Примерное время чтения: 9 минут
145

Пилюля раздора

Тема обеспечения льготными лекарствами у нас в стране всегда была одной из самых острых. Полгода назад о кризисе, разразившемся в системе ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения), шумели все отечественные средства массовой информации.

Сегодня былые страсти поутихли. Но проблемы остались. Прогнозы специалистов полны тревоги: если в ближайшее время систему ДЛО не сделают более гибкой, нового кризиса не миновать.

Шаг вперед...

ДЛЯ 14 миллионов российских льготников судьба этой программы, ставшей частью национального проекта "Здоровье", - вопрос жизни и смерти. С ее появлением в январе 2005 года для большинства из тех, кто терял последнее здоровье в поисках дорогостоящих импортных лекарств, наступили счастливые времена.

- Мы почувствовали себя людьми, - говорит Юрий Жулев, президент Всероссийского общества гемофилии, член общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре. - Впервые у тяжелобольных людей в нашей стране появилась возможность получать такие лекарства, которые они сами ни за что не смогли бы купить. К примеру, больной гемофилией (плохая свертываемость крови) может обходиться государству в 300 тысяч рублей в месяц, а то и дороже. Таких больших средств на льготные лекарства государство никогда не выделяло. Благодаря программе ДЛО госпитализация больных с гемофилией уменьшилась в 4 раза, люди ушли из больниц. А скольких детей удалось спасти! Ведь если вовремя начать принимать необходимые препараты, ребенок, больной гемофилией, может вырасти абсолютно здоровым.

... Два шага назад

ЕДВА начавшись, программа ДЛО стала набирать обороты с огромной скоростью. От желающих принять в ней участие не было отбоя. Проблемы начались в конце 2005 года, когда у нас в стране стала реализовываться так называемая монетизация льгот. Согласно ей, граждане должны были выбрать, будут ли они получать льготу лекарствами или остановятся на денежной компенсации. Получать бесплатно лекарства решили 7,5 млн. граждан. Остальные (а это почти половина льготников) выбрали деньги.

Результат долго ждать себя не заставил. Ведь программа ДЛО финансируется по солидарному принципу, согласно которому количество денег, выделяющихся отдельным регионам, зависит от общего количества проживающих там льготников. При этом все заложенные в программу деньги (из расчета 350 рублей в месяц на человека) расходуются на тех, кто в них действительно нуждается. После выхода из программы ДЛО большого количества пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, ее бюджет сократился вдвое. Что тут же отразилось на тех, кто в ней остался (в основном тяжелые инвалиды, которым без лекарств не обойтись). При этом спрос на дорогостоящие медикаменты постоянно рос.

Когда в начале 2006 года дистрибьюторы (поставщики лекарств) поняли, что в регионах набрали лекарств на сумму, почти вдвое превышающую оскудевший бюджет ДЛО, было уже поздно. Государственный долг перед производителями, которые с самого начала отпускали льготные медикаменты под честное слово, с отсрочкой платежа, стал расти как на дрожжах.

Источник бед - чиновничья безграмотность

ДРУГОЙ причиной кризиса, по мнению специалистов, стала банальная чиновничья безграмотность: введя дополнительное лекарственное обеспечение, в Минздравсоцразвития не имели четкого представления о том, кто и в каком объеме в нем нуждается.

Чем это обернулось, известно: из-за накопившихся долгов и неверных расчетов программа ДЛО стала трещать по швам. Поставки льготных лекарств в аптеки сократились, а медикам ввели жесткие лимиты на их выписку. Крайними, как всегда, оказались пациенты. Многострадальные льготники вновь остались на голодном лекарственном пайке. А те, кому посчастливилось жизненно важные лекарства добыть, получали их уже далеко не в том количестве, которое требовалось на лечение их недуга.

Новых пациентов в льготные списки не вносили, ссылаясь на нехватку средств в программе ДЛО. Больным даже не сообщали о возможности эффективного лечения, по сути, подписывая им смертный приговор. А врачей, которые все-таки выписывали льготные рецепты или пытались протестовать, просто-напросто увольняли.

Во Всероссийском обществе гемофилии убеждены: разрешив льготникам выйти из системы ДЛО, государство предало своих граждан, сложив с себя всякую ответственность за их здоровье. Пострадали не только те, кто остался на льготном лекарственном обеспечении, но и те, кто от него отказался. Ведь если сегодня пожилой человек с букетом болячек в дорогостоящем лекарстве и не нуждается, завтра от этого лекарства может зависеть его жизнь.

Минздрав снимает с себя ответственность

АПОФЕОЗОМ кризиса стал громкий коррупционный скандал. По обвинению в нецелевом использовании бюджетных средств (в том числе и отпущенных на программу ДЛО) на скамье подсудимых оказалось все руководство федерального фонда обязательного медицинского страхования. В эпицентре скандала - и Михаил Зурабов, глава Минздравсоцразвития, а по совместительству один из соучредителей крупнейшей страховой компании "МАКС", участвовавшей в программе дополнительного лекарственного обеспечения. Опальному министру прочили скорую отставку. Но этого не произошло.

Никто из чиновников не ответил и за срыв программы ДЛО. Ответственность за ее выполнение Минздравсоцразвития и Минфин решили переложить на регионы, которые с начала будущего года будут обеспечивать своих граждан льготными лекарствами. При этом люди, нуждающиеся в дорогостоящем лечении и чья жизнь напрямую зависит от регулярного приема лекарств (по словам чиновников, их у нас 20-25 тысяч), будут переведены на отдельное, федеральное финансирование. Среди них - больные различными видами гемофилии, онкогематологическими заболеваниями, муковисцидозом, рассеянным склерозом, врожденной малорослостью. Сегодня на них уходит 40% всех средств программы ДЛО. Таким образом чиновники надеются разгрузить отпущенный на программу федеральный бюджет.

Нового кризиса не миновать

СПЕЦИАЛИСТЫ к подобным новшествам отнеслись без энтузиазма. С их точки зрения, программа ДЛО, в которой никто никому не подчиняется, и без того была очень сложной. А в новом виде станет еще более громоздкой и неуправляемой.

Большим минусом считают эксперты и то, что обеспечение льготными лекарствами у нас идет отдельно от основного, коммерческого лекарственного потока. Для производителей лекарств такая система очень неудобна. К тому же, по законам фармрынка, в случае возникновения дефицита того или иного препарата перебросить его из коммерческого потока в льготный нельзя. Нигде в мире нет такой сложной системы.

У нас в стране мировой опыт игнорируют, предпочитая изобретать велосипед. Который будет постоянно пробуксовывать. До тех пор, пока у нас не научатся принимать системных решений, считает руководитель отдела стандартизации в здравоохранении ММА им. И. М. Сеченова Павел Воробьев. Нельзя ввести дополнительное лекарственное обеспечение, не имея четкого представления о том, кто и в каком объеме в нем нуждается, не ориентируясь на принятые, но так и не действующие у нас стандарты оказания медицинской помощи, по которым работают врачи в других странах.

И можно ли считать справедливой систему лекарственного обеспечения, разделившую Россию на привилегированных больных и "не очень", когда для того, чтобы получить бесплатное лекарство, нужно быть инвалидом, когда значительная часть всех расходов на ДЛО будет покрываться за счет региональных бюджетов, которые, как известно, везде разные. Чем беднее регион, тем хуже его и без того скудные медицинские возможности. Разрыв порой бывает 15-кратным!

Профессор Воробьев убежден: до тех пор пока мы не наладим грамотную систему финансирования здравоохранения и не научимся рационально расходовать и контролировать поступающие в медицину средства, пока не приведем ее в соответствие с мировыми стандартами и не прекратим заниматься латанием дыр, ситуация вряд ли изменится. И не сократятся расходы населения на лекарства, которые значительно превышают расходы государства.

Судя по последним данным, ситуация с ДЛО будет только ухудшаться. 1 октября этого года завершается подача заявлений от льготников, пожелавших выйти из программы. Уже сейчас ясно, что этот процент будет высоким. Из 46% граждан, оставшихся на дополнительном лекарственном обеспечении, отказаться от него решила еще треть.

Читателю на заметку

В соответствии с требованием приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. N 328: в случае временного отсутствия препаратов, необходимых пациенту, имеющему право на льготные лекарства, сотрудники аптеки обязаны:

  • незамедлительно сообщить ему об этом, а также в фармацевтическую организацию, которая, в свою очередь, должна поставить об этом в известность соответствующую страховую медицинскую организацию;

  • организовать в течение 10 рабочих дней с даты обращения пациента за льготным лекарством его отсроченное обслуживание или осуществить отпуск аналогичного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, по вновь выписанному рецепту.

Если какое-либо необходимое пациенту лекарство не включено в этот перечень, гражданин вправе потребовать, чтобы ему это лекарство выписали, письменно обратившись к главному врачу поликлиники. Клинико-экспертная комиссия обязана при наличии показаний выписать этот препарат. При этом пользоваться льготными рецептами можно не только по месту жительства, но и находясь в другом городе. В этом случае пациент может обратиться в лечебно-профилактическое учреждение и при предъявлении документов, а также выписки из амбулаторной карты ему может быть выписан рецепт на необходимые лекарственные средства с пометкой "иногородний".

При необоснованном отказе в выписке рецепта, а также при отказе в выдаче по нему лекарства пациент, имеющий право на получение льготных и бесплатных лекарственных средств, может обратиться с жалобой на действия, нарушающие его права, в территориальный фонд ОМС, страховую медицинскую организацию, полис которой он имеет, либо непосредственно в суд.

Пациент не имеет права получить бесплатные лекарственные средства по льготному рецепту, если:

  • данный медикамент не предусмотрен Перечнем лекарственных средств;

  • рецепт оформлен с нарушением, если он неустановленного образца или с истекшим сроком действия;

  • выписан врачом медицинского учреждения, не уполномоченного выписывать льготные рецепты;

  • аптека, в которую пришел пациент за льготным лекарством, не имеет права выдавать лекарственные средства бесплатно.

Кстати

ПО ДАННЫМ аналитической компании DSM group, общая сумма государственного долга перед производителями лекарств по программе ДЛО по итогам 2006-2007 годов может составить около 40 млрд. рублей. При этом до сих пор нет нормативных документов, описывающих механизм покрытия долгов 2006 года, хотя выделенные на программу ДЛО дополнительные бюджетные средства и резервы способны полностью закрыть дефицит средств 2006-2007 годов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно