Примерное время чтения: 10 минут
265

Дом Живоначальной Троицы

У каждого из нас, помимо общей нашей Родины - великой России, есть своя малая родина - место, где мы родились и выросли, с которым связаны многие события и лучшие наши воспоминания. Однако есть места, которые сыграли решающую роль в судьбе каждого из нас и всех нас, вместе взятых. Их можно назвать опорными точками нашей государственности.

Сегодняшней публикацией мы открываем новую рубрику "Хранители русского духа", где будем рассказывать о наиболее интересных и важных для истории страны местах. Надеемся, эти материалы вызовут ваш интерес, уважаемые наши читатели.

Замечали ли вы, читатель, какие волнующие, светлые чувства посещают, если посчастливилось оказаться в православном монастыре? Здесь, за крепкими стенами, в тишине и уединении, идет загадочная, малопонятная нам, мирянам, жизнь. Свои ценности и святыни, свой устав и распорядок дня... И в великолепно украшенных храмах, и в аскетических кельях монахов денно и нощно звучат проникновенные молитвы Господу, Богородице, святителям и праведникам. Молитвы, очищающие, искупляющие грехи, просящие заступничества Божьего за мир и каждого из людей...

Заглянем, читатель, в этот удивительный мир. Может быть, заочно побывав вместе с автором этих очерков в святых обителях, вам захочется увидеть их собственными глазами...

Побеждать страх перед ненавистной раздельностью мира...

ПЕРВОГО паломничества, безусловно, заслуживает самая почитаемая российскими христианами обитель. В 71 километре от Москвы, на склонах холма, в незапамятные времена названного Маковцем, огороженная мощными белыми стенами и приземистыми сторожевыми башнями, возвышается Свято-Троицкая Сергиева лавра. Величественна и незабываемо прекрасна она в любое время года.

Мало кто не почувствует, что за внешним великолепием кроется здесь незримая могучая сила, таинственным образом влияющая на чувства и разум с поразительной благотворностью. Великий философ и провидец прошлого столетия отец Павел Флоренский загадку этих особых, исходящих от лавры флюидов выразил такими словами: "Дом Живоначальной Троицы всегда сознавался и сознается сердцем России, а строитель этого Дома, преподобный Сергий Радонежский, - особым покровителем, хранителем и вождем русского народа, может быть, точнее было бы сказать - Ангелом-Хранителем России".

Побывавший в России архидиакон Антиохийского Патриарха Павел Алеппский, объехавший и христианскую Европу, и арабский Восток, 11 июня 1655 года писал, что "этот монастырь не имеет себе подобного не только в стране Московской, но и во всем мире". И дело не только в величественной гармонии монастырских зданий, хотя лавра, безусловно, один из самых совершенных архитектурных ансамблей, причем не только России. Здесь по-особому ощущаешь течение времени, мысленным взором без труда переносясь в прошлое...

"Чтобы понять Россию, надо понять лавру, - пишет Флоренский, - а чтобы вникнуть в лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее". Познакомиться с жизнью преподобного Сергия, узнать о многочисленных видениях и чудесах, сопутствовавших его монашескому подвигу, читатель может и сам. Кстати, и в газете "АиФ. Долгожитель". В номере втором (январь 2003 г.) был опубликован материал "Духовный витязь Руси", в котором подробно рассказано об этом удивительном человеке.

Около 1345 года Сергий и его сподвижники выстроили на Маковце деревянный храм, по благословению митрополита Феогноста освященный во имя Св. Троицы. Троичность образа и сущности Бога, Отца и Сына и Святого Духа, - один из ключевых постулатов христианского вероучения, зафиксированный в Символе Веры. И Троице посвятил основанную обитель рано умудренный выходец из Радонежа, конечно же, не случайно. Это был, как полагают историки, вообще первый на Руси Троицкий храм. А поставил его Сергий затем, чтобы, по выражению жизнеописателя преподобного, "постоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистной раздельностью мира".

Чтобы они были едино, как и Мы...

ТА СКРОМНАЯ обитель, возникшая вокруг одинокой кельи первого на Московской земле пустынножителя, была дотла сожжена татарским ханом Едигеем в 1408 году, спустя 16 лет после смерти преподобного. По преданию, незадолго до татарского нашествия Сергий являлся в видении своему преемнику, игумену Никону. Преподобный известил его о грядущем разорении монастыря, но и утешил обещанием, что после он возродится внове и еще более окрепнет. Так все и случилось.

А в 1422 году на глазах у князя Звенигородского и Галицкого Юрия (сына Дмитрия Донского) и многочисленных бояр, утверждает летопись, случилось чудесное обретение мощей Сергия, которые не тронул тлен. Его причислили к лику святых. Из блоков белого камня на месте упокоения святителя построили тогда же за два года нынешний Троицкий храм - четырехстолпный, одноглавый. Обретенные мощи Сергия Радонежского положили в деревянную раку, которую в 1585 году заменили серебряной с золочением, изготовленной по приказу царя Ивана Грозного. Императрица Анна Иоанновна в 1737 году внесла в украшение святыни свою лепту, повелев воздвигнуть над ракой дивную серебряную сень на четырех столбах, что потребовало свыше 25 пудов серебра...

Русские князья сразу признали это место священным. В Троицком храме скрепляли они крестным целованием заключенные договоры и союзы, здесь крестили московских царей: Василия III, Ивана IV, его сыновей.

В пятиярусном иконостасе храма 42 иконы трех средних рядов написаны Андреем Рублевым и Даниилом Черным, работавшими в монастыре по приглашению Никона Радонежского. Столетиями, вплоть до 1929 года, собор во имя Святой Живоначальной Троицы имел храмовой иконой рублевскую "Троицу" - высший образец древнерусского искусства, рожденного христианской верой...

Больше полувека молился на Маковецком холме троицкий игумен, не уставая думать о том, чтобы звероподобный, разделенный сатанинской враждой мир преисполнился той кротости и любви, что царствует в предвечном свете Живоначальной Троицы. Не единожды Сергий и сам мирил князей, выступая посредником при заключении мира: в 1365 году - между московским государем и князем Борисом Нижегородским, а спустя 20 лет - между Дмитрием Донским и Олегом Рязанским.

К Олегу - давнему недругу Москвы, поддержавшему нашествие Мамая, - 60-летний, страдавший хворями Сергий пешком пошел в Рязань глубокой осенью, в непролазную грязь, в непогоду. Итог этого трудного путешествия к строптивому владетелю был, по словам летописца, таков: "Преподобный игумен Сергий, старец чудный, тихими и кроткими словесы... беседовал с ним о пользе душевной и о мире, и о любви. Князь же великий Олег преложи свирепство свое на кротость и утишись, и укротись, и умились вельми душою, устыде бо столь свята мужа, и взял с великим князем Дмитрием Иванычем вечный мир и любовь в род и род..."

Больше того, заключенный с помощью Сергия политический союз Олег скрепил и династическим браком, женив своего сына на дочери великого князя московского.

Так как Бог помогать тебе будет, победишь...

СВЕТ негасимой лампады, зажженной великим старцем, свыше шести с половиной столетий освящает русским людям их исторический путь, дарит надежду на лучшее, поддерживает в критические моменты, заряжая сердца несгибаемой стойкостью... У ворот лавры словно воочию видишь тот жаркий августовский день 1380 года, когда накануне Мамаева побоища прискакавший в обитель князь Дмитрий преклоняет колена перед троицким игуменом, получая от него благословение на ратный подвиг: "Иди против безбожных, и так как Бог помогать тебе будет, победишь, и в здравии в свое отечество с великими похвалами возвратишься..." Не убоявшись осуждения отцов церкви, берет Сергий грех на душу и отряжает вместе с Дмитрием схимонахов-богатырей Александра Пересвета (бывшего боярина брянского) и Андрея Ослябю (бывшего боярина любецкого), чтобы служили могутные иноки в Куликовской битве примером для всего воинства княжьего...

А ровно через 100 лет, в 1480 году, троицкий игумен Вассиан Рыло шлет отсюда "Послание на Угру" заколебавшемуся было великому князю Ивану III, и тот укрепляется духом, готовясь к смертной сече, и кончается тем татарское иго.

Приходит Смутное время - лавра выдерживает беспримерную, с сентября 1608-го по январь 1610 года, осаду 30-тысячной польско-литовской армии гетмана Сапеги и Лисовского.

Новый польский набег, предпринятый в 1618 году королевичем Владиславом, тоже заканчивается бесславно для интервентов. Зарубкой на память оставлена на дверной створке Троицкого собора вмятина от польского ядра...

Когда загремят громы наполеоновского нашествия, лавра пожертвует русской армии 70 тысяч рублей ассигнациями, 25 тысяч рублей серебряной монетой и 5 пудов чистого серебра...

История лавры изумительно многолика, богата сюжетами поистине шекспировского драматизма. Вот разыгрывается перед алтарем Троицкого собора страшная сцена из феодальной войны XV века: схвачен недругами и ослеплен великий князь московский Василий, которого с тех пор прозовут Темным. Но Господь покарает совершивших в 1446 году это злодеяние нечестивцев...

Вот в небольшом храме Сошествия Святого Духа, что построен в 1476 году псковскими мастерами, горько рыдает и молится за упокой души убиенного им сына Иван Васильевич Грозный. Во искупление собственных грехов, в назидание подданным, а может, и в угоду неутолимому своему честолюбию велит он возводить в монастыре огромный пятиглавый Успенский собор, строившийся 26 лет - с 1559-го по 1585 годы. Шестистолпный, с 5 синими в звездах куполами, станет он местом захоронения патриархов и митрополитов.

А вот въезжает в монастырские стены длинный поезд Бориса Годунова, как всегда, с щедрыми дарами. Но недолог его царский век, и следует иная, скорбная процессия 1606 года - то везут из Москвы останки безвременно скончавшихся царя Бориса, его жены и сына. Каменная палатка - усыпальница Годуновых примостится у северо-западного угла Успенского собора, ненавязчиво напоминая, как легко на Руси период относительного спокойствия сменяется вихрем налетевшей Смуты...

Есть повод для великой радости

В 1682-м от ярости обезумевших бунтарей-стрельцов в Троице укрылись юные государи Петр и Иван и соправительница их царевна Софья, а спустя 7 лет Петр вновь искал защиты в святых стенах, спасаясь от заговорщиков, сторонников своей соперницы в борьбе за российский престол - Софьи. Между прочим, великий реформатор России, о котором в школьном курсе советской истории повествовалось чуть ли не как о безбожнике, потому что в начале Северной войны ему пришлось переплавлять церковные колокола в пушки, оказывается, никогда не расставался с образом преподобного Сергия... И случайно ли так совпало, что первый камень в основание Санкт-Петербурга (заложенный Петром, как известно, 27 мая 1703 года) тоже приходится на великий церковный праздник - день Св. Троицы?

В покровительстве троицким монахам государи России видели залог укрепления своего могущества, веря в чудодейственную силу их молитв. Часто, например, устраивала сюда богомольные походы, прося у Господа прощения за свои прегрешения, императрица Елизавета Петровна. Это она в 1744 году возвела монастырь в высший ранг - лавры (коих в Российской империи с той поры было всего 4).

Разумеется, не только опорой самодержавного строя служила обласканная царским вниманием обитель. Не найти было на Русской земле более богатой духовной сокровищницы. Так, библиотека лавры насчитывала 823 рукописи и 10 000 древних печатных томов. 40 колоколов, отлитые на вклады российских государей, каждый со своим неповторимым голосом, в праздничные богослужения создавали бесподобные симфонии малинового звона. В лаврской ризнице хранились золотой крест, присланный патриархом Филофеем Сергию Радонежскому, священные сосуды святителей Сергия и Никона, их ризы из простой бумажной материи, обладавшие чудодейственной силой, камень от Гроба Господня и другие великие святыни и уникальные редкости...

Увы, многое из этого бесценного богатства было безвозвратно утеряно в результате начатых большевистской властью репрессий против церкви. В урагане 1923 года, сорвавшем крест с центральной главы Успенского собора, увидели российские христиане предзнаменование страшных бед, надвигающихся на страну, где стали верховодить воинствующие безбожники... Наш народ испил эту чашу бед и страданий до дна.

Но теперь есть повод для высокой радости. По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, "как и во дни преподобного Сергия, сегодня монастырь щедро делится своим духовным богатством с каждым приходящим в него с верой и надеждой на неоскудевающую помощь Божию..." Любой из нас может убедиться в этом лично.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно