Примерное время чтения: 5 минут
112

"Прошу считать меня нищим!"

Ярославский пенсионер Дмитрий Наприенко борется за это малопочетное звание

ЭТОТ судебный процесс для Наприенко - дело принципа. Хотя его судьба мало чем отличается от судеб миллионов российских пенсионеров. Но вот решил Дмитрий Алексеевич официально, через суд, заполучить статус нищего - и тратит на это последние силы. Зачем?

Считай, всю прошлую, еще советскую жизнь проработал инженером, получая весьма неплохую по тем временам зарплату - 290 рублей в месяц. А тут перестройка, реформы - и все покатилось будто с горы. Стоило выйти на пенсию, как уровень жизни упал до невиданной прежде нужды, фактически - нищеты. Пришлось продать все, что приобрел за годы обеспеченной жизни, вплоть до земельного участка и охотничьего ружья. И все равно приходится экономить даже на еде, а одежду Дмитрий Алексеевич последнее десятилетие вообще не покупал - донашивает старое.

Но это вроде как эмоции. А есть еще цифры. Сейчас Наприенко большую часть времени проводит в библиотеке за изучением российских и международных законов. Он сам, не пользуясь услугами дорогих адвокатов, сформулировал и обосновал требования к государству аж из 11 взаимосвязанных пунктов.

- Прежде всего я составил таблицу, из которой наглядно видно, как я на самом деле живу, - поясняет Дмитрий Алексеевич. - Здесь каждому отрезку моей жизни выведена официальная величина прожиточного минимума, а здесь - обоснование этого прожиточного минимума, а дальше - обоснованные с медицинской точки зрения нормы потребления... В общем, в этой таблице я наглядно показываю, что мои потребительские возможности многие годы были значительно ниже официального прожиточного минимума. Что и требовалось доказать: я - нищий! Вот я и прошу подтвердить этот факт официально.

Российское законодательство не дает толкования этого словосочетания: нищий человек. Зато имеется оно в международных документах, в частности, во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах человека. Вывод, как считает Наприенко, прост: статью 17 Конституции РФ, которая признает и гарантирует каждому права человека и гражданина согласно нормам международного права, наше государство элементарно нарушает.

Наприенко работал на государство 36 лет. Когда-то его зарплата была выше прожиточного минимума в семь с половиной раз. В 1996 году, когда он уходил на пенсию, государство гарантировало ему доход выше прожиточного минимума. Потом эту цифру довели до 90 процентов, а в некоторые годы - и до 60.

- Согласно Конституции РФ, каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, то есть пенсионное обеспечение (ст. 39), и в стране не должны издаваться законы, умаляющие эти права (ст. 55), - горячится Дмитрий Алексеевич. - А получается совсем наоборот. Вот и признайте очевидное!

Пенсионер представил в суд целую кипу документов, подтверждающих его правоту. С помощью официально обнародованной статистической информации он доказал, что для расчетов пенсий в отдельные годы по всей стране использовались неверные данные. И эти сведения он взял не откуда-нибудь, а из постановлений родного правительства.

- Посмотрите, вот постановление об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за IV квартал 1997 года для начисления и увеличения пенсий с февраля 1998 года. - Дмитрий Алексеевич показывает мне газетную вырезку. - Оно подписано главой Кабинета министров за день до окончания... четвертого квартала. Значит, была подтасовка. Заинтересовавшись этим вопросом, я стал копаться дальше и в журнале "Вопросы статистики" обнаружил данные о том, что официальная средняя зарплата по стране за тот самый четвертый квартал была чуть ли не вполовину больше. То есть пенсии должны были быть другими, прими правительство за точку отсчета эту статистическую отчетность. У меня самого, к примеру, она должна была составлять с 1 января 2002 года три с половиной тысячи рублей, а не полторы...

Если государство не может обеспечить людям достойную старость, значит, надо менять пенсионные законы, считает Наприенко. И требует признать неконституционным целый ряд постановлений правительства, касающихся индексации пенсий. Первой инстанцией, в которую Наприенко послал свои исследования, был Пенсионный фонд РФ по Ярославской области. Не споря с представленными расчетами, фонд ответил отпиской: пенсия-де начислена по закону. Не принял к рассмотрению иск Наприенко и Заволжский райсуд Ярославля, заявивший, что многие из его пунктов или вообще не подлежат рассмотрению в судебном порядке, или неподсудны федеральным судам. Однако коллегия областного суда настояла на рассмотрении этого беспрецедентного дела.

Тем временем в Ярославле брошенный государству вызов Наприенко находит все больше сторонников. Найдутся они, мы уверены, и во всех уголках России. Ведь государство умудрилось так запутать пенсионную реформу, что разобраться в постановлениях и прочих "письмах счастья" не может никто - кроме разве таких дотошных людей, как Дмитрий Алексеевич Наприенко.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно