Примерное время чтения: 7 минут
522

Что такое старость? (часть 3)

Окончание. Начало в "АиФ. Долгожитель" N 24, 2003 г., N 1, 2004 г.

Два образа старости - слабоумие и мудрость, безнадежный эгоизм и милующая любовь - идут рядом, ставя перед нами загадку: какими станем мы сами и можем ли мы тут что-то изменить? Психология об этом не говорит. Зато говорит опыт Церкви, согласно которому старость - это не только физиологическое состояние человека.

Печально, когда уже ничего не нужно

О ТОМ, как может стареть душа, рассказывает декан психологического факультета Православного университета св. ап. Иоанна Богослова о. Андрей ЛОРГУС:

- Душа не подчиняется закону временного старения, она стареет не потому, что человек много пережил и ему много лет. Старение души - это процесс падшей природы, который совершается по известным греховным причинам в результате накопления нераскаянности, ложности и лживости душевной жизни. Скажем, маразм как психиатрическое понятие имеет некоторую адекватную интерпретацию с точки зрения христианской психологии. Это расплата личности за то, что человек по лени своей, по испорченности, греховности перестает заниматься своей душой. Как только человек перестает расти, духовно двигаться, он начинает разлагаться, отступать, падать. Это напрямую не связано с возрастом и может проявляться и в старости, и в зрелости, и в молодости.

Душевный склад определяется духовным путем человека, а не его биологическим возрастом. Я знаю примеры, когда старики переживают духовные проблемы, свойственные молодым. И о них никак нельзя сказать, что у них постарели душа и личность.

Вне духовной работы действительно есть психологические закономерности, изменения, которые, как правило, происходят практически во всем. И если человек не знает, что им надо духовно сопротивляться и как это надо делать, если у него нет духовной жизни, то эти патологические изменения у него будут происходить.

Прежде всего у человека, пребывающего вне духовной жизни, распадается мотивационная сфера. Один из самых печальных признаков старения в том, что человеку ничего не нужно. Старые цели - стремление заработать денег, сделать карьеру, устроить семью - уже пройдены, и человек перестает вообще чего-либо желать.

Как только угасает мотивационная сфера, тут же, откликаясь на это, наступает упадок эмоциональный, а затем распад интеллектуальной сферы.

Когда же человек живет напряженной духовной жизнью, то, скорее всего, старость его не догонит. Если же старик и ходит в церковь, но не терзается вековечными евангельскими проблемами и вопросами, если он не мучается над тем, в чем смысл его жизни и как ему жить со Христом, с Церковью, то душа его стареет.

Священники, имеющие опыт окормления богаделен и домов престарелых, говорят о том, что у людей неверующих процесс распада личности в старости просто делается заметен - в молодости грех скрыт красивым телом, полным жизни. Когда же человек этого лишается, то телом он уже жить не может, а душой - не умеет. Поэтому в старости человек грешный и внешне выглядит страшно. Нечто похожее признают и психологи. В 1987 году московский НИИ психиатрии проводил исследование, пытаясь выявить стариков, у которых негативные изменения характера можно было бы связать исключительно с проявлением старения. Таких обнаружить не удалось.

Бег на длинную дистанцию

ПРОТОИЕРЕЙ Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном селе, при котором с 1994 года действует богадельня: "Святитель Иннокентий Херсонский говорил, что страсти юнеют, то есть набирают силу с возрастом человека. За исключением, может быть, только блудной страсти, которая паразитирует на телесном естестве, и ясно, что немощное тело уже не может быть ее орудием. Что касается гордости, самолюбия, тщеславия, уныния, печали, сребролюбия - с возрастом они усугубляются. Потому так важно с юности вести сражение с грехами, заботиться об очищении сердца, чтобы наше бедное человеческое естество было всецело защищено Божией благодатью. Тогда и немощи старческие будут умягчены действием Духа Святого. Ибо самая великая милость для пожилого человека - это ясный ум, трезвость суждения, сердечные чувства, устремленные к Богу".

Пожалуй, в современном мире только Церковь видит в телесном увядании особое преимущество старости. Это время, когда суета мира обходит человека стороной и не отвлекает от главного. Ослабевшее тело неожиданно становится не врагом, а помощником души, призванной к молитве и тишине, для которой и дается время. В отношении к старости, как и в других вещах, представление христианства о человеке одновременно и трезво, и оптимистично. Надежда наша в том, что мы не "организмы", претерпевающие неизбежные возрастные изменения, а бойцы, которые могут во всеоружии встретить любой возраст, потому что цель, за которую идет сражение, - вне времени.

А на вопрос, как достойно приблизиться к старости, отвечает святой Иоанн Златоуст: "Нам нужно бежать в Царствие Небесное, бежать и получить награду. Бегущий не останавливается нигде, потому что, если покажет хотя бы малое нерадение, потеряет все. Бегущий не только не ослабевает перед концом пути, но тогда и старается бежать с особенною силою..."

Страх одиночества

ОДИН из самых сильных страхов, связанных со старостью, - страх одиночества. Об этом говорит протоиерей Димитрий СМИРНОВ, настоятель храма Благовещения в Петровском парке, духовник Свято-Елизаветинского сестричества.

- Человек, который делает в жизни добро, никогда не оказывается забытым у Бога. Господь не оставляет его и помогает ему - Сам или через людей. Я это множество раз наблюдал. Знал, например, больную, которая 30 лет пролежала на одном боку. Так ей просто покоя не было: каждый день приходил священник ее причащать, каждый день у нее были десятки посетителей. И она с каждым разговаривала так, как будто он единственный к ней пришел, а до этого она год ждала гостей. У нее не было ни мужа, ни детей, но за ней всегда одна-две женщины ухаживали, потому что она без помощи других вообще жить не могла. Она была очень добрым человеком, и, когда умерла, собралась огромная толпа народу, чуть не десяток священников ее отпевали. Она всем была нужна, все по ней плакали, как по родной.

А если человек остался один, возможно, есть и его вина в том, что он растерял родственников и знакомых. В противном случае полная брошенность совершенно исключена, кроме каких-то отдельных, особых исключений, когда Господь хочет, чтобы "алмаз" - сердце этого человека - получил дополнительно грани последнего страдания. Но это удел единиц - немногие способны пережить такую оставленность.

По этому поводу могу рассказать еще одну историю из реальной жизни. В один подмосковный храм ходила одинокая бабушка. И самое большое беспокойство ее было, как ее будут отпевать: кто отвезет в храм, если у нее никого нет? Ведь обычно как: человек умер, государственная система заработала, и тело отправляют в крематорий. И прах никто не будет забирать, потому что человек одинокий.

После ее смерти все произошло так. В храм привезли покойника родственники - а они люди нецерковные - ходят туда-сюда, ставят свечки. И вдруг вокруг гроба начинается какая-то суета. Батюшка (я его хорошо знаю) говорит алтарнику: "Пойди спроси, что случилось". Алтарник узнал, возвращается и говорит: "Не ту покойницу привезли!" - "Как не ту?" Батюшка подходит к гробу и видит, что в нем та самая бабушка, которая всю жизнь боялась, что ее не отпоют. Он ее сразу узнал, она нисколько не изменилась. Он стал выяснять обстоятельства: оказывается, в морге дали не тот гроб. И привезли эту старушку именно в тот храм, куда она ходила 30 лет. Родственники потом свою покойницу привезли, ее тоже отпели, так что никто не пострадал. А бабушку похоронили рядом с храмом, хотя должны были бы в крематорий везти. Видите как? Сам Господь вмешался.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно