
А начинается образование глухонемого ребенка с раннего детства. В специальном детском саду он постигает все трудности глухонемого быта: как переходить дорогу, например. Ведь в беззвучном мире это сделать гораздо сложнее. Недавно выпускница школы шла домой по рельсам одной из московских железных дорог. Она задумалась или, может, была чем-то расстроена. И не почувствовала приближения поезда. А должна была, ведь у глухих обострено тактильное восприятие, и вибрация земли беззвучно предупреждала ее об опасности. Произошла трагедия. Машинист наверняка сигналил изо всех сил. Не знал, что девочка не может его услышать.
Глухонемые дети развиваются немного не так, как обычные. Телевизор для них - набор картинок, радио не существует вообще. Они не могут подслушать или случайно услышать. Эти дети знают только то, что им говорят. Поэтому у них всегда немного сужен кругозор и поэтому они так остро нуждаются в общении. А проблема общения - одна из основных в жизни глухонемого. Правда, эта проблема не имеет национального аспекта. Несмотря на то что язык жестов у всех народов разный, глухонемой китаец всегда поймет глухонемого русского, а через полчаса они уже будут спокойно беседовать.
Но, по большому счету, жизнь глухонемого ненамного отличается от обычной. Глухонемые мальчишки играют в машинки, девочки - в кукол. Влюбленные ссорятся, мирятся и жестами объясняются в любви.