Рубрику ведет руководитель Союза потребителей России П. Б. ШЕЛИЩ.
ПОЧТИ полгода назад вступил в силу закон по реформированию железнодорожного транспорта. Средства массовой информации уделили ему немало внимания, однако обсуждались в основном акционирование железных дорог и приватизация железнодорожного имущества, земли и т. д. В то же время почти без внимания СМИ остался актуальный для потребителей-пассажиров вопрос, как новые законы обеспечивают их права и интересы.
А между тем при подготовке и прохождении законопроектов со стороны МПС, по сути, была предпринята попытка свести на нет законодательное закрепление в прежней редакции Транспортного устава железных дорог ряда норм прямого действия, защищающих права пассажиров, которого 4 года назад добился Союз потребителей Российской Федерации.
В правительственном проекте Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации большинство норм, обеспечивающих права пассажиров, было изъято со ссылкой на то, что они будут прописаны в подзаконных актах, утверждаемых железнодорожным ведомством.
С этим СПРФ был категорически не согласен и подготовил свои поправки в новую редакцию Устава. В результате нескольких месяцев напряженной работы над законопроектом удалось найти приемлемое компромиссное решение.
Во-первых, в принятой редакции Устава восстановили все прежние нормы прямого действия, защищающие права потребителей-пассажиров.
Во-вторых, в принятом законе дано четкое определение понятия "пассажир" и установлено его соотношение с понятием "потребитель".
В-третьих, СПРФ удалось продвинуться в расширении прав пассажиров при возврате неиспользованных билетов. В статье 83 Устава предусмотрено право пассажира возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение 12 часов (в прежней редакции - 3 часа) либо вследствие болезни, несчастного случая в течение 5 суток (в прежней редакции - 3 суток) с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки - получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.
При возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право:
- не позднее чем за 8 часов (в прежней редакции - 15 часов) до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
- менее чем за 8 часов (в прежней редакции - 15 часов), но не позднее чем за 2 часа (в прежней редакции - 4 часа) до отправления поезда получить стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
- менее чем за 2 часа (в прежней редакции - 4 часа) до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.
В-четвертых, в принятой редакции Устава (статья 83) установлено право пассажиров на пригородных линиях получать полную стоимость проезда в случае незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на 1 час.
В-пятых, в Уставе (статья 80) удалось включить требование о праве пассажиров на бесплатное пользование на вокзалах залами ожидания и туалетами.
К сожалению, не удалось добиться признания факта опоздания пассажирского поезда более чем на 15 минут за полный час, по аналогии со статьей 100 Устава, где такая норма применяется по отношению к опозданиям грузовых поездов.
Получается, что железнодорожники не считают сегодня серьезным нарушением прав пассажиров опоздание поезда на 30, 40 и даже 59 минут. Формально по закону ответственность перевозчика наступает начиная с опоздания более 60 минут (то есть полного часа). Тогда за каждый час опоздания пассажир имеет право получить компенсацию в размере 3% от стоимости проезда.
С такой трактовкой закона СПРФ не может согласиться и будет предпринимать дальнейшие шаги, чтобы ответственность перевозчика наступала при любом опоздании поездов.
Желаем вам, дорогие пассажиры, счастливых поездок по новому Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации!