В первые века христианства на рождественские праздники было принято славить младенца Христа. Но на Московской Руси воспоминания о рождении Спасителя тесно переплелись с прославлением его Матери: чудотворные иконы Богородицы много раз спасали нашу столицу.
ВСЕГО в России было явлено 468 чудотворных богородичных икон. Три из них - ВЛАДИМИРСКАЯ, ДОНСКАЯ и КАЗАНСКАЯ - считаются покровительницами нашего города, который вот уже почти полтысячи лет называют ДОМОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Владимирская, "сиявшая паче солнца"
ПО ПРЕДАНИЮ, эта икона была написана евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске от того стола, за которым в юности Христа обедал сам Спаситель и его семья. До 450 г. икона спокойно пребывала на месте рождения, в Иерусалиме. Потом её переместили в Константинополь. И только в XII в. патриарх Лука (опять Лука!) Хрисоверг отправил её на Русь, в подарок князю Юрию Долгорукому, который к тому времени уже успел основать Москву, но княжил в Киеве. Икона как будто сама стремилась на северо-восток, в земли будущего Московского княжества. Сын Юрия Андрей Бого-любский тайно увёз её из Киева, желая поместить в Ростове Великом. Путь его лежал через Владимир, но, не отъехав и 10 вёрст, лошади, везущие икону, встали, и никто не мог сдвинуть их с места. Так до поры она избрала своим пристанищем Владимир.
Своё заступничество за землю Русскую и Москву Владимирская икона Богоматери явила в 1395 г., когда Тамерлан, потопивший в крови Азию и перемоловший вчерашних властителей мира, татаро-монголов, вошёл в пределы Руси, нацелился на Москву. Войска, собранные для отпора Железному Хромцу, могли разве что красиво умереть.
Князь и митрополит, наложив на себя строгий пост, перевезли икону из Владимира в Москву и горячо молились об избавлении от погибели всей земли. Народ на всём пути следования Владимирской Заступницы стоял на коленях со слезами на глазах. И молитвы были услышаны.
В тот самый день (26 августа), когда икону встречали в Москве, Тамерлан вкушал послеобеденный сон. И во сне ему явилась женщина, "сиявшая паче солнца", сходящая с небес в окружении молние-образных воинов с огненными мечами. Она велела завоевателю немедленно убираться восвояси, после чего двинула в атаку воинов с огненными мечами. Тамерлан проснулся в холодном поту, созвал гадателей и мудрецов, которые объяснили: "Эта женщина - Заступница русских, Мать их Бога, сила Её неодолима". Великий полководец был вынужден отступить, впервые в жизни. Со словами: "Если русские имеют такую Помощницу, то мы напрасно идём против них" он отдал приказ повернуть назад. По дороге его войску стало казаться, что русские идут по пятам, и азиаты обратились в настоящее бегство, давя друг друга, бросая оружие и обозы, оставляя пленных. Икону же поместили в Успенский собор Кремля. А в память встречи Владимирской Заступницы в столице основали Сретенский монастырь, по имени которого (от старославянского "сретенье" - встреча) названы нынешние улица и бульвар.
Донская, знамя победы
ПРЕДПОЛАГАЮТ, что эта икона была создана знаменитым иконописцем Феофаном Греком. Согласно легенде, небольшой отряд кавалеристов из маленького, никому не известного городка Сипотин, отправляясь на Куликовскую битву, испросил разрешения взять из Благовещенского храма тогда ещё безымянную икону Богоматери, написанную по канону "Умиление". Перед битвой, которая, кстати, проходила в день Рождества Богородицы, они закрепили её в виде штандарта на длинном древке, да так, что икона стала в горячке боя ориентиром для всех наших, поскольку была видна отовсюду. После боя икону, тут же названную Донской, вручили князю Дмитрию, за которым закрепилось то же имя.
Вторично Москву и Русь Донская Заступница спасла в 1591 г., когда крымский хан Казы-Гирей со 150-тысячным войском занял предместья столицы. Ему противостояла русская артиллерия, но исход битвы был неясен. За сражением наблюдал царь Фёдор Иоан-нович и бояре, многие из которых находились в ужасе. Царь же спокойно сказал: "Завтра молитвами Богоматери нечестивых на Москве не будет". И послал защитникам города Донскую икону Богоматери. По свидетельствам очевидцев, как только икона прибыла к войску, от неё стала исходить некая неодолимая сила, которая навела на татар страх и остолбенение. Спустя пару часов они обратились в бегство, а русские гнали их до самой Тулы, успев захватить в плен только около 1 тыс. человек - остальные оказались перебиты. В честь этой победы основали Донской монастырь, где икона пребывала до 1919 г. Сейчас Донская Богоматерь находится в Третьяковской галерее.
Казанская, "суд Божий об Отечестве"
ЭТА икона не была написана, её обрели чудесным образом. История сохранила имя человека, которому во сне явилась Богородица и указала место, где нужно искать её образ. Матрона Онучина, маленькая девочка, едва спасшаяся от страшного пожара в Казани в 1579 г. Поначалу ей никто не верил, однако Богоматерь явилась в третий раз и пригрозила: "Если не поведаешь глаголов моих, я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь". Заветным местом оказалось пепелище дома Матроны, с которого, кстати, и начался тот страшный пожар. Девочка со своей матерью выкопала икону, архиепископ убедился в подлинности её обретения, а царь Иван Грозный повелел основать на месте пепелища монастырь. Так бы и оставаться этой иконе местночтимой, если бы не Смутное время. Поднимая народ против оккупантов, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский призывали "постоять за Дом Пресвятой Богородицы" - Москву. Символом праведности войны стал список с Казанской Богоматери, принадлежавший Пожарскому. Подходя к Москве,список подняли в виде хоругви. Осада Кремля, в котором засели поляки, пленившие греческого архиепископа Арсения, длилась долго. Но в канун решающего штурма во сне Арсению явился Сергий Радонежский, сказавший: "Арсений, ваши и наши молитвы услышаны: предстатель-ством Богоматери суд об отечестве нашем преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена". Так оно и оказалось. Потом Казанскую Богоматерь цари решили перевезти в Петербург. Знаменитый ныне Казанский собор был освящён в 1811 г., здесь назначили место пребывания иконы. Говорят, что если бы она осталась в Москве, то год спустя, быть может, нам не пришлось бы отдавать и сжигать древнюю столицу. Но Казанская Богоматерь не оставила своего уже однажды спасённого города. Именно ей молился, отправляясь в действующую армию Кутузов, который, вынудив Наполеона уйти из Москвы, произнёс те же слова, что и Сергий Радонежский: "Спасена Россия".