Примерное время чтения: 9 минут
571

Ониомания опустошает кошельки и души

ЕСЛИ раньше страдающие этим заболеванием в поисках новых вещей совершали набеги на супермаркеты и бутики, то теперь большинство покупок ониоманы совершают через Интернет, ТВ-шоп или по красочным каталогам рассылок.

Например, жители Эстонии покупают все больше, несмотря на то, что средняя зарплата в республике в 6 раз ниже, чем средняя зарплата в Евросоюзе. Здесь оказывает влияние телевизионная реклама. Каждый житель Эстонии проводит перед ТВ-экраном более четырех часов каждый день.

Мать газетного магната Уильяма Херста (1863-1951) рассказывала, что он страдал страстью покупать что-либо совершенно ненужное, если бывал расстроен. Однажды, пребывая в таком настроении, он, так сказать, "втемную", приобрел за 40 тыс. долларов испанский монастырь Х века в Сеговии. Монастырь, чтобы доставить покупателю, разобрали до основания, пронумеровав каждый камень. Затем проложили специальный рельсовый путь в 25 миль, чтобы перевезти камни до ближайшей железной дороги. И построили специальную лесопилку, чтобы сделать 10 700 упаковочных ящиков.

Есть целый ряд причин, которые приводят людей к навязчивой идее покупать. Исследования, проведенные недавно в Англии, выявили, что низкая самооценка, особенно у женщин, заставляет их покупать, покупать и покупать. Зачем? Приобретение новых вещей делает их в собственных глазах удачливыми, обеспеченными, яркими и сильными, и пусть ненадолго, но повышает их самооценку.

Одиночество, горе, разочарование, скука также толкают женщин делать необоснованные траты. Если человек постоянно бродит по магазинам, то, возможно, он хочет избежать какой-то работы, обязанностей, принятия какого-либо сложного судьбоносного решения. Либо он просто хочет быть окруженным людьми, чтобы не чувствовать себя таким одиноким.

"Шопоголики" без серотонина

НЕДАВНО ученые предположили, что приступы "шопоголизма" связаны с нехваткой в человеческом организме гормона серотонина, который отвечает за смену настроения. В мозгу существует особая серотониновая система. От ее работы и зависит, будет ваш день окрашен в радужные или темные тона. Более того, серотонин управляет аппетитом, эмоциями, порывами и пристрастиями, способствует сну, оказывает антистрессовое действие, регулирует тонус сосудов, развитие аллергии и воспалительные реакции. Недостаток серотонина в организме приводит к депрессивным состояниям, развитию шизофрении, низкой самооценке.

Женщины подвержены ониомании больше мужчин, потому что женский организм более чувствителен к перепадам уровня серотонина. Патологические покупатели испытывают эйфорию, крайнее возбуждение во время процесса покупки, а потом угрызения совести, злость, огорчение и разочарование. Обычно они даже не разворачивают свои покупки, скапливают их в шкафу или прячут в потаенные места. Многие по возможности возвращают покупки обратно в магазин. Эти несчастные тратят подчас невероятные суммы. Однако серьезные траты не становятся преградой для пагубной привычки.

Сегодня при помощи магнитно-резонансной томографии ученым удалось измерить электрическую активность в коре головного мозга женщин-покупательниц, а именно - в отделе коры, отвечающем за здравый смысл и рациональное мышление. Результаты показали, что в преддверии покупки способность здраво и рационально мыслить у них практически полностью исчезает, а напряжение в отделах, управляющих эмоциями и приятными ощущениями, нарастает до предела.

Почву для развития ониомании готовят детские психотравмы и склонность к депрессиям, которая прослеживается уже в подростковом возрасте ониоманов. Что стоит за внешним лицом ониомании? Психологические проблемы выражения чувств, трудности общения и взаимоотношений, затруднения удовлетворения основных человеческих потребностей. Приобретение какой-либо вещи, украшения или косметики, воспринимаются как способ успокоить себя, вознаградить, утешить. Если у человека есть какой-то глубокий внутренний конфликт или какая-то неразрешенная проблема личностного плана, создающие внутреннее напряжение, то покупки приносят ему непродолжительное чувство радости, создают иллюзию облегчения, но только на короткое время.

Так что причины могут быть совершенно разными, а вот последствия, как правило, одинаковы - крупные долги.

Как и при других видах зависимости, когда человек не может жить без спиртного или наркотика, а потом страдает от похмелья или ломки, человек, страдающий ониоманией, как бы играет в жертву своей болезненной страсти. Например, накапливает обиды, чтобы потом в какой-то момент выплеснуть их в акте безудержного совершения покупок. Но после на ониомана со стороны близких и родных обрушиваются праведный гнев, возмущение, призывы к совести, а он начинает испытывать чувства вины, раскаяния и агрессии, направленной на самого себя.

На формирование ониомании влияет масса факторов. Одним из них является реклама. О ней и поговорим.

Реклама зовет и губит

ИМЕННО реклама забрасывает сети, чтобы как можно больше людей попались в ловушки зависимости и не только ониомании, но и на крючки курения, алкоголизма, азартных игр, зависимости от парфюмерной продукции или телевидения. Реклама пытается воспитывать наши вкусы, но, с другой стороны, создает условия для того, чтобы у нас в душе зарождались страхи и комплексы неполноценности.

Дразнящая реклама внушает нам, что путь к совершенству легок и приятен, но этот путь пролегает через наш кошелек. Открой его, купи - и ты будешь совершенным. Будешь чувствовать себя лучше, выглядеть привлекательнее, будешь нравиться окружающим, иметь много друзей, добьешься успеха в чем угодно, станешь совершенным в сексуальной жизни, и вообще окажешься на седьмом небе.

А для этого только и нужно что накупить всего и побольше: сладостей, шоколада, пирожных, пива, вина, водки, ликеров, шампанского, виски, кофе, какао, лимонада, сигарет, духов, дезодорантов, лаков, пудры и губных помад, костюмов, платьев, аксессуаров, страховых полисов и горящих путевок.

Причем мы прекрасно знаем, что реклама - это массовый способ манипуляции нашим сознанием, но все равно с удовольствием лезем в эти ловушки и становимся зависимыми.

На рекламную индустрию работают лучшие художники, дизайнеры, имиджмейкеры, психологи, аналитики, стратеги и тактики, экономисты и финансисты. И все ради того, чтобы товар, продукт, услуга были куплены и востребованы, часто не задумываясь о том, что они могут нанести серьезный вред покупателям.

Главная цель рекламы - донести информацию о чем-то, что может подарить нам удовлетворение. У каждого в детстве или в какие-то периоды жизни имелись трудности в удовлетворении своих потребностей. Кто-то недополучил любви, ласки, внимания, когда в этом сильно нуждался. Кто-то недополучил признания. Тогда мы сильно в этом нуждались: нам нужно было удовлетворить свои потребности, но мы не смогли этого сделать. И вот поезд уже ушел, а люди пытаются убежать в свое прошлое и удовлетворить те необходимые потребности сомнительным удовольствием, которое получают от покупок, навязываемых рекламой. Но этот способ иллюзорный! Без труда достижимое сейчас не может удовлетворить тех потребностей, в которых мы нуждались в прошлом.

Очень важно научиться воспринимать рекламу только с точки зрения получения информации, а при принятии решения "покупать - не покупать" - исходите только из здравого смысла, целесообразности и необходимости. Почаще задавайте себе вопрос: "Что случится, если я проигнорирую эту покупку?"

Выход есть

ОН ТАКОЙ же, как и при других эмоциональных и поведенческих зависимостях.

Прежде всего нужно осознать свою проблему. То, что она есть и ничем не отличается от, скажем, того же алкоголизма. Понять, что акт очередной покупки все равно не сможет удовлетворить ваших истинных потребностей, то, в чем вы действительно нуждаетесь, - общение, человеческое тепло, признание окружающими ваших заслуг. А поскольку этот акт иллюзорен, то, значит, нужно подобрать ему здоровую альтернативу, которая действительно помогла бы обрести все это.

Необходимо изучить условия, когда включается механизм "срыва", для того чтобы предотвратить это включение или вообще вывести его из строя. Полезно в этом смысле овладеть психологическими приемами и способами, которые гасили бы любую волну атаки ониомании, помогали разорвать порочный круг навязчивости.

Наш успех, яркость и неповторимость нашей индивидуальности зависят только от нас, а не от того, купили мы что-то или нет. Важно учиться принимать решения и нести ответственность за свой выбор.

Необходимо работать с чувствами: прежде всего с чувством вины, страха и низкой самооценкой, чтобы вытеснить их чувством собственного достоинства и уверенности в себе. Учиться выражать свои чувства открыто и честно. Учиться правильно принимать и проживать негативные переживания, лишения или горе.

Активный отдых, творчество, общение c интересными людьми, общение с природой, богатая духовная, интеллектуальная и культурная жизнь помогают нам справляться со своими обязанностями, одновременно решая проблемы скуки и одиночества.

Человек идет тратить деньги, потому что нуждается в новых эмоциях. К сожалению, впоследствии он испытывает ужасное чувство вины и даже злость на самого себя, что может также, в свою очередь, привести к депрессии - замкнутый круг, не правда ли? Так как покупка является антидотом для депрессии, психиатры при лечении патологических покупателей активно используют антидепрессанты.

Социальные последствия ониомании

ДОЛГИ. Ни один семейный бюджет не выдерживает такой финансовой нагрузки. По этой причине закладываются дома и семейные драгоценности.

КРАЖИ в магазинах и супермаркетах. Ониоманы отнимают у родных последние деньги, мошенничают и даже занимаются проституцией, лишь бы добыть деньги на покупку.

РАЗВОДЫ, семейные конфликты, нанесение телесных повреждений.

Последствия для здоровья

  • Психосоматические заболевания: аритмия, вегетососудистая дистония, гипертоническая болезнь, дискинезия желчевыводящих протоков, гастрит, язвенная болезнь, хронические колиты и другие.

  • Депрессия, неврозы страха, стойкие нарушения сна, агрессия и аутоагрессия и другие.

  • Подавление иммунитета и, как следствие, - частые простудные заболевания.

    Вот это раскошелились!

  • Менеджер социальной службы Люси Дэвис (Великобритания) умудрилась потратить больше 100 тысяч фунтов стерлингов казенных денег, за что и была посажена в тюрьму на три года.

  • Двадцатипятилетняя жительница Северного Лондона Росс Тенхаус поставила рекорд для "шопоголиков". За семь лет прогрессирующей ониомании она ухитрилась истратить более полумиллиона фунтов стерлингов.

    Наша справка

    Ониомания - навязчивое влечение делать покупки, не сообразуясь с необходимостью и последствиями, в неимоверных количествах. Наблюдается при маниакальных состояниях и не только. В 90% случаев ониоманы - женщины.

    Смотрите также:

  • Оцените материал

    Также вам может быть интересно