Примерное время чтения: 9 минут
291

Бывает ли много любви? (часть 2)

Все мы хотим быть счастливыми. Все хотим покоя, мира и гармонии в своих семьях. Почему же так сложно нам бывает услышать друг друга - достучаться до самых близких, до тех, кто рядом? Что встает между людьми, мешая взаимопониманию? Как беречь и щадить домашних?

Вот, например, вопрос воспитания внуков. Он волнует и объединяет людей любых профессий и социального положения. Как воспитать внука, не слишком ограничивая его внутреннюю свободу, не подавляя индивидуальность? Как объяснить и отстоять свою позицию, не срываясь на конфликт? Должны ли дедушки и бабушки вмешиваться в воспитание внуков, если им кажется, что дети это делают неправильно?

В нашей "Дискуссионной скамейке" мы приглашаем вас к этому разговору. Поделитесь личным опытом. Вдруг он кому-то поможет!


Вера ЛЕКАРЕВА, председатель комиссии Госдумы по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи:

Что не удалось в молодости - ударит в старости

ЕСЛИ родители алкоголики, наркоманы, дома притон - бабушки и дедушки обязательно должны вмешаться. Другое дело, что им стоило бы лучше в свое время вмешиваться в воспитание собственных детей. Все, что не удалось сделать в молодости, обязательно ударит по тебе в старости. А если семья благополучная, опыт бабушек и дедушек все равно пригодится, однако здесь необходима огромная деликатность. У моей старшей дочери мальчишки-двойняшки, она хлопочет над ними, как клуша, и не очень-то позволит вмешиваться даже самой умелой бабушке. И если я попытаюсь изменить ситуацию, которая меня смущает, как говорится, в лоб, то получу достаточно резкий отпор. Поэтому выбираю момент, чтобы это было не при внуках, стараюсь высказать свое мнение вскользь, без напора. Но потом я также невзначай замечаю, что брошенное мной зерно дало всходы, что дочь приняла совет, что другие дети - а у меня еще двое взрослых сыновей - оценивают мою тактичность и, в свою очередь, стараются быть внимательнее к матери. А моя мама не то что вмешивалась в воспитание моих детей - она просто их воспитывала, ведь мне приходилось пахать на трех работах. Мое дочернее признание немного запоздало, мамы уже нет, но хотя бы сейчас хочу сказать, что мне никогда не пришлось об этом пожалеть, - она воспитала моих детей достойными людьми, круглыми отличниками, добрыми и щедрыми душой.


Ольга КУЗНЕВЕЦКАЯ, доктор исторических наук, профессор:

Дебилка или мутантка?

НАВЕРНОЕ, вмешиваться стоит как можно меньше. Но я бы и рада не вмешиваться, но вмешиваюсь, пусть даже от этого никакого толку. Не могу смотреть, как растет пропасть между моей единственной дочерью и единственной внучкой! Катя в девятом классе, она хорошенькая, но легкомысленная, она готова весь день болтать с подружками, а учится действительно плохо. Дочка же смотрит на детей своих подруг, которые хорошо учатся, поступают в престижные вузы, и начинает скандалить, кричит, что Катька дебилка и мутантка. И зять очень тяжело находит контакт с ребенком, тоже сразу повышает голос. Девчонка только больше замыкается, и я понимаю, что кончится тем, что она возненавидит мать! Я не понимаю, почему дочь не может ее любить такой, какая она есть, ведь ее интеллектуальный уровень ниже моего, она настоящая мещанка, думает все время о каких-то тряпках и ремонтах, но я все равно люблю ее такой, какая она есть! Да и почему "мутантка" - как раз ее набор генов вполне понятен, ведь ни зять, ни дочь так и не сумели получить высшего образования. Родители зятя хорошие, но простые люди. Катя пошла в них, она простолюдинка, но милая и добрая, ее есть за что любить! И я не знаю, как достучаться до дочери. Я стараюсь молчать, потому что мы живем вместе и надо считаться с необходимостью сохранения добрых отношений, но я не прощу себе, если из-за моей отстраненности девочка просто при первой же возможности уйдет из дома.


Елена СЕРГЕЕВА, программист:

Не хочу повторить ошибок родителей

ВО-ПЕРВЫХ, многое зависит от времени вмешательства. Пока внуки младенцы, помощь бабушки трудно переоценить. А вот в более сознательном внуковом возрасте - да, наверное, тоже надо, только чтобы это шло на пользу всем членам семьи и вносило в нее мир, а не раздоры. Может быть, я слишком много хочу, идеальных вариантов практически не бывает, не знаю, какая еще выйдет бабушка из меня, - сыну пока всего семь лет. Но стараюсь уже сейчас настраивать себя правильно, чтобы в будущем избежать тяжелых разочарований, ведь матерью моих внуков будет моя невестка, и степень моего вмешательства в их воспитание будет определяться прежде всего нашими взаимоотношениями. И еще я постараюсь не повторять ошибок моих родителей, хотя и считается, что с ребенком дочери все проще. Мне часто приходится вспоминать где-то услышанное изречение: "Дедушки и бабушки обожают внуков, потому что они - враги их детей". Когда у меня с сыном что-то не ладится, они не скрывают торжества, что я сама бьюсь над тем, чего они когда-то добивались от меня. Малыш как бы сводит со мной их счеты. Я поощряю их общение с Сережкой, я хочу, чтобы они его любили, чтобы он получил в запас как можно больше любви, погрелся в ней, но его ответная любовь к ним - во многом за мой счет. Сами они его не ругают, они предпочитают пожаловаться мне, чтобы в роли домашней гавкалы выступала исключительно я, а остальные на моем фоне все белые и пушистые. По-моему, это нечестно, тем более что, когда я начинаю гавкать, они уже тут как тут и, как хор в древнегреческой трагедии, начинают, перебивая мои нотации, речитативом вещать, какая я злая и жестокая. А парень-то это все просекает и делает выводы: я начинаю его поучать, а он тут же сматывается под защиту к дедушке, а дедушка, не вникнув в происходящее, с упоением начинает поносить меня. При этом помощи от них особой нет, да я и не прошу. Конечно, в месяц раз посидеть с ним или забрать из сада не отказываются, но не помню случая, чтобы предложили сами, напротив, всегда дадут понять, какое делают одолжение, - ведь они-то воспитывали детей без помощи бабушек. Но ведь мама не работала, а я работать хочу, потому что до сих пор не могу забыть, как сдала за три года "по уходу" в четырех стенах. Говорят, почувствовать себя дедушками и бабушками могут полностью лишь те, кто перестал быть родителями. Может быть, дело в этом, ведь мой тридцатилетний братец-оболтус охотно позволяет с собой нянчиться. Хуже то, что и родителей это, похоже, устраивает, они на него не надышатся. И самое обидное, что, когда эта прореха на человечестве ссорится с малышом, они моментально и не разобравшись бегут защищать своего сыночка. Наверное, все-таки придется разбегаться. Будем скучать, приезжать в гости, нам будут рады, а ссор не будет.


Глазами детей и внуков:

Мой отец настоящая свинья

Да, да, я нисколько не преувеличиваю. Эта вечно пьяная, грубая скотина превратила мою жизнь в сущий ад. Семь лет назад в результате несчастного случая я лишилась обеих ног: возвращалась навеселе с дня рождения подруги и не заметила приближающегося трамвая. Пока жива была мама, она как могла поддерживала меня, ухаживала, утешала... А с тех пор, как ее не стало, я молю Бога только об одном: забери меня поскорее к себе, хотя мне нет еще и 30 лет.

Уже несколько лет я не была на улице, не дышала свежим воздухом, не ела нормальной человеческой еды, забыла, что такое горячая вода. Вечером отец швыряет мне, как собаке, кусок черствого хлеба, хорошо, если к нему добавится несколько оставшихся от его закуски картофелин или ломтик колбасы, но это бывает крайне редко, а утром ставит передо мной тазик холодной воды - попить, помыться, а потом справить в этот тазик нужду. Но все это - не самое страшное. Намного страшнее другое - отец, как только напьется - а пьет он, с тех пор как умерла мама, каждый божий день, - насилует меня. Несмотря на возраст, ему 65 лет, он еще достаточно крепок. Когда он в очередной раз, нажравшись где-то со своими дружками, возвращается домой и до меня доносится из прихожей его пьяное бормотание, все во мне сжимается от омерзения и гадливости, и я, с ужасом ожидая его появления в своей комнате, не могу удержаться от грешных мыслей, что опять с этой гадиной ничего не случилось... А потом, ночью, когда отец храпит в соседней комнате, я, глотая слезы обиды и унижения, думаю: "А ну как с ним и вправду что-то случится? Тогда я останусь вообще одна на всем белом свете. И никто не кинет мне даже кусок черствого хлеба".

Свое настоящее имя и адрес указывать не буду: во-первых, очень стыдно, а во-вторых, вряд ли вы чем-нибудь смогли бы мне помочь.

Простите, что обрушила на вас свою боль и отчаяние.

От Тани П., Брянск


Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно