Российские трансплантологи нашли еще один способ помочь пострадавшему мозгу
Принципиально новый подход к лечению серьезнейших заболеваний центральной нервной системы - таких, как детский церебральный паралич, болезнь Паркинсона, интеллектуальные расстройства, последствия черепно-мозговой травмы и другие, - разработан в НИИ трансплантологии и искусственных органов. Там создан трансплантационный материал, который обладает совершенно оригинальным качественным эффектом. Это совокупность элементов клеток и тканей с заданными свойствами, которые обладают мощным воздействием на мозг.
ИЗВЕСТНО, что лечение той или иной болезни при помощи лекарств, физиотерапии и т. д. не всегда приносит желаемые результаты. Организм человека как бы "не хочет" принимать помощь извне. Преимущество же созданного в институте оригинального трансплантационного материала в том, что он способен моделировать естественные процессы восстановления поврежденной ткани мозга. Больному вводят части клеток с определенными свойствами, направленными на борьбу с тем или иным заболеванием. Введенный клеточный материал, с одной стороны, восполняет недостаток некоторых веществ, оказывая тем самым лечебное действие. Но есть и другая сторона их работы, которую до последнего времени не могли объяснить. Почему у полупарализованного после инсульта больного, которому ввели тканевую суспензию, начинает двигаться рука, раньше висевшая плетью?
- Нет участка мозга, отвечающего за двигательную активность, он погиб, - поясняет заведующий научно-клиническим отделом тканевой трансплантологии института к. м. н. Александр Аникин.
- Маловероятно и то, что другие, здоровые клетки мозга взяли на себя эту функцию. Остается одно: введенный клеточный материал вызывает образование новых клеток. Это подтвердила недавняя научная работа английских медиков: доказано, что мозг взрослого здорового человека ежедневно воспроизводит около 500 новых нервных клеток! А материал, который мы вводим больному, получается, стимулирует образование в мозге тех структур, отсутствие которых и вызывает болезнь. Но если мозг имеет инструмент самовосстановления, то, может быть, не стоит "вставлять" туда чужие клетки (к примеру, синтетические), с которыми он потом начнет "воевать", а помочь ему сделать собственные - те, которые ему нужны.
Метод, применяемый в НИИ трансплантологии, на сегодняшний день единственный, который обладает воздействием на эту функцию мозга. Этим способом пролечено уже около 600 больных, примерно треть из них - с диагнозом ДЦП. Запомнили здесь девятилетнюю пациентку с серингомиелией - редким и тяжелым заболеванием спинного мозга, эффективного лечения которого сейчас практически нет. Девочка была очень слаба, истощена, даже передвигалась с трудом, вдобавок почти ослепла. В свое время ее оперировали - вернее, пытались, но не довели до конца, что неудивительно: операция эта очень опасная, за нее мало кто берется. В итоге ребенок угасал на глазах.
Но уже через два месяца лечения в отделе тканевой трансплантологии девочка резко изменилась: стала расти, набирать вес, нормально развиваться. Занимались ею здесь около года. Сейчас это совершенно нормальный ребенок. Вернулось зрение, девочка стала успевать в школе...
Помогла тканевая терапия и другой маленькой пациентке с задержкой психоречевого развития. Ребенок с признаками дебильности никакому воспитанию не поддавался, девочка была абсолютно неконтактна. После лечения она стала разговаривать, реагировать на общение, поддаваться педагогике. У этого направления трансплантологии особенно большие возможности в лечении детей с отставанием в интеллектуальном развитии: ребятишки начинают активнее развиваться, сглаживается разница между ними и их нормальными сверстниками.
Среди "поддающихся" лечению новым методом и болезнь Паркинсона, эпилепсия, некоторые состояния после перенесенного инсульта. Там, где нет других реальных способов стимулировать работу коры головного мозга, тканевой терапии это зачастую по силам. Удалось разработать и простое в применении лекарство - оно сделано в виде носовых капель. Специалисты обратили внимание на стойкость достигаемого эффекта: обратного развития не происходит. Препараты аналогичного действия пока неизвестны.
Существуют, правда, и здесь ограничения: по словам Александра Аникина, некоторым больным с глубокими поражениями мозга тканевая терапия помочь не может. Удается лишь несколько улучшить, "подтолкнуть" интеллектуальное развитие. Не занимаются здесь и лечением генетических аномалий.
Пациентами отдела тканевой трансплантологии становятся также люди с артрозами коленного и тазобедренного сустава. Известно, что при артрозах нарушается питание хрящевой ткани. Суставы теряют былую подвижность, меняется положение костей. Все это сопровождается болью. Зачастую врачи рекомендуют операцию по протезированию тазобедренного сустава - вмешательство тяжелое и не всегда удачно заканчивающееся. В институте разработан оригинальный метод борьбы с этим недугом. Сначала с помощью иглы-электрода купируются нервные окончания, пациент избавляется от боли и может двигаться более свободно. Затем в сустав вводится трансплантационный материал, тормозящий разрушение хряща. Аналогичная схема разработана для лечения спазма приводящих мышц бедра при детском церебральном параличе. Разрушение участка нерва, вызывающего этот спазм, приводит к расслаблению мышцы, и походка исправляется.
Возможности нового направления в трансплантологии этим не исчерпываются, в институте идут дальнейшие научные поиски.