ПЕРЕД отпуском Ирина Б. закупила целый чемодан новеньких маечек, трусиков и купальников. Однако половина приобретенных Ириной вещей так и осталась нераспакованной, что вызвало недоумение супруга: к чему было тратить деньги? 14-летняя Лариса Н. никак не может объяснить родителям, почему всякий раз, отправляясь за продуктами для семьи, значительную часть выделенной суммы она тратит на кассеты и диски. "Мы и так даем тебе деньги на расходы. Зачем покупать лишнее?" - удивляются родители. А пенсионерка Вера Л. нашла себе такое хобби. Приходя в супермаркет, она набирает полную тележку всевозможных товаров и... оставляет ее перед кассой.
ЭТИ случаи и десятки похожих были зафиксированы специалистами столичного Медико-психологического центра индивидуальности. По их мнению, впору говорить о том, что москвичи начали страдать новой формой социального невроза - стремлением делать бессмысленные покупки. Они называют это навязчивым шопингом. Есть угроза, что количество шопингоманов с каждым годом будет только расти. Это одна из болезней больших городов.
"Отдайся шопингу!"
ПОДОБНЫЕ призывы окружают москвичей на каждом шагу. Трудно удержаться от соблазна, когда попадаешь в изобилие товаров, где все сверкает и манит красочными упаковками, где играет приятная музыка, а обслуживающий персонал чуть ли не в ноги тебе кланяется.
Да, по другую сторону баррикад в этой "экономической войне" явно не дураки. Владельцы супермаркетов хорошо знают, как расположить секции своего магазина и товары на полках, чтобы увеличить объемы продаж, заставив каждого клиента раскошелиться на несколько большую сумму, чем он изначально рассчитывал. Искусство "впаривать" родилось не вчера. Что-то подобное описывал в конце ХIХ века Эмиль Золя в романе "Дамское счастье". Главная героиня разорила своего мужа походами в женский магазин. В тексте можно найти подтверждение того, что вещи в магазине были развешены и разложены весьма искусно: покупая что-то, дамы непременно прихватывали сопутствующие товары и просто безделушки.
В принципе каждый из нас может присмотреться к своим знакомым или близким с целью определить, не является ли кто-то из них потенциальным (или уже состоявшимся) шопингоманом. Скажем, ваша жена заявляет, что намерена потратить в магазине 200 руб. и принести сдачу с пятисотенной купюры. А в итоге тратит все 500. Требовать разумного объяснения расточительности бесполезно - все закончится слезами или скандалом. Но искать объяснение можно и даже нужно.
Эхо дефицита
КАК отмечают психологи, из общего числа "страдающих" навязчивым шопингом 80% - женщины. То есть их в 4 раза больше мужчин! Возможно, корни явления лежат очень глубоко, в генетических особенностях женской психологии, в мощных архетипах, возникших в древности. В те времена, когда мужчины гонялись за мамонтами, представительницам слабого пола отводилась роль собирательниц. Раньше они бродили по лесам в поисках грибов и ягод, теперь убивают время в супермаркетах. В отличие от мужчин женщины часто обращают внимание на мелкие детали. Порой они даже не могут объяснить, почему купили тот или иной товар: "Просто понравилось".
"Страстью к ненужным покупкам в первую очередь одержимы люди среднего и старшего поколения. Они задним числом компенсируют тот дефицит товаров, который наблюдался в советские времена, - считает профессор Института повышения квалификации врачей Минздрава, академик РАЕН Евгений Шапошников. - Тотальный покупательский психоз сформировал у многих потребительскую психологию, установку на покупку всего и вся. Ажиотажный закупочный синдром, когда люди несли домой продуктовые наборы или "добытую" в очереди колбасу, еще гнездится в подкорке. За рубежом навязчивый шопинг тоже наблюдается - особенно в мегаполисах, где ассортимент богаче и реклама изощренней. Но в развитых странах это не носит массовый характер. Пресловутый вещизм, приписываемый американцам, проистекает скорее из высокого уровня жизни - они могут позволить себе покупать лишнее. А навязчивый шопинг как форма невроза - это удел жителей тех стран и городов, куда рыночное изобилие пришло сравнительно недавно. И проблема в том, что некоторые шопингоманы тратят на ненужные покупки последние деньги, нанося семейным бюджетам серьезный урон. Да и вопреки расхожему мнению, это необязательно люди богатые".
По данным Медико-психологического центра индивидуальности, манией к бессмысленным тратам страдают 20% москвичек! И это лишь вершина айсберга: такая картина вырисовывается, если проанализировать случаи клинических обращений (причем к специалистам за помощью, как правило, приходят не сами шопингоманы, а их родственники). На самом деле, по оценке Евгения Шапошникова, число "одержимых покупками" женщин в столице может достигать 45%! Мужчин - 15%. И не исключено, что в ближайшие годы их количество возрастет. Все зависит от того, насколько успешны в "экономической войне" с потребителем окажутся рекламщики и владельцы торговых сетей. Судя по всему, свое дело они знают и быстро учатся у западных коллег: менеджер по продажам - это одна из самых востребованных специальностей в Москве.
Сродни азарту
НАВЯЗЧИВЫЙ шопинг нельзя назвать патологией личности. Это увлечение сродни азарту, зацикленности на игре. Поэтому правильнее его считать неврозом навязчивого состояния. А невроз требует коррекции методами психотерапии.
"Мы вышли на эту проблему случайно, - продолжает Евгений Шапошников. - Беседовали с пациентами и выясняли, что в совокупности с разными симптомами (грусть, тоска, неуверенность в себе, неудовлетворенность жизнью) у них наблюдается покупательская навязчивость. Кто-то признавался, что испытывает непреодолимое желание делать покупки, впадает в транс, видя изобилие на полках. Кто-то находит успокоение от самого процесса набирания товаров. Зачастую человек осознает, что делает что-то не то, разоряет семью, - тогда начинается процесс самобичевания, а он только усугубляет невроз. Сам невроз навязчивого шопинга - это, как правило, следствие негативного эмоционального напряжения. Шопингомания может наблюдаться при депрессиях: покупка на какое-то время поднимает человеку настроение".
Американский психолог Роберт Тайер утверждает: пробежка по магазинам - лучший способ избавиться от беспокойных мыслей и совладать с депрессией. Дескать, в этом отношении шопинг гораздо эффективнее секса или алкоголя. И предлагает его как средство от городского стресса. Странные они, янки. Вместо того чтобы искоренять причину проблемы, преподносят ее следствие как панацею. Впрочем, американцы - люди богатые. И деньги считать умеют: вряд ли они оставят в супермаркете последний доллар. Иное дело мы - с нашей-то невоздержанностью. Так что, дорогие шопингоманы, лучше бегайте по утрам вокруг дома. От стресса тоже помогает, зато деньги останутся в сохранности.