Нередко тяжело заболевший человек мучает себя вопросом: "За что мне такое? Что я сделал в жизни неправильно?" А оказывается, как говорит доктор медицинских наук, профессор Игорь Алексеевич ЗАВАЛИШИН, каждый из нас уже рождается с генетически обусловленной предрасположенностью к ряду различных заболеваний, которая при благоприятных для них обстоятельствах может проявиться.
ИГОРЬ Алексеевич уже не один десяток лет занимается таким тяжёлым заболеванием, как рассеянный склероз, заведует нейроинфекционным отделением Института неврологии РАМН, возглавляет Научно-методический центр по рассеянному склерозу. Наш корреспондент попросила Игоря Алексеевича подробнее рассказать об этой коварной болезни. Рассказ, вопреки ожиданиям, оказался совсем не пессимистичным.
Когда накатывают волны
ЖИВЁТ, живёт человек, учится, работает, строит планы на будущее, и вдруг ни с того ни с сего... головокружение, покалывание и онемение в разных частях тела, двоение, боль в глазах, временное снижение остроты зрения, нарастающая слабость в ногах. Все симптомы разом или какой-то один. И он длится не час или два, а сутки. Потом уходит, снова возвращается. Что делать? Сразу же обратиться к врачу.
Все вышеназванные отклонения в здоровье могут оказаться предвестниками рассеянного склероза. Он так и протекает - волнообразно: ухудшение - улучшение, ухудшение - улучшение. Лишь у 15% больных болезнь сразу же приобретает прогрессирующий характер.
А страдают ею главным образом молодые люди от 20 до 40 лет, которые в большинстве своём болеть просто не привыкли. И чаще женщины, чем мужчины. Примерно 1:1,5. Молодым, конечно, трудно свыкнуться с новым своим состоянием. Подчас легкомысленно думается: пройдёт! Проходит же... Не пройдёт, нужно скрупулезно, тщательно, с верой в успех лечиться. И хотя окончательно расстаться с болезнью не удастся, ремиссии могут быть столь стойкими и продолжительными, что человек, поддерживая себя лекарствами, может вести привычный образ жизни и жить долго.
При рассеянном склерозе поражаются проводники нервной системы на участках головного и спинного мозга. Нервное волокно этих проводников имеет миелиновую оболочку. И болезнь заключается в том, что в том или ином месте миелин исчезает. Импульс, передаваемый нервными волокнами, или не доходит до нужного места, или передаётся вовсе не туда, куда нужно. Отсюда все те нарушения в организме, о которых мы говорили.
Можно затормозить
ОТЧЕГО всё это происходит? Какие факторы провоцируют болезнь? Прежде всего наследственный. Но и он не безусловный. Может проявиться, а может - и нет. Другой источник заболевания - вирусная инфекция. Сейчас наукой рассматриваются более ста вирусов, которые подозреваются в способности запускать механизм рассеянного склероза.
И третий фактор - воздействия внешней среды. Какие - пока ещё точно не установлено. Однако долголетними наблюдениями выделены зоны высокого и низкого риска болезни. Высокого - это Европа, особенно северная, Россия в северной своей части. А зона низкого риска - юг, жаркие страны. И если, допустим, ребенок до 15 лет, имеющий предрасположенность к болезни, когда у него ещё не сформировались иммунные реакции, переезжает из зоны высокого риска в зону низкого риска, то он приобретает способность - пока не ясно почему - не заболевать так же, как люди, живущие в этой зоне постоянно. Если же человек совершает такой переезд после 15 лет, то опасность заболеть сохраняется на том же уровне, как если бы он никуда и не переезжал.
Рассеянный склероз в настоящее время достаточно хорошо изучен. Мы уже говорили, что протекает эта болезнь волнообразно, в первые годы особенно. И тогда преобладают в основном иммунные реакции организма. А на какой-то стадии, когда заболевание приобретает прогрессирующий характер, иммунные реакции менее характерны, а нарастают нарушения в обменных процессах. Поскольку все эти механизмы выявлены, определено много точек в организме, на которые целесообразно воздействовать, чтобы повлиять на характер течения болезни.
Сегодня уже созданы различные иммуномодуляторы, которые модулируют интенсивность иммунного процесса. Это различные препараты интерферона: бетаферон, ребиф, авонекс, копаксон. Они способны влиять на рассеянный склероз, так сказать, в перспективе. Если раньше это заболевание было неуправляемым и во врачебной среде царствовал абсолютный нигилизм по отношению к нему: заболел человек - пропал, то сейчас определённо можно утверждать, что названные препараты сдерживают и развитие, и обострение болезни, активно вмешиваются в этот повторяющийся процесс "обострение - ремиссия" (который раньше по мере развития болезни всё нарастал и нарастал), предупреждая обострения, а иногда и вовсе исключая их. И люди сохраняют себя для себя, для семьи, для дела, которым занимаются.
Не пускать на самотёк
ТАКИМ образом, рассеянный склероз благодаря иммуномодуляторам и другим современным препаратам превратился из неизлечимого в курабельное, то есть контролируемое заболевание.
Но многое зависит и от самого больного. Чем активнее он идёт на лечение, тем лучше. Сейчас возникает такая проблема: появился новый препарат, и больной надеется, верит, что вот он-то его полностью излечит. Но, к сожалению, так вопрос не стоит. Все существующие лекарства пока только поддерживают, стабилизируют состояние, не позволяют процессу течь дальше, но болезнь-то остаётся. А раз так - часть больных вообще перестают лечиться. Психология у людей такая: хотят немедленного результата и по максимуму.
Хотя большинство больных осознанно принимают препараты, регулярно приходят к врачу для контроля, ведь течение болезни очень разнообразно. Это и нарушения координации, снижение остроты зрения вплоть до временной слепоты, пошатывания, трудности с мочеиспусканием, опорожнениями. Потому склероз и называется рассеянным, что поражённой может оказаться любая функция нервной системы. От сочетания этих симптомов и зависит назначение лекарств. Оно делается только по медицинским показателям, никаких регламентирующих документов на этот счёт не существует.
Очень важен психологический настрой пациента. Вот лет 30 назад знал девочкой больную Олю Б. С течением времени потерял её из вида. А тут недавно меня приглашают принять участие в некой акции и добавляют: приедет из Бельгии ваша пациентка Оля Б. Приезжает. Встречаемся как родные. И что вы думаете: у неё третий муж, датчанин, военный. Она - пианистка с мировым именем, профессор консерватории. Весьма эмоциональная красивая женщина.
Так что надо бороться. Жить, не меняя ритма жизни, но и не переступая границу усталости. Интенсивной тренировки не нужно. Не нужно простужаться, но необходимо избегать солнечных облучений, в парную не ходить. Ничего крайнего. И проявлять осторожность. Допустим, больной плохо ходит. Надо не идти, а ехать. Трудно по лестнице подняться - сесть в лифт. Самому себе создавать некий комфортный климат, выбрать ритм жизни. Если станете пересиливать себя, будет только хуже. И не стесняться своей, скажем, хромоты или пошатываний.
Драгоценнее всяких лекарств контакт врача и пациента. Нравится врач, не нравится - это очень важно, ведь отношения завязываются на годы. Придёт к тебе на приём молодая девушка, подавленная, плачет. Ты и так и этак с ней, поговоришь за жизнь, приобнимешь, пошутишь. Вот она улыбнулась. В таких случаях, хотя болезнь и неизлечима до конца, человек чувствует, что он кому-то нужен, кто-то им занимается, о нём думает. Ему уже легче.