Чем занимается ваш ребенок после школы? Языками, математикой, биологией, снова языками? Это значит, считает психолог Центра "Медицина-АСК" Анна КРАСИЛЬНИКОВА, что и после школы он продолжает учиться. Вместо того, чтобы пойти в какой-нибудь клуб по интересам, найти себе занятие по душе - то, что мы когда-то называли хобби.
Отдыху нужно учиться
ВЫ СКАЖЕТЕ: какое хобби, вместить бы в школьную неделю учебу, а увлечения - для взрослой жизни. И вычеркиваете из списка кружки, которые "ничего не дают". А потом удивляетесь выросшим мальчикам и девочкам, которые не имеют интересов вне работы. Их учили заниматься лишь тем, что работает на достижение цели, а если ты не собираешься быть художником - то зачем тебе изостудия. В итоге вырастает творчески ограниченный человек, который научился работать, но не научился интересно и плодотворно отдыхать.
Или бывает, человек годам к тридцати вдруг осознает, что значительную часть жизни занимался не своим делом. Ходил не в ту школу, учился не в том институте, работал не там, где ему на самом деле интересно. Самый яркий пример того, что в детстве ребенку не дали возможности попробовать себя в разных сферах. Как раз все эти школьные и районные кружки и помогают понять, что ему нравится.
Что выбрать?
ПОНЯТНО, что вам хочется вырастить чемпиона по плаванию или балерину. Но это ваше желание, а дите, возможно, стремится играть в школьном театре, заниматься борьбой, плести макраме, наконец. Каким бы бесполезным ни казалось вам увлечение, не лишайте его ребенка. Он может и даже должен сам выбрать, чем ему заниматься после школьных уроков.
Совсем устраняться родителям не стоит. Ведь чтобы сделать правильный выбор, нужно знать, из чего выбираешь. Вот вы и расскажите своему чаду обо всех кружках, попавших в поле зрения, распишите, чем там занимаются. По возможности загляните в каждый хотя бы на пару минут, чтобы познакомиться с преподавателем, взглянуть на ребят, прочувствовать атмосферу занятий.
Это тем более надо сделать, если ваш отпрыск руками и ногами упирается и говорит, что ему и дома хорошо. Конечно, ребенок, который с родителями ходит в бассейн, в театры, походы, может и обойтись без дополнительных интересов, хотя такие, как правило, чем-нибудь увлечены. Но если сын или дочь, сделав уроки, замирают перед телевизором или слоняются по улицам, кружок просто необходим.
"Разбрасываться" полезно?
МЛАДШИЕ школьники обычно легко записываются в разные кружки и секции. И так же легко спустя какое-то время заявляют: мне там не нравится. Не надо ни ругать за легкомыслие, не спешить сменить занятие.
По словам А. Красильниковой, лет до 14 ребенок даже должен менять кружки, редко кому с первого раза удается определиться с хобби. К тому же нормально, когда первокласснику нравилось одно, а перейдя в пятый класс, он заинтересовался чем-то другим.
Другое дело, что, начав ходить в кружок, надо позаниматься в нем минимум два месяца, за это время ребенок поймет, "его" это или нет. Первые занятия, как правило, проходят на "ура" за счет новизны, а потом начинаются будни. И к четвертому-пятому занятию ребенок может потерять интерес, особенно если не все получается. Если сам он с ленцой, а занятия требуют некоторых усилий. Или он не сумел подружиться с ребятами. Или мама с папой спрашивают лишь об отметках, забывая узнать про успехи в музыке или рисовании.
Чаще всего достаточно бывает разобраться с одной из этих проблем, чтобы все встало на свои места. Ну а если и через пару месяцев отпрыск твердит, что ему на этих занятиях скучно, - дайте ему возможность найти себя в чем-то другом.
Советы психолога
НЕ ПЫТАЙТЕСЬ объять необъятное. Внешкольных занятий не должно быть больше 2-3-х. Иначе ребенку просто не хватит дня, чтобы все успеть.
Не спешите сразу покупать необходимую для кружка форму и принадлежности. Часто родители настаивают, чтобы ребенок занимался нелюбимым делом только потому, что уже потратились на пианино или кимоно.
Развивайте разносторонние интересы. То есть пусть кружки будут разной направленности: интеллектуальные, творческие, спортивные.
Оставляйте ребенку свободное время. После всех занятий и уроков у него должен быть личный хотя бы час перед сном, когда он может заниматься чем угодно: читать, слушать музыку, ковырять в носу, наконец.
Интересуйтесь не только уроками, но и внешкольными занятиями. Ходите на кружковские выступления, смотрите рисунки и поделки. Ребенку не захочется ни в какие самые занимательные кружки, если ему не перед кем будет демонстрировать свои достижения.