Примерное время чтения: 15 минут
645

Бог ничего не может нам дать назло

Как лечиться православному человеку? Всегда ли наши болезни являются расплатой за грехи? Можно ли пить урину и кодироваться от алкоголизма? На эти и другие вопросы, наиболее часто задаваемые в письмах нашими читателями, отвечает духовник Владимиро-Суздальской епархии, настоятель храма Свято-Успенского Княгинина монастыря протоиерей Владимир ВЕДЕРНИКОВ.

"Прежде всякого лекарства и врача прибегай к молитве"

- ОТЕЦ Владимир, первый вопрос: как лечиться православному человеку?

- Лечение любой болезни следует начинать с молитвы. "И прежде всякого лекарства и врача прибегай к молитве", - учил преподобный Нил Синайский. Просите в молитве у Господа помощи, просите, чтобы Он послал вам толкового врача. Читайте молитвы святым угодникам Божиим, помогающим в болезни, особенно святому великомученику Пантелеимону. Вкушайте святые просфоры, помазывайтесь святым елеем, принимайте внутрь и кропитесь святой водой. И главное - всецело полагайтесь на Промысел Божий.

- В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, сказано, что врачи даны Богом, что обращаться к ним не является грехом, а в некоторых случаях это даже акт смирения. Однако некоторые верующие люди считают, что, раз Бог дал болезнь, Сам, если будет ему угодно, её и вылечит.

- К сожалению, действительно бывает так, что люди, руководствуясь надуманными религиозными или какими-то другими мотивами, не обращаются к врачам и от этого получают двойной вред: как духовный, так и физический. Эти люди, видимо, не знают, что беспечное упование на самоисцеление, уклонение от лечения у профессиональных врачей Церковь рассматривает как грех. Грех риска здоровьем и жизнью, которые являются Божьим достоянием.

Господь специально создал врачей для того, чтобы они исцеляли больных. В своё время я на службе в армии получил достаточно сильную дозу радиации, и позже у меня образовался рак кишечника. Многие врачи разводили руками: ничего не поделаешь, готовься к худшему. И только один доктор, звали его Сергей Николаевич, фамилию, к сожалению, не помню, сказал: "Я тебя вылечу". Вот это, я считаю, действительно врач от Бога. Много лет уже прошло, а я каждый день молюсь за Сергея Николаевича, за его профессионализм, доброе сердце и золотые руки.

Творит чудеса только Господь

- ВРАЧАМИ сейчас себя объявляют и экстрасенсы, и шарлатаны-знахари, и "бабки", и просто нечистоплотные на руку люди: все эти так называемые маги, колдуны, чародеи, шаманы, парапсихологи, биоэнергетики, телецелители...

- Обращение за помощью к этим людям практически всегда - обольщение и заблуждение, ибо служат они не Богу, а сатане.

Кстати, следует иметь в виду, многие "бабки" и так называемые целители обожают прятаться за имя Божие. Утверждают, что веруют, молятся, увешивают себя крестами, а свои жилища - иконами, но на самом деле являются служителями сатаны.

Часто приписывают чудодейственную способность лечить тем или иным священникам. Хочу сразу подчеркнуть: священнослужители - не врачи, они не могут лечить телесные недуги. Другое дело, что священник молится и призывает благодать Божию на болящего, а уже Господь по его молитвам может человека исцелить, а может и не исцелить. Часто в просторечии можно услышать: такой-то батюшка просто чудеса творит - Марью Ивановну исцелил, Петра Петровича на ноги поставил, Дарью Сергеевну со смертного одра поднял... Приписывать смертному человеку способность творить чудеса, в том числе и исцелять от болезней, - рецидив язычества. Творит чудеса только Господь.

- Отец Владимир, Андрей Абраменко из Тулы спрашивает: "Всегда ли наши болезни являются расплатой за грехи?"

- Нет, не всегда. Болезнь может быть послана как предупреждение, чтобы человек задумался, правильно ли он живёт. Болезни могут посылаться к славе Божией. Например, тяжелобольной посредством молитвы, святого образа или святых мощей исцелился и тем самым прославил имя Божие.

А вообще я так скажу: для человека православного такой проблемы, за грехи послана болезнь или по каким-то другим причинам, не существует. Нам не дано разгадать Промысел Божий. Православный человек лечит болезнь теми средствами, которые благословлены Богом, и со смирением и верой прибегает к Господу в молитвах, прося об исцелении.

- А почему болеют люди праведные? Современных праведников назвать затрудняюсь, но можно вспомнить Серафима Саровского и святого праведного Иова, которые очень тяжко болели.

- Человеку праведному болезнь посылается для испытания глубины и силы его веры.

Никаких "эликсиров жизни и молодости" нет и не может быть

- ЧИТАТЕЛЬНИЦА из Нижнего Новгорода Вера Семёновна Пестова пишет: "В моей семье большая беда: и муж, и сын - алкоголики. Испробовали все методы лечения - ничего не помогает. Осталось только попробовать кодирование или подкожную "торпеду". Однако соседка утверждает, что православная церковь не одобряет ни тот ни другой метод".

- Действительно, кодирование и вшивание под кожу лекарственных препаратов людям, страдающим алкоголизмом, противоречит православному вероучению. Кодирование мы отвергаем потому, что оно связано с гипнозом и внушением, то есть вторжением одного человека в психику другого, что недопустимо. А принцип вшивания под кожу лекарственных препаратов основан на животном страхе смерти, который якобы будет удерживать человека от алкоголя. Православная же церковь считает, что животного страха смерти быть не должно. А должен быть только страх Божий. Несчастным, которые искренне желают, но не могут избавиться от алкоголизма, я бы посоветовал постоянно ходить в храм Божий, слушать наставления духовника, исповедоваться и причащаться по его благословению.

- Частенько в средствах массовой информации появляются сообщения о так называемых "эликсирах молодости", якобы продлевающих жизнь. Как следует православному человеку относиться к подобного рода снадобьям?

- Никаких "эликсиров жизни и молодости" нет и не может быть. Всё, в том числе и жизнь любого человека, находится в руках Божиих. Любого из нас Господь может призвать к себе, когда пожелает, вне зависимости от того, принимали мы какие-то эликсиры или нет.

- Зоя Герасимовна Куглина из Перми задаёт следующий вопрос: "Страдаю целым букетом заболеваний. Подружки советуют полечиться уриной. Не грех ли это?"

- Это самая большая насмешка над человеком, какую только мог придумать дьявол, заставив неразумных мазаться собственными выделениями, а тем паче пить их. Господь дал нам святую воду и елей, а не мочу и кал. Человек, пьющий урину, не только оскорбляет Творца, его создавшего, но и презирает Его милости в виде благодатной помощи.

- Сторонники уринотерапии часто ссылаются на слова Творца: "Пей воду из твоего водоёма..."

- Выдернутые из контекста книги Притчей Соломоновых, эти слова действительно могут ввести человека в заблуждение. Но давайте прочитаем всю цитату: "Пей воду из твоего водоёма и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей" (Притч. 5, 15-18). На каком основании последователи уринотерапии под "колодезем" и "водоёмом" подразумевают мочевыделительную систему? Ведь ясно же, что речь идёт о соблюдении седьмой заповеди "не прелюбодействуй", то есть о сохранении супружеской верности.

Бог есть любовь

- "ЗНАЮ, что церковь выступает против абортов, - пишет Антонина Сергеевна Зубова из Краснодара. - А если УЗИ показало, что ребёнок родится уродом? Неужели нужно его сохранять? Или в такой ситуации аборт оправдан?"

- Для человека верующего всегда существует надежда на чудо. Если женщина обратится с пламенной молитвой к Божией Матери, к угодникам Божиим, Господь может совершить чудо. Даже за секунду до родов всё может измениться. Супруга одного нашего батюшки не так давно родила шестого ребёнка. Так я вам скажу, что на УЗИ не могли определить пол малыша, потому как он был весь обмотан пуповиной. Врачи предлагали прервать беременность, мотивируя тем, что, как правило, в таких случаях ребёнок погибает ещё в утробе матери. Женщина отказалась и родила здоровую, прекрасную девочку. Всё свершилось благополучно милостью Божией. Всегда надо надеяться на Бога.

Но даже если ребёнок родится больным, в этом надо видеть Промысел Божий. Иногда болезнь детей посылается нам, взрослым, для того, чтобы в нас наконец проснулась любовь к ближнему. Ведь любовь - это то состояние, которое уподобляет человека Богу. Бог есть любовь. И мы через любовь познаём Бога.

Вспомните Спарту, уничтожавшую больных и слабых младенцев. Что от неё осталось? Общество, основанное на убийствах, где отсутствуют любовь, милосердие, сострадание, те качества, которые переводят человека из животного состояния в богоподобное, - такое общество деградирует и в конечном итоге само себя разрушает.

Моё твёрдое убеждение: вся гуманистическая философия - философия сатанинская, выступающая не за человека, а против человека. Под благовидным предлогом любви к человеку этого человека сама же и уничтожает.

Всё, что послано Богом, надо воспринимать как его дар. Дар любви. Бог ничего не может дать нам назло. В том числе и больного ребёнка. Всё для нашей пользы и для нашего спасения.

- А если роды будут угрожать жизни матери?

- Да, это хороший вопрос. Церковь не будет рассматривать аборт как смертный грех, если многодетная мать после заключения медиков, что при родах она может погибнуть, прервёт беременность. Женщина спасает себя, жертвуя неродившимся младенцем ради других детей. И всё равно даже в такой ситуации многие верующие женщины не идут на аборт. С одной стороны, они рассуждают так: даже если я умру, Господь не оставит моих детей без попечения и присмотра, а с другой - до последнего надеются на чудо. Но принять или нет этот подвиг веры, каждая женщина решает для себя сама.

- Отец Владимир, вы только что сказали, что Бог есть любовь...

- Это не я сказал, а апостол Иоанн Богослов.

- Хорошо. Почему же Бог допускает, чтобы люди болели, страдали?

- Господь попускает страдания человеку для того, чтобы душа его очистилась и он смог войти в Царствие Небесное. Иными словами, временные страдания жизни земной избавляют человека от страданий жизни вечной. С благодарностью Богу перенося всё, что ему посылается, человек становится верным сыном или дочерью Божией и усыновляется в Царствии Небесном.

У кого есть право на достойную, "непостыдную и мирную" кончину?

- РАЗЪЯСНИТЕ, пожалуйста, что такое богоявленская святая вода и просто святая вода? Об этом просит читатель из Астрахани Виктор Гончарук. Какая из них более целебная?

- Богоявленская вода обладает огромной целительной силой. Известны случаи, когда буквально несколько капель этой воды, влитые в рот больному, находящемуся в бессознательном состоянии, приводили его в чувство. Богоявленскую воду следует пить строго натощак (достаточно одной чайной ложки) с молитвой "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".

Воду же, которая освящена на малом водосвятии, можно потреблять внутрь в любое время. Святой водой можно смачивать больные места, окроплять свои вещи, пищу, жилище.

Но следует помнить: целебные свойства святой воды тем сильнее, чем сильнее наша вера.

- Как Русская Православная Церковь относится к эвтаназии (умерщвлению безнадёжно больных, в том числе по их желанию)?

- Один Господь является Владыкой жизни и смерти. "В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти" (Иов. 12. 10). Поэтому Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией "не убий", отрицательно относится к эвтаназии.

- Не секрет, что многие наши врачи являются сторонниками эвтаназии. Приведу выдержку из письма Николая Анина из Ростовской области: "До выхода на пенсию я много лет проработал акушером-гинекологом и могу сказать, что в роддомах эвтаназия давно является делом обыденным. Существует масса способов сделать так, чтобы ребёнок, родившийся, например, с серьёзными генетическими отклонениями, не выжил. И, на мой взгляд, никакое это не убийство, а акт милосердия как по отношению к неизлечимо больному ребёнку, так и к его родителям..."

- Ну что тут можно сказать? Профессиональный долг врача - сохранение, а не пресечение жизни.

- Сторонники эвтаназии часто приводят в качестве примера такую ситуацию: безнадёжно больной подключён к аппарату искусственной вентиляции лёгких. В это время в отделение привозят больного, которого можно спасти. Что делать в такой ситуации врачу: спасать второго больного или...

- Продление жизни искусственными средствами, при котором фактически действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и во всех случаях желательная задача медицины. Оттягивание смертного часа порой только продлевает мучения больного, лишая человека права на достойную, "непостыдную и мирную" кончину, которую православные христиане испрашивают у Господа за богослужением. Когда активная терапия становится невозможной, её место должна занять так называемая паллиативная помощь (обезболивание, уход, социальная и психологическая поддержка), а также пастырское попечение. Всё это имеет целью обеспечить подлинно человеческое завершение жизни, согретое милосердием и любовью.

Зная о том, что обезболивающие средства не всегда эффективно облегчают предсмертные физические страдания умирающего, Церковь в таких случаях обращает к Богу молитву: "Разреши раба Твоего нестерпимыя сия болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных дуси" (Требник. Молитва о долгостраждущем).

Хорошо, что сомневаетесь

- ИННА Дмитриевна Московкина из Москвы спрашивает: "Почему в Гимне России звучат слова: "Хранимая Богом родная земля"? Ведь де-юре Россия является светским государством".

- А что в этом плохого? В Гимне России заложена объективная истина. Всё создано Богом, и всё Им хранимо. Для нас, христиан, это просто одна из истин, которые мы исповедуем и проповедуем.

- "Батюшка, к которому я регулярно хожу в храм, утверждает, что сомневаться в церковных догматах - грех. А я где-то прочитала, что митрополит Антоний Сурожский говорил: "Хорошо, что сомневаетесь, это значит, что вы должны подняться на новую ступень понимания Бога". Кто же из них прав?" - задаёт вопрос Анна Георгиевна Ставрина из Воронежа.

- В догматах никто не должен сомневаться, потому что догматы - непререкаемые истины, в которые мы верим и которыми спасаемся. Разве не догма для нас, что Господь наш - Иисус Христос? Догма.

Яблоко, как и любой предмет, подброшенный вверх, падает на землю. В этом никто не сомневается. То есть существуют вещи, в которых сомневаться глупо. Это Богом данные вещи. Вот догматы - это то, что нам дано Богом, и сомневаться в них глупо. Однако в том, что утверждает один человек, пусть даже на основе догматов, другой усомниться может. Об этом и говорит владыка Антоний.

Много сейчас в нашей жизни, в том числе духовной, явлений, в которых не просто хотелось бы, чтобы люди сомневались, а надо, чтобы сомневались. И искали истину. Где-то кто-то якобы совершает чудеса, кто-то изгоняет бесов, кто-то исцеляет от рака... Начинайте осмысливать эту информацию всегда с сомнения. Человек сомневающийся - это человек ответственный. Для этого нам дан разум. А Священное Писание дано для того, чтобы просвещать ум и чувства, а волю направлять на добрые дела. Таким образом, догматы указывают нам, куда идти, а сомнения глаза открывают. Чтобы мы вообще от догматов не ушли в сторону.

- "Можно ли христианину идти на компромисс с совестью? - спрашивает Антон Костин из Санкт-Петербурга. - Например, работать в казино?"

- Нельзя. Однозначно отвечаю: на компромиссы с совестью идти нельзя.

- Но, отец Владимир, с одной стороны, есть заповедь "не убий", а с другой - бывают ситуации, когда церковь благословляет людей на войну. Разве это не компромисс?

- Нет, здесь другое. Если речь идёт о защите своей земли от захватчиков, война рассматривается церковью как ратный, духовный подвиг, когда человек предает душу свою за други своя. Разумеется, для христианина убийство неестественно, но когда речь идёт о войне праведной, это не убийство, потому что человек идёт не убивать, а защищать свою землю и своих близких.

Теперь что касается казино. Во-первых, те, кто посещает такие заведения, прожигают драгоценное время. Человек поддался страсти, перенервничал, потом с пустыми карманами вышел - и что? Чего добился? Лучше бы Евангелие почитал. Во-вторых, работать туда идут не потому, что умирают от голода или не могут найти никакую другую работу, а за длинным рублём. Церковь всегда осуждала и осуждает тех, кто идёт на компромисс с совестью ради денег.


В ЗАКЛЮЧЕНИЕ нашей беседы отец Владимир пожелал всем читателям "Долгожителя" терпения и любви. "Сколько бы ни было у нас добродетелей, самая высшая - любовь. А любовь - это доброе отношение к людям, добрые наши дела. Сейчас по улицам идёшь и видишь: стар и мал - с папиросками, стар и мал такими словами выражаются, что уши вянут. Отчего это? От нашего невоспитания. А так хочется, чтобы не было никакой грязи, чтобы торжествовало добро. Терпения и любви всем, дорогие. И будем надеяться, что всё доброе, о чём мы мечтаем, с Божией помощью совершится".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно