"Не судьба"
ЕВГЕНИЙ Александрович Моргунов родился в Москве 27 апреля 1927 года.
Детство у будущего артиста было тяжелое. Воспитывался без отца. Мать работала санитаркой в родильном доме. А сам он с начала войны трудился на заводе "Фрезер", обтачивал болванки для артиллерийских снарядов.
В 1943 году произошло событие, в корне перевернувшее жизнь будущего артиста, - он написал письмо Сталину, в котором просил послать его учиться в театральное училище. И случилось невероятное: из Кремля пришла бумага: "Направить товарища Моргунова Е. А. для поступления в театр имени Таирова в качестве актера вспомогательного состава". Однако в театре юное дарование поработало не долго. В конце 1944 года он перешел на актерский факультет ВГИКа, в мастерскую Сергея Герасимова.
Денег новоиспеченному студенту катастрофически не хватало, и он ездил на общественном транспорте бесплатно. А делал это так. Входил в автобус и громко говорил: "Граждане пассажиры, приготовьте билеты" - и степенно шел по салону, проверяя их. Потом выходил и садился в другой автобус. Так и доезжал до института.
В 1946 году Александр Фадеев дал почитать рукопись романа "Молодая гвардия" Герасимову, и тот решил поставить по нему спектакль. Роли распределил между студентами своего курса.
Музыку к спектаклю писал Дмитрий Шостакович, и однажды Женя, набравшись храбрости, подошел к нему и спросил, не может ли мэтр его прослушать.
Композитор дал ему номер домашнего телефона: "Приходите, когда сможете".
Моргунов позвонил на следующий день. И пришел. После прослушивания Шостакович написал рекомендательное письмо профессору консерватории Целиковскому. Однако Моргунов путевкой в большой музыкальный мир не воспользовался. А объяснял это так: "Из Москвы в Петербург и из Петербурга в Москву одновременно выехали два поезда. В пути они не встретились, хотя мчались навстречу друг другу. Вопрос: почему? Ответ прост: не судьба".
Выпустив спектакль "Молодая гвардия", Герасимов взялся за съемки одноименного фильма. Женя Моргунов должен был играть Тюленина, но Фадееву очень понравился Сергей Гурзо, и в результате Моргунову досталась роль предателя Стаховича.
В прокате 1948 года фильм занял первое место, а через год его наградили Сталинской премией. Однако популярность популярности рознь. Однажды в одном из городов, где выступала с фильмом съемочная группа, Моргунова подстерегли мальчишки и ударили чурбаком по голове, а потом навалились гурьбой и начали избивать. К счастью, мимо проходил исполнитель роли Олега Кошевого Владимир Иванов. "Ребята, это же артист, он просто роль такую сыграл, а в жизни - это прекрасный человек". "Хорошему человеку не дали бы роль изменника, - был ответ. - А ему дали. Значит, он сам гад и пусть по нашим улицам не ходит!"
"Талантлив ли Моргунов?"
ОДНАЖДЫ Моргунову понадобилась зачем-то характеристика, и он обратился к известному режиссеру Александру Довженко, у которого снимался несколько раз в массовках.
Довженко написал так: "Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но, если в экспедиции застрянет машина, Моргунов тут же ее вытащит.
Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но Моргунов прекрасно переносит жару и холод и, если надо, - неприхотлив в еде.
Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но он прекрасно умеет доить корову и переносит на ногах грипп. Такой, как Моргунов, в экспедициях незаменим.
Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но вы-то знаете, талантлив ли Моргунов".
Какой он был в жизни - Евгений Моргунов? Мнения на этот счет сильно расходятся. Одни, как Борис Сичкин (знаменитый Буба Касторский из "Неуловимых мстителей"), считали Моргунова человеком авантюрным и хитрым. Другие - что роль Бывалого - второе "я" артиста. А вот Георгий Михайлович Вицин считал Моргунова человеком легкоранимым и сентиментальным.
Приведем несколько историй из жизни "Бывалого", рассказанных им самим и людьми, хорошо его знавшими.
Работая в Театре киноактера, Моргунов добирался на работу на троллейбусе. А сесть в троллейбус в то время было весьма и весьма трудно. Что же придумал Моргунов? Брал тумбу, на которой было написано "Остановка троллейбуса "Б", и относил ее метров на пятьдесят от остановки. Водитель, как правило, останавливался где обычно, а толпа, разумеется, ждала у тумбы.
Женя входил в салон один и с интересом наблюдал, как терпеливо стоящие у тумбы граждане вдруг срывались с места и сломя голову бежали с кошелками и матерком к остановившемуся троллейбусу.
Другой его "прикол" тоже связан с троллейбусом. На остановке Моргунов оттягивал дуги троллейбуса, выбирал интеллигентного человека (по моргуновской версии, пьяницу и хулигана, чтобы его проучить) и просил подержать. Сам переходил на другую сторону улицы и наблюдал за происходящим. Водитель троллейбуса и пассажиры долго не могли понять, в чем дело: почему троллейбус не трогается. Наконец, водитель, увидев "интеллигента", державшего дуги, выбегал из троллейбуса и набрасывался на него с ненормативной лексикой, а то и с кулаками.
Доставалось от Моргунова и водителям такси. Останавливая такси, он говорил водителю:
- До ВГИКа.
- Червонец, - как правило, отвечал тот.
Артист не спорил. А когда доезжали до места, говорил:
- Ой, как интересно! На счетчике три сорок, а вы говорили, червонец. Здорово же вы ошиблись.
Доставал три рубля с полтиной и выбирался из машины.
Злой шутник
ЕВГЕНИЙ Александрович был очень толстым, но тем не менее выглядел весьма импозантно и его везде пропускали бесплатно. Когда он с кем-то шел на стадион, то спокойно проходил мимо удивленного контролера, поворачивался назад, в сторону спутника, и бросал: "Это со мной".
И шел не просто на трибуну, а в ложу, где сидели высокопоставленные чиновники. Как-то рядом с ним в ложе оказался генерал-лейтенант милиции. Моргунов во время матча попросил у него закурить. Генерал вытащил пачку "Казбека". Моргунов взял папироску, а когда генерал сделал движение, чтобы убрать пачку в карман, очень серьезно сказал: "Не надо прятать". И генерал держал папиросы в руках весь матч.
Моргунов даже в баню проходил без билета. Он узнавал имя и отчество директора бани и, проходя мимо контролера, бросал:
- Когда Иван Сергеевич спросит, где Женя, скажи, что я здесь. Понял?
Моргунов брал у контролера сигарету и проходил в раздевалку.
А вот как проявлялась у Евгения Александровича "любовь" к прекрасному и изящному.
Дело было в Киеве, на гастролях. Артист К. попросил Моргунова передать приличную сумму ожидавшей его в гостинице жене. Моргунов согласился и взял деньги. Зашел он в их номер, увидел на столе красивую статуэтку, восхитился.
- Вот какую дорогую вещь я купила, - похвасталась жена актера, - причем на последние деньги.
Моргунов повертел статуэтку в руках и спросил:
- А не могли бы вы мне ее продать? Честно, люблю прекрасное и изящное, особенно антиквариат. За такую статуэтку я бы вам хорошо заплатил.
- Ну ладно, если любите, то берите. Уговорили, - ответила жена К.
Моргунов отдал ей всю сумму, а она была намного больше, чем стоила статуэтка.
Позже артист К. спросил жену:
- Тебе Женя Моргунов передал мою зарплату?
Жена пришла в смятение.
"С молодых лет я всегда старался смешить людей - хотел, чтобы они не вешали носы, не люблю кислых физиономий" - таково было жизненное кредо Моргунова.
И он старался вовсю. Смешил всегда, при любых обстоятельствах. Старался во всем находить смешное. А если не находил, то сам устраивал представление. Шут не только в кино или в театре, но и в жизни. Почти всегда, почти везде. Иногда с перебором. Иногда даже зло. Как, например, в этой истории.
В аэропорту диспетчер объявляет посадку на самолет: "Граждане пассажиры, самолет - рейс сорок два двенадцать Москва - Сухуми объявляет посадку". Моргунов во весь голос: "Повтори, сука!" Диспетчер: "Повторяю. Граждане пассажиры, самолет..."
Такова была природа артиста, который считал, что разыгрывать первого апреля - это все равно что дарить женщинам цветы только Восьмого марта.
Большое спасибо "органам"
ОСОБАЯ тема - Моргунов и КГБ. В вагоне метро, собираясь выходить на своей остановке, Моргунов подходил к какому-нибудь мужчине, доставал красную книжечку (а-ля КГБ) и говорил:
- Пройдемте.
Они выходили на улицу и долго шли по направлению к дому Моргунова. Наконец Моргунов нарушал молчание:
- Как жизнь? Как настроение?
Человек терялся и заикался:
- За что вы меня задержали?
- Я вас задержал? - удивлялся Моргунов. - Просто вы мне показались симпатичным человеком. Я бы с вами в разведку пошел. Вот и захотелось поговорить, узнать, как дела... Пожалуйста, вы свободны. Можете идти!
Вообще игры с КГБ или под КГБ Моргунов прямо-таки обожал. Останавливал такси. Показывал красную книжку. Указывал на какую-нибудь проходящую машину и приказывал шоферу:
- Давай за ней!
Около своего дома просил остановить и выходил из машины.
- А как же машина? - спрашивал удивленный таксист.
- Все в порядке, - отвечал Моргунов. - Не волнуйся. Ее "ведет" мой напарник...
Как-то Борис Сичкин встретил Моргунова у Охотного Ряда. Тот предложил пойти вместе поужинать. Борис отказался: денег нет. Моргунов презрительно махнул рукой: нет проблем. Они вошли в ресторан "Националь". Там было много свободных мест, но Моргунов вызвал директора и свистящим шепотом сказал:
- Поставьте столик на двоих так, чтобы мы видели вон тех в углу, - он указал взглядом на посетителей в дальнем углу ресторана, - но они нас нет. Понятно?
- Понятно, - ответил директор и вытянулся в струнку. - Что будете есть? Чем прикажете потчевать?
- Мы не ужинать сюда пришли, - твердо и со значением ответил Моргунов. - На ваше усмотрение. Ясно?
- Ясно, - отчеканил директор.
Два официанта мгновенно принесли водку, коньяк, шампанское, черную икру, лососину и разную другую вкуснятину. Артисты принялись за ужин. Моргунов во время еды что-то шептал Сичкину и что-то записывал в блокнот. Наконец подозвал директора и попросил счет.
- Ну что вы, что вы, какой счет, - залебезил директор. - Вы же наши дорогие гости.
Женя подарил ему на прощание еле заметную улыбку и дал руку, как взятку.
- Видишь, Боря, - сказал он на улице. - А ты говорил о каких-то деньгах. А зачем? Я так давно ужинаю. Большое спасибо нашим "органам".
Не прячьте ваши денежки
ВСЕ описанные выше проделки Моргунова имели место до прихода к нему популярности. Когда его не узнавали в лицо. Но как только пришла слава, изменились и шутки.
Однажды Борис Сичкин зашел в ресторан ВТО и увидел Евгения Александровича, который сидел за столиком с двумя симпатичными ребятами.
- Боря! - обрадовался Моргунов. - Подгребай к нам! Знакомься, мои друзья, полярные летчики. А перед вами, ребята, сам Буба Касторский. Как я и обещал...
В глазах летчиков засияли все цвета северного сияния.
Сичкин и летчики пожали друг другу руки.
- С вас сто рублей, как договаривались, - обратился к летчикам Моргунов.
Ребята радостно вручили Моргунову деньги.
- Сейчас придут Олег Стриженов, Савелий Крамаров, Олег Ефремов и другие, так что деньги, друзья, далеко не прячьте.
- Не волнуйся, Женя, - ответили счастливые летчики.
Евгений Александрович был не только любитель выпить, но и хорошо закусить. Даже внес как-то такое рационализаторское предложение. Летел он однажды над Америкой. Переводчик стал хвастаться:
- Посмотрите вниз! Мы пролетаем над Большим Соленым озером. Там очень много соли, такого у вас нет.
- Как используется озеро? - серьезно спросил артист.
- Никак. Оно же соленое.
- Плохо, у нас бы использовалось. Даю вам бесплатный совет. Побросайте туда побольше помидоров и огурцов, через две недели выньте. Вся страна на год соленьями будет обеспечена.
Какая у вас дружба
ОДНАЖДЫ в Курганской области проходил фестиваль искусств, на который собрали всех популярных артистов кино и эстрады.
Ведь как приходилось колхознику работать в колхозе? Бесплатная работа за палочки-трудодни и... концерты. Урожая нет - в магазинах шаром покати. И чтобы люди не огорчались, проводили фестивали. Партийные секретари с председателями колхозов и совхозов устраивали шикарные банкеты для себя и артистов. "Оттягивались" по полной выкладке.
В одном колхозе был накрыт стол на сто пятьдесят человек, а артистов было всего-то человек двенадцать. В углу стояло, как водится, множество ящиков с экспортной водкой и армянским коньяком. Но вот незадача: пить артистам нельзя - предстоял еще один концерт. Жалко! Добро пропадает. Моргунов и здесь нашел выход из положения. Он подошел к Сичкину и душевно сказал:
- Борис, ты мой самый любимый артист. Я хочу тебе надписать на память бутылку коньяка.
Затем взял бутылку армянского коньяка, написал на ней трогательные слова и торжественно вручил ее Бубе Касторскому.
Борис Сичкин взял другую бутылку и сделал не менее трогательную надпись Моргунову. Эстрадные артисты Шуров и Рыкунин почувствовали, куда ветер дует, и тоже изъявили желание получить автографы у присутствующих артистов. Все вспоминали, как они друг друга любят, и щедро раздавали автографы. Накопилось бутылок по восемь у каждого.
Секретарь горкома был в умилении: "Как приятно глядеть на вас, артистов! Какая у вас дружба! Замечательные вы мои!"
СНИМАЛИ Евгения Александровича Моргунова мало, особенно после "Кавказской пленницы". Вместо ожидаемого потока новых ролей его окружило безмолвие. Что это было? Санкция начальства? Зависть коллег? Кто знает...
И, может быть, не всегда добрые выплески юмора и иронии вне сцены были не чем иным, как своеобразной маской, за которой скрывалась творческая неудовлетворенность?
Сценарист и поэт Геннадий Шпаликов сказал Моргунову однажды, что мечтает написать для него сценарий, в котором бы его герой плакал, страдал, переживал большую жизненную драму. А сам Моргунов как-то поведал: "Я счастливый человек. Талантливых много. Сильных мало. А я сильный человек". Сказать-то он это сказал, но...
Его нервы были на пределе. Он то рыдал, то глушил себя весельем в каких-то компаниях. А веселие на Руси... В результате - два инфаркта, один инсульт...
25 июня 1999 года Евгений Александрович Моргунов предстал перед Богом. Ни Гильдия актеров кино, ни Театр-студия киноактера, ни Союз кинематографистов России, ни киностудия "Мосфильм", где он проработал пятьдесят шесть лет, не дали на похороны ни копейки...
Евгений Моргунов о...
...об одиночестве
"САМОЕ страшное - остаться одному. Знаете, горе какое случилось у прекрасного комика, удивительного человека Сергея Николаевича Филиппова? Как бессердечно отнеслась ленинградская общественность к артисту, который смешил всех, которого боготворили, которому предлагали выпить все. Он умер один в своей квартире и лежал две недели. Соседи обратились на "Ленфильм" (за год до того у Филиппова умерла жена, он остался один). "Ленфильм" принял ужасающее решение. (Не дали на похороны ни копейки денег.) И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актеров, которые были на пенсии, у актеров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали. И слова совершенно гениальные написали на могиле: "И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения". Это его любимые были стихи".
...о смысле жизни
"ЗАЧЕМ мы пришли в этот мир? Чтобы мучиться. Я никогда не забуду, как академик Тарле - был такой замечательный писатель, историк, - подарил мне книгу о Наполеоне. Там был эпизод, который хотелось бы донести человечеству. Когда Наполеон после очередной победы возвращался в Париж, один из приближенных сказал: "Ваша светлость, как ликует ваш народ, как он счастлив видеть ваши победы, как он падает, крестясь на вашу поступь. Любят вас люди, чего же вы не приветствуете их?" И Наполеон ответил: "Эти люди будут точно так же аплодировать, когда меня поведут на эшафот".
...о политике
"КАК нормальный человек может каждый день смотреть одну и ту же ерунду, связанную с Госдумой? Я не могу постоянно думать о том, кто кому вылил боржоми за шиворот. Мне вбивают в мозги, что где происходит, а я хочу, чтобы звучал Чайковский, Бетховен, Соловьев-Седой..."