Почти в центре столицы, в нескольких минутах ходьбы от метро "Тульская", стоит Свято-Данилов монастырь, судьба которого уникальна. Это первая святая обитель Москвы, появившаяся в конце XIII века, последний действовавший монастырь сталинского Советского Союза и первый, возвращенный церкви решением Совета Министров СССР еще в 1983 году.
Святой ковчег
В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ справочниках-путеводителях по монастырям России сказано, что Данилова обитель - это "ковчег, хранящий умственную святыню Русской земли".
...Изящная сень над святым источником в форме маленькой часовенки, увенчанной златоглавым куполом, что поставлена недавно, соседствует с величавым, массивным Троицким храмом. Его возвели в 1833-1836 гг. по проекту знаменитого Осипа Бове, за строгую гармонию форм и тяготение к классицизму прозванного "московским Росси".
Здесь хранятся главные святыни монастыря - ковчег с частицами нетленных мощей князя Даниила Московского, иконы Святой Живоначальной Троицы (XVI век), Божией Матери "Троеручица" (XVII век), преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (XVIII век).
Сегодня уже не верится, что дивный Троицкий собор, прекрасное творение не только монастырской, но и всей столичной архитектуры, в 1929 году был отдан... под зернохранилище!
Большевистская власть вела наступление на расположенную в центре столицы святую обитель с поистине дьявольским упорством. Последнего настоятеля ее епископа Феодора (Поздеевского) отправили в ссылку, когда он ответил отказом примкнуть к "обновленцам", сотрудничавшим с богоборческим режимом.
Беззастенчивый грабеж ценностей Свято-Данилова монастыря под флагом сбора средств на помощь голодающим Поволжья историки относят к числу самых циничных преступлений верховодивших в Советской России безбожников. В 1922 году отсюда изъяли более 32 пудов золота и серебра. В следующем году Моссовет закрыл храм Симеона Столпника, превратив его в многоместное жилище-коммуналку... Дотла разорили и другие монастырские храмы. Вывезли и растащили иконостасы, разграбили подчистую паникадила, люстры, подсвечники.
Но, несмотря на гонения и вандализм властей, Свято-Данилова обитель все двадцатые годы оставалась островком православия. Здесь находили приют согнанные комиссарами с церковных кафедр архиереи, которые не поддались искусам "обновления" и "живой церкви", придуманным к "вящей славе" безбожного режима. Символично, что в историю эти мужественные борцы за истину вошли под общим именем "даниловцы". Почти все они в 1930 году, когда Данилов монастырь был закрыт, приняли мученический венец. А в православной обители большевистские иезуиты додумались разместить учреждение тюремного типа - изолятор для детей репрессированных.
Лукавые градоукрашатели из Моссовета задумывали вообще стереть Свято-Данилов монастырь с карты Москвы, мотивируя это тем, что здания старинных храмов подвергались переделкам и якобы "утратили значительную часть своей историко-художественной ценности", а посему на их месте в интересах горожан следует разбить общественный парк...
На радость всем православным
ПЕРИОДЫ разорения и упадка Даниловская обитель переживала не однажды. Но всякий раз возрождалась на радость москвичам и всем православным.
Основал монастырь еще в 1282 году младший сын Александра Невского Даниил, получивший от отца в наследство небольшой московский удел (3 марта этого года исполнилось 700 лет со дня его смерти). После жестокого разорения, принесенного татарами в 1238 году, он заново выстроил деревянные стены-укрепления вокруг Боровицкого холма (называли такое огороженное место детинцем, или кремником, что впоследствии трансформировалось в "Кремль"), поставил церковь во имя Преображения Господня, прозванную Спас на Бору, а в пяти верстах к югу от своей резиденции, за Москвой-рекой, - еще один деревянный храм, освященный в честь Даниила Столпника - небесного заступника князя, от которого и пошла первая на московской земле монастырская обитель.
С княжения Даниила Александровича началось, как известно, соединение русских земель в одно великое царство. Церковь видит в этом перст Божий. Предназначая высокую будущность потомкам святого Александра Невского, сам Господь, считает летописец, избрал род Даниила для управления Русью: "Праведное семя его возлюбил Бог, благоволил ему царствовать в роды и роды".
Основы политического и военного могущества Москвы сформировал сын Даниила Иван Калита, вошедший в историю как собиратель русских земель. При нем и резиденция митрополита всея Руси была перенесена из Владимира в Москву.
А отец его Даниил, умерший в 1303 году, перед смертью принял схиму в основанной им обители. Похоронен он был, как завещал, на общем кладбище среди прочих монахов. В 1652 году состоялось чудесное обретение нетленных мощей князя Даниила, за которым последовало его причисление к лику святых. Но между двумя этими датами историки находят длительные промежутки забвения имени и образа основателя московской державы, когда приходила в упадок и заложенная им обитель...
Два чуда в одном селе
ЕЩЕ при жизни Даниила, в 1292 году, отстроенную обитель разорили и сожгли татары во время Дюденева нашествия. Восстановили ее заботами мудрого князя быстро; но по смерти его унаследовавший княжеский стол сын Иван счел за благо в 1330 году перевести основанный отцом монастырь в Кремль, поближе к своим палатам. Часть иноков осталась в прежних стенах, но постепенно, говорит летопись, "нерадением древних архимандритов Спаських монастырь Данилов оскуде, яко ни следу монастыря познаватися, токма едина церкви оста во имя Святого Даниила Столпника..." Местечко то возле нынешней станции метро "Тульская" стало называться Даниловским, а о монастыре забыли.
При великом князе Иване Васильевиче III (правил в 1462-1505 гг.) случилось в том селе чудо. Когда проезжал через него конный полк из детей бояр, под неким юношей споткнулся скакун на ровном месте, и остался всадник один на дороге. Тотчас явился перед ним закутанный в плащ незнакомец и держал речь, пронявшую молодого человека, как говорится, до кончиков волос. А сказал он, в частности, такое: "Я - христианин, и месту сему господин, и имя мое - великий князь Даниил Московский. По велению Господа положено мне быть в сем месте, в Данилове. Иди, юноша, и скажи великому князю Иоанну: ты сам себя всячески утешаешь, а меня почто забвению предал? И хотя он и забыл меня, но Бог мой меня не забыл..." Молвил эти слова неизвестный и исчез, растаял как дым.
В сильном волнении предстал молодой боярин перед великим князем Иваном и передал ему, что видел и слышал. С того времени и начали московские властители поминать своего Богом данного предка, в его честь "пети соборные понахиды и божественные службы" и "милостыню и трапезное учреждение" совершать неуклонно.
В 1490-е годы предпринята была попытка возродить и Свято-Данилов монастырь - в исторических источниках встречаются на то указания. Но, видно, успехом она не увенчалась, ибо при сыне Ивана III великом князе Василии III случилось в селе Даниловском новое чудо, и опять - с тем же нравственным уроком. Приближенный московского государя князь Иван Шуйский возле деревянной покосившейся церкви зачем-то спешился, а потом заторопился уехать. Он поставил уже ногу на подвернувшийся камень, чтобы взлететь в седло, но вдруг какой-то простолюдин обратился к нему со словами укоризны:
- Господине княже! Не дерзай с камня сего садиться на коня! Ведай, что лежит тут великий князь Даниил!
- Мало ли тех князей, - обронил небрежно родовитый боярин. Да и мог ли он подумать, что в сем месте - неухоженном, никем не оберегаемом - упокоен прах основателя державы Московской? Однако едва из уст Шуйского вылетела неумная фраза, как конь его вздыбился и рухнул замертво. Раскаялся он в своей надменной дерзости, просил иерея петь молебны о своем прегрешении, служить панихиды и "здравие получи молитвами блаженного и великого князя Даниила".
Возрождение
ПОСЛЕ очередного чудотворения на могиле святого Даниила царь Иван IV Грозный, "видя небрегомо место одно Даниловское и яко забвению подлежимо, идеже бяху честные мощи блаженаго сего великого князя... устави по все лета сам приходити на место то, тако же и метрополиту со священным собором и понахиды, и службы, яже о нем совершати".
Обнесенная мощными каменными стенами и башнями, возобновленная Свято-Данилова обитель вошла тогда в южную линию московских монастырей-крепостей, сыграв в 1591 году важную роль в отражении разбойничьего набега крымского хана Казы-Гирея.
Много бурь еще пронеслось над домом святого Даниила. В конце 1606 года полководец М. В. Скопин-Шуйский собрал у монастыря свои полки и выступил в поход против мятежных отрядов Ивана Болотникова. В 1610 году обитель в очередной раз поджигали приближенные самозванца Лжедмитрия II, а спустя два года здесь был убит вождь первого народного ополчения Прокопий Ляпунов... Во время чумного бунта 1771 года в монастыре помещался "карантинный дом", и его разгромили обезумевшие от страха перед моровым поветрием обыватели. Когда страшная болезнь отступила, в стенах его оставался единственный обитатель - настоятель архимандрит Иустин... В грозу же 1812 года здесь помародерствовали солдаты наполеоновской конной артиллерии, в частности, ободравшие золотые оклады с раки с мощами св. Даниила...
Ныне в восстановленном, преобразившемся монастыре, который стал духовно-административным центром Русской православной церкви, разместились учреждения Московской патриархии. Работают Синодальная библиотека, реставрационные и швейные мастерские, воскресная школа, больница и даже гостиничный комплекс. Охрану несут бравые казаки. И, глядя на плывущие в небесной синеве золоченые купола, кресты, на величественные храмы чудесной обители, на просветленные лица ее прихожан, начинаешь верить, что молитвами святого и блаженного князя Даниила стоять граду Москве и державе Российской вечно, пока не иссякнут в сердцах россиян животворные родники Веры, Надежды, Любви...