Специальными исследованиями установлено, что причинами или пусковыми механизмами всех нервно-психических расстройств и подавляющего большинства соматических, то есть телесных, заболеваний являются страсти. Как их обуздать?
СОВРЕМЕННАЯ психологическая наука рассматривает страсть как сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Страсть как постоянный патологический раздражитель формирует в головном мозге сильнодействующий очаг возбуждения. Со временем интенсивность этого очага возрастает, возникает патологический замкнутый круг. Человек становится психически нездоровым. Затем страдает и тело. Именно так начинаются "болезни цивилизации": гипертония, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз сосудов мозга и конечностей, язвенная болезнь, в том числе "стрессовая язва" с желудочным кровотечением.
Психотерапия в меру своих возможностей старается помочь обуреваемому страстями человеку - азартному игроку, наркоману, алкоголику, заядлому курильщику. Отрадно, что в последние годы психиатрия и психотерапия вновь возвращаются к духовности. Открываются больничные храмы, проводятся научные и научно-богословские конференции по тем или иным вопросам психологии и психотерапии с участием духовенства, издаются книги, освещающие проблемы духовности в психиатрии, психотерапии и психологии.
Сотрудничество церкви и государства в настоящее время как никогда необходимо для решения проблемы сохранения психического здоровья людей. Эта проблема носит общенациональный характер, и Русская православная церковь гармонично и естественно сотрудничает с государственным здравоохранением во благо народа России, ради национальной безопасности страны.
Со страстями как болезнями души, отделяющими её от Бога, помогает человеку бороться церковь. Опыт такого исцеления накапливался на протяжении всей двухтысячелетней истории христианства. Библия сформулировала, а православная церковь развила целое учение о страстях.
Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. В то же время качества души, противоположные страстям, носят название добродетелей. Так, чревоугодию противостоит воздержание, блуду - целомудрие, сребролюбию - бескорыстие, гневу - кротость, печали - радость, унынию - надежда, тщеславию - скромность, гордости - смирение.
Человек страстный - несвободный человек. Он - раб своей страсти, раб греха. Апостол Павел выразил это так: "Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю". Господь даёт человеку свободу воли, свободу выбора. Вот почему христианство - либеральная религия: железной метлой никто человека в рай не гонит - он сам сознательно и самостоятельно делает свой выбор, решает, куда ему идти, вверх или вниз. Однако "всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною", - продолжал апостол Павел.
К сожалению, чувство меры человеку светскому, невоцерковлённому не присуще. Потребность в питании человек превратил в чревоугодие. На угождение чреву работает целая "индустрия вкуса", которая выполняет любые вкусовые и обонятельные прихоти. Потребность в продолжении рода и семейном счастье человек трансформировал в прелюбодеяние, блуд, сладострастие. Эту страсть обслуживает не менее мощная индустрия разврата, поставляющая фото-, видео-, кинопродукцию и литературу. Потребность в жилище и в одежде человек превратил в накопительство, алчность, лихоимство.
Чтобы страсти не переросли в болезни, их надо вовремя усмирять. Для этого необходимо обрести наклонность души, противоположную страсти, - добродетель. Как этого достичь? Как стяжать дух кротости и смирения, воздержания и целомудрия, скромности и бескорыстия, радости и благожелательности? Дело это непростое, многотрудное, требующее душевных ограничений, духовных усилий.
Повернуть свой дух в сторону добра - нелёгкая задача. Решить её можно прежде всего путём отказа от греховного образа мышления, от страстного чувствования, путём постоянного утверждения в самоограничении и самодисциплине, путём призывания в молитве святого имени Того, Кто указал в Евангелии путь спасения для каждой человеческой души.
Апостол Павел говорил: "...умертвите блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание... отложите гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу... Облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно... Более же всего облекитесь в любовь. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны".
В Основах социальной концепции Русской православной церкви сказано: "Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной повреждённости человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни её организации, святые отцы различали болезни, развившиеся "от естества", и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей". Таким образом, в этой концепции чётко обозначена группа болезней вследствие страстей человеческих. И с ними совместно должны бороться врачи и священники.
С одной стороны, совместное плодотворное сотрудничество врача и священника, государства и церкви поможет не только каждому отдельному человеку в борьбе со страстью, грехом и болезнью, но и оздоровит россиян. А это уже вопрос национальной безопасности страны.
С другой стороны, каждый человек должен постараться осознать, что только в умеренности своих желаний и помыслов - залог его душевного и телесного здоровья. Достичь же умеренности и побороть страсть поможет духовность - терпение, любовь к людям и молитва ко Господу.