КТО из родителей не испытывал значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваясь с его упрямством?
Очень часто упрямством называют НОРМАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ НЕГАТИВИЗМ - естественную и важную стадию развития ребенка.
Около 2-3 лет у ребенка активно развивается речь, формируется чувство "Я". Если раньше ребенок еще не выделял себя из окружающей его среды, то теперь он начинает осознавать и себя как отдельного человека, и свои желания и возросшие возможности. Ребенок стремится все делать сам и протестует против помощи и ограничений его возможностей.
Когда мы говорим о негативизме, то имеем в виду не обычное непослушание (ребенок не делает то, что мы от него требуем, потому что сейчас ему хочется делать совсем другое). При негативизме ребенок отказывается делать то, что предлагают родители, не потому, что ему этого не хочется, а потому, что для него важно не подчиниться воле взрослого, проявить самостоятельность.
Очень важно, чтобы взрослые не стремились переломить ребенка и подчинить его своей воле, а вдумчиво и гибко отнеслись к изменениям.
1. Эта фаза важна для нормального развития
В это время у ребенка формируется способность к самостоятельному, волевому поведению. Если взрослые будут все время подавлять проявления самостоятельности ребенка, то скорее всего он вырастет зависимым, сомневающимся в себе человеком.
2. Не наказывать за то, что ребенок говорит "нет"
Если ребенка наказывают за то, что он говорит "нет", он вырастает соглашающимся, не способным отстаивать свои права человеком.
3. Устанавливать правила и объяснять их детям
Бывает, что правила и рамки очевидны для взрослых, но неизвестны детям. Если дома можно рисовать на книжках, то почему нельзя в гостях или в детском саду?
4. Дать ребенку дополнительный выбор
Порой детям важно предлагать самим выбирать тип поведения. Например, если ребенок отказывается искупаться перед сном, спросите: "Ты сам залезешь в ванну или я посажу тебя?" Возможность избежать купания здесь не предусмотрена.
5. Не говорите только "нельзя"
Необходимо сократить число "нельзя", тщательно продумав, какое поведение пресекать, а какое оставлять без внимания. Параллельно надо увеличить число "можно": "Рассматривать книгу можно, а рвать нельзя". "На диване прыгать нельзя, а на полу можно".
6. Сообщайте требования позитивно
Тон, в котором мы предъявляем требования, должен быть твердым, но дружественным. А повелительный или раздражительный тон скорее вызовет протест.
7. Дайте время для перемен
Поведение детей не обязательно изменится быстро. Результаты могут быть заметны только по прошествии времени.
Продолжение следует