Примерное время чтения: 8 минут
1195

Как правильно относиться к болезни

Не секрет, что в этой жизни мы имеем смертные тела, подверженные болезням и старению. Да и сама смерть в большинстве случаев наступает от той или иной болезни. С возрастом человек начинает болеть больше. Случается, болезни так пристают, что превращаются в реальную угрозу для жизни. Такие болезни еще называют неизлечимыми или смертельно опасными. Как христиане относятся к ним? Оказывается, по-разному.

ПРЕЖДЕ всего замечу, что если болезнь является наказанием за какой-то конкретный, сознательно совершенный грех, то исцеление произойдет не раньше, чем человек покается и исповедует грех Богу. Многие этим пренебрегают и надеются только на врачей. Обычно это свойственно неверующим людям. Если такой позиции придерживается христианин, то это свидетельствует о его маловерии.

Опасность такой позиции можно проиллюстрировать примером царя Асы. "И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела, но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего..." Как видите, взыскав не Господа, а врачей, царь умер в расцвете лет.

Вторая позиция, распространенная в случае того или иного заболевания, - ожидание исцеления от Бога в сочетании с принятием медицинской помощи. Это здравая позиция, разделяемая большинством христиан. Езекия, будучи смертельно больным, со слезами молился Богу о продлении жизни. И Господь услышал его, послал к нему пророка Исаию с указанием, что делать. В качестве лекарства был использован пласт смокв, приложенный к нарыву, после чего последовало исцеление.

Святые апостолы, во всем доверяясь Богу, также не отвергали медицину. Например, апостола Павла в его странствиях сопровождал "врач возлюбленный" Лука. Иисус, говоря, что во враче имеют нужду не здоровые, а больные, тем самым признавал врачебную практику полезной. Мать Тереза написала книгу "Практические советы", в которой наряду с духовными рекомендациями целая глава посвящена простым и эффективным средствам врачевания, таким как холод, согревающие компрессы, грелки, горчичники, клизмы, банки.

Я был поражен, когда узнал, что мать Тереза и ее монахини, подобравшие на улицах Калькутты 54 тысячи умиравших людей, вернули к жизни более половины. И ведь брали они в свои дома для умирающих тех людей, от которых как от безнадежных отказались больницы города. Сестры обеспечивали умиравших чистой постелью, питанием, покоем, молились за больных и говорили простые слова, что Бог любит их. Конечно же, применялись и доступные, в основном недорогие медицинские средства и лекарства. Их опыт убеждает лучше слов, насколько эффективно лечение, сочетающее христианскую веру и медицинскую помощь.

Третья позиция - ожидание исцеления только от Бога. В этом случае медицинская помощь принципиально отрицается. Верующий свою жизнь и здоровье полностью отдает в руки Божьи: если угодно Богу, то он исцелит. На такой позиции, как известно, стояли в течение ряда веков старообрядцы. В наше время немало христиан разных конфессий избирают для себя такой путь, стараясь как можно меньше обращаться к официальной медицине, часто дорогостоящей, формальной, а порой и некомпетентной, приносящей не пользу, а вред здоровью.

Например, Александр Мень не любил ходить к врачам, предпочитая переносить болезнь на ногах. Он не желал оставлять труд на Божьей ниве, целиком доверяясь в вопросе здоровья Богу. В больничную палату его мог привести только острый приступ.

Две следующие позиции можно считать частными случаями предыдущей, но лучше рассматривать их отдельно. Четвертая позиция - ожидание чуда и принятие исцеления верой. Для христиан исцеление по вере есть продолжение земного служения Иисуса Христа. "И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях". Чудесные исцеления продолжались в первоапостольской церкви. Молитвы исцеления по вере успешно практиковал Иоанн Кронштадтский.

В наше время исцеления по вере являются существенной частью учения и практики харизматических церквей. Тысячи исцелений на богослужениях Кэтрин Кульман в 60-70-е годы XX столетия были подтверждены медицинскими документами. Эти исцеления происходили прямо во время проповеди без возложения рук, что делало чудеса еще более впечатляющими. Думаю, найдется немало евангельских церквей (не только харизматических), где по сей день верят в чудо исцеления, и вера эта может быть засвидетельствована конкретными примерами.

Особо следует выделить такие исцеления, которые не являлись результатом веры больного или церкви, а произошли целиком по инициативе Бога. Недавно я прочитал про одного христианина, отбывавшего срок в лагере на Колыме в 30-е годы. Измученный тяжелыми работами и постоянным недоеданием, он заболел неизлечимой в условиях лагеря болезнью. Работать больше не мог, и его перевели на еще более скудное питание. Наступил момент, когда он ослаб настолько, что уже не мог встать, и мысленно стал прощаться с родными, просил Бога взять его к себе.

Никто в бараке не заметил ночью человека, одетого в гражданское, который незамеченным прошел мимо охраны и остановился у койки умирающего. Обратившись к нему, человек сказал: "Василий, ты не умрешь, Я тебя исцеляю. Завтра пойдешь на работу и скоро увидишь детей". Видя страдания умирающего, таинственный незнакомец добавил: "Поверь, в Гефсимании и на Голгофском кресте мне было не легче". После этих слов он исчез. Тот же, к кому были обращены эти бесценные слова, сразу уснул, а утром, исцеленный, пошел на работу.

Есть и другие примеры исцеления по вере. Один пожилой человек был тяжело болен раком. Врачи сказали, что они бессильны ему помочь. Тогда больной пришел в церковь, чтобы исповедоваться, публично попросить прощения у всех, кого чем-то когда-то обидел, и со всеми попрощаться. Его раскаяние и обращение к прихожанам были настолько искренними и трогательными, что многие в это время плакали. Как же все были изумлены, когда вскоре этот человек снова появился в общине бодрый и здоровый. Он собирался к Господу, а Бог исцелил смертельно больного человека, услышав его.

Эти примеры убедительно свидетельствуют о том, что, как бы мы ни были тяжело больны, как бы ни была слаба наша вера, никогда не надо терять надежды на Бога. Чтобы исцелить, ему не надо много времени. Он может сделать это мгновенно и совершенно неожиданно.

Наконец, пятая позиция основана на том, что любая болезнь - это благо, поэтому лечиться и ждать исцеления не надо. Апостол Павел примирился со своим "жалом в плоти", потому что Господь сказал ему, что это удержит Павла от превозношения и Богу будет легче действовать через него. Тяжелая болезнь всю жизнь сопровождала знаменитого старца Амвросия Оптинского. Она, по его словам, предохранила его от самомнения, помогла лучше понять себя. Он писал: "Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться".

Эта позиция особенно любима православными подвижниками. Феофан Затворник писал: "Есть болезни, на исцеление которых Господь полагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье". Серафим Саровский учил: "Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более".

Как же быть, если к нам привязалась болезнь? Общего ответа нет. Примеры Библии учат тому, что надо постараться понять причину болезни и ощутить водительство Божье в этом вопросе. Пока мы этого не сделали, мы будем действовать неправильно.

Хочется подчеркнуть, что под водительством Божьим наша позиция по отношению к болезни может меняться. Так было с апостолом Павлом. Он ожидал чудесного исцеления от Господа и трижды молился об этом. Но затем получил знание свыше, что эта болезнь нужна, так как через его слабость будет действовать сила Христова. Таким образом, в соответствии с приведенной классификацией, под водительством Духа Святого Павел изменил четвертую позицию на пятую. Но, главное, какую бы позицию мы ни занимали, надо помнить: здоровы мы или больны - должны пребывать в вере и за все благодарить Бога.


Часто вера помогает получить исцеление от болезни. Если же Богом для нашего блага или для его славы послана болезнь, то не будем роптать или унывать, а скажем подобно апостолу Павлу: "Довольно для меня благодати твоей, Господи!" И всегда будем помнить, что как бы ни была зла болезнь, она не победит прежде срока, поскольку на небе "записаны все дни", для каждого из нас назначенные.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно