Примерное время чтения: 5 минут
63

Таблетки от детства

Американские психиатры придумали две новые болезни

Кто-то обожает математику, но не любит пение. Кто-то любит литературу и не переносит физкультуру. Кто-то упивается учебниками по истории, а у кого-то от них зубы сводит. Дети далеко не всегда хотят учиться всему подряд, и это естественно. Иначе они не были бы детьми. Взрослые в конце концов выбирают в жизни одну специализацию, но от детей требуют прямо противоположного. Явная несправедливость, но в США пошли дальше. Нерадивых чад начали лечить от нерадивости, и теперь родители с полным основанием могут пугать своих двоечников не полицейским, не федеральной тюрьмой, а психиатром.

Нет психиатра - нет проблемы

АМЕРИКАНСКАЯ классификационная диагностическая система DSM-IV насчитывает более 200 психических заболеваний. И это еще не предел. Врачи все время ищут и, что самое печальное, находят все новые и новые. Американская психиатрическая ассоциация тоже заинтересовалась вопросом, почему не все дети хотят учиться. И быстро нашла ответ: дети-шалопаи просто психически больны. В подтверждение этой мысли было найдено сразу два новых заболевания: "учебное расстройство" и "расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью". То есть, если ваш ребенок непоседливый и шустрый, у него, что называется, шило в одном месте, не пугайтесь - он попросту психически болен.

В DSM-IV профигурируют следующие симптомы этих заболеваний: "совершение легкомысленных ошибок в учебе; неохотное выполнение домашней работы; отвлекаемость под влиянием внешних стимулов; неусидчивость; стремление покидать свое место в классе; трудный характер". Обобщите все это - и получите портрет обыкновенного мальчишки или девчонки, не зубрилы и не "ботана", которому хочется прыгать и скакать и не хочется учить математику и родную речь. У кого нет таких детей, тем, видимо, стоило бы их завести. Даже самые отъявленные шалопаи, как прекрасно известно их родителям и учителям, могут прекрасно концентрировать внимание на том, что им на самом деле интересно.

Сейчас в США более 2,5 млн. детей с учебным расстройством и 4,5 млн. "слишком шустрых". Что характерно: в школах, где психологи и психиатры трудятся в поте лица, таких детей много. А там, где эскулапы по каким-то причинам отсутствуют, психически больных детей не наблюдается вовсе.

"Почти все, что мы чувствуем или делаем, - говорит известный американский психиатр Джон Лео, - записано где-то в DSM как индикатор некоего страшного расстройства... Психиатры могут свободно объявить больными столько людей, сколько пожелают". Конечно, не все в Америке с этим согласны. Многие члены все той же Американской психиатрической ассоциации указывают на расширенное толкование "учебных расстройств". Например, дислексию (трудности с восприятием и изложением письменного текста) и дискалькулию (то же самое, но с арифметикой) вообще вряд ли можно рассматривать как психические заболевания. Скорее, это результат плохого обучения на ранних стадиях.

У богатых свои причуды

СПРАВЕДЛИВОСТИ ради стоит отметить, что диагнозы, связанные с недостатком внимания, приносят доходы не только психиатрам, но и родителям "больных" детей. С 1990 года в Америке работает федеральная программа помощи малоимущим семьям, имеющим таких чад. Пособие по американским понятиям небольшое - 400-450 долларов в год. Но если прибавить сюда же миллиард долларов, которые школы тратят на содержание психологов, и 15 (!) миллиардов на диагностику, лечение и изучение этих, в общем-то, несуществующих болезней, итог будет сравним с расходной частью государственного бюджета Российской Федерации на 1999 год (чуть больше 23 млрд. долларов). Что уж говорить о наших расходах на здравоохранение - 0,37 млрд. долларов!

Если бы диагнозы несуществующих заболеваний только фиксировались психиатрами, это было бы еще полбеды. Даже четверть. Но "учебные расстройства" еще и лечить пробуют. Отделения детской психиатрии расползаются по развитым странам со скоростью, которой мог бы позавидовать вездесущий "Макдоналдс". Единственное средство, которое освоила современная психиатрия, - это медикаментозные препараты, таблетки, "колеса", если угодно. Именно "колеса", потому что инструментарий, предлагаемый детям в той же Америке, не слишком далеко ушел от аптечки начинающего наркомана. Это риталин (метилфенидат), относящийся к группе амфетаминподобных препаратов, цилерт (пемолин) - стимулятор центральной нервной системы - и антидепрессанты последнего поколения. Привыкание к риталину подтверждают сами производители: суицидальные попытки - это основное осложнение при отвыкании от этого препарата. Наркоманы со стажем обычно используют его в комбинации с другими препаратами. Про антидепрессанты все в том же DSM-IV сказано: "...достаточно хороший эффект дают имипрамин и дезипрамин, в то же время сообщается о случаях смерти детей, принимавших дезипрамин".

Иметь или не иметь?

ВСЕМ, понятное дело, хочется быть богатыми и здоровыми и не хочется быть бедными и больными. На практике же часто получается, что болезней от богатства может быть не меньше, чем болезней от бедности. Просто у "бедной" медицины одни проблемы, а у "богатой" - другие. У наших психиатров нет денег даже на самые необходимые лекарства, а у их американских коллег голова болит о другом - как заставить население в возрасте от 6 лет и выше потребить лекарства, уже оплаченные федеральными программами. Пробовали, например, запрещать детям, отказавшимся от лечения, посещать школу. Правда, после ряда судебных процессов такая мера была признана неконституционной. Абсурд? Не больший, чем попытки взрослых дядей лечить детей... от детства.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно