Николай СЛИЧЕНКО. Редкостное сочетание удивительного голоса, мужского обаяния и артистического таланта сделали его всенародным любимцем. Мягкими и ласковыми повадками он похож на старого льва - никогда не повысит голос на свой актерский "прайд", а они все равно ловят каждое его слово. По "самому красивому цыгану Советского Союза" сходили с ума толпы поклонниц, а он всю жизнь любил только одну женщину - собственную жену Тамиллу. Он предан своей семье и не знает, что такое "конфликт поколений"...
Сегодня о нем, его жизни и творчестве говорят его друзья.
КАЖДЫЙ выход на сцену Николая Сличенко - это театр! Театр со своей драматургией, неожиданными поворотами и счастливым концом. Когда в прежние годы по телику шел "Голубой огонек" с участием Сличенко - города вымирали. Все усаживались у телевизоров. "Глянь, а "Очи черные" он Тамилле поет. Да вон, вон, это его жена Тамилла!"
А когда театр летом выезжал на гастроли, из всех открытых окон звучало: "Милая, ты услышь меня...". И народ услышал Сличенко. Вот уже около 30 лет он руководит театром "Ромэн". Народ зовет его "Театром Сличенко"! И в театр, которым руководит народный артист СССР, лауреат Государственной премии, академик, все так же ломится зритель.
КАКИЕ слова можно сказать о любимом артисте, голос которого живет почти в каждом доме как член семьи, какие слова можно сказать об артисте, счастливо известном далеко за пределами нашей страны, чтобы эти слова не показались бы казенными, банальными, потому что за долгие годы творчества какие только эпитеты и восторженные похвалы не звучали в адрес народного артиста Советского Союза Николая Сличенко! И в самом деле, в каком бы отдаленном уголке огромного государства ни оказывался театр под руководством Николая Алексеевича, его везде встречали как ближайшего родственника, обращаясь попросту: "Коля, дорогой, спасибо тебе". Это великое "спасибо" было и есть самая большая награда и оценка артиста и человека, любимого Богом. Иначе как можно понять, что в одном человеке соединяются многие самые удивительные качества и свойства: прекрасная внешность, мужская стать и обаяние, гармоническая пластика, талант руководителя, искрометный юмор, безграничная преданность семье, своей красавице жене Тамилле. Они не расстаются никогда - ни дома, ни в театре, ни на гастролях, и только однажды они расстались, когда из соображений принципиальности и порядочности Николай Алексеевич не взял ее в зарубежную поездку из-за ограниченного количества исполнителей.
НЕ МОГУ сказать, что с Николаем Сличенко меня связывает неразрывная, тесная дружба. Нет, мы видимся и разговариваем не так часто, как хотелось бы. Но дружба с человеком, которого знает и любит вся страна, - это дружба особого рода. Даже редких (к моему сожалению!) встреч достаточно, чтобы ты вновь и вновь убеждался, что Николай Сличенко безмерно талантлив не только на сцене, но и в жизни: в дружбе, в общении, в отношении ко всему окружающему. Он - отзывчивый друг, который готов разделить с тобой и твою радость, и твое горе. Становится тепло на душе при одном упоминании его имени, при одной мысли о том, что он живет и творит в твоей родной стране, в твоем любимом городе.
МЫ ЖИВЕМ в шумный век. Везде взрывают, стреляют, гремят. Летят ракеты, грохочут бесчисленные автомобили. Мы, может быть, поэтому плохо слышим друг друга. Отсюда столь много конфликтов на Земле. Шумно, громко, крикливо мы живем. И только в редкие тихие минутки мы слышим щебет птиц, видим цветы, видим просторы нашей матушки-земли. Слышим пение и ощущаем, как солнце целует нас своими теплыми лучами. И вот только на таких просторах могла возникнуть цыганская песня как выражение счастья и радости. Тут простор цыганской песни. Песня - как родник, откуда-то из глубин земли бьющий и освежающий душу. И начинается песня, как бы примериваясь, осторожно, на цыпочках, и набирает постепенно силу и раскованность свободной души. И вот она раскинулась широко-широко. И захватывает тебя, как волна. И ты забыл о своих горестях и бедах. И только она несет тебя, как в ладонях.
Вот так поет Николай Алексеевич Сличенко. Поет самозабвенно, широко и пронзительно душевно.
Ах, ручеек, тот незабываемый ручеек.
Пой, душа, утешь меня.
Очень шумно мы живем. Хоть ты, Николай, дай забыть все.
Пой, душа. Пой, цыган.
ИМЯ Николая Сличенко навсегда вошло в историю театрального искусства России - далеко не каждый может заслужить это при жизни. Мы все переходим по возрасту в ветераны, но ветераны, как известно, не стареют душой... И я уверен, что его немеркнущий талант принесет зрителям еще много радости...
НИКОЛАЙ Сличенко - это имя приводило в восторг зрителей Москвы, Нью-Йорка, Парижа и Мадрида, Ленинграда и Волгограда, да, собственно, всех тех, кто хоть однажды увидел этого красивого, талантливого, самобытного, ни на кого не похожего артиста.
Николай Сличенко - это эпоха не только в цыганском театре, цыганском искусстве. Десятилетия это имя ассоциировалось с лучшими исполнителями всех времен. Если П. С. Саратовский, который принял молодого Сличенко в театр "Ромэн", воспитал его как драматического артиста, то Николай Сличенко продолжил эту традицию, углубил ее и довел этот коллектив до совершенства. Это единственный в мире цыганский театр, благодаря которому все перестали относить цыганское творчество к чисто развлекательному, кабацкому жанру.
КОЛЯ! 47 лет назад на уютной актерской посиделке мы впервые встретились и с тех пор ни разу не изменяли дружбе и не испортили друг другу настроения. Все эти годы ты сохранял яркость дарования, цельность натуры, мощность души и тела (в последнем заслуга не твоя, а уникальной Тамиллы).
Есть люди талантливые, есть удачливые, есть умелые, хваткие и броские - много всего есть, но ты - штучный, неповторимый, незаменимый. Аналогов нет!
Поэтому и впредь радуй всех, а особенно твоих старых друзей, как можно дольше.
КОГДА слышишь Николая Сличенко, прежде всего чувствуешь неугасимый порыв его души: мятущейся и рвущейся наружу через красивую оболочку, дарованную ему родителями и Богом.
Он настоящий Артист и всю жизнь живет, кажется, правдой чувств. Время над ним не властно. Он молод, и, хочется верить, таким и останется. Ведь бывают в природе исключения, когда годы только красят человека; когда глаза его искрятся солнцем, а радостная улыбка не может не вызывать ответной радости.
ЭТО ИМЯ - Николай Сличенко - я узнала давно. Было это так: молодое лицо смотрело на меня с газет Франции, и мои кузины и тети, бывшие в эмиграции с 1916 г., говорили, что ничего подобного и более оригинального они никогда не видели. Успех был невероятный. Он двигался так изящно, и, как полет, песня гармонически сливалась с движением. Его руки, его глаза! Да, цыган. Но цыгане тоже бывают разные. Есть высокая черта интеллигентности, которая позволила Николаю Сличенко сформировать уникальный коллектив, где в каждом актере видна его работа. Вот почему я говорю: там, где крепкая семья, рождается крепкое государство и появляются эксклюзивные семьи, чья генетика работает так, что талант от отца и матери передается детям - и снова со сцены льется удивительная песня цыган.
МНЕ ПОВЕЗЛО, что я застала в своей жизни великих артистов, которые обогатили мой мир, а главное - до сих пор помогают сохранять веру в доброту, любовь, счастье и бескорыстное служение театру.
Одним из великих и давно мною любимых является Николай Сличенко, прославивший свой народ, возглавляющий романтический самобытный театр, а главное, сохранивший свою душу, свой мощный темперамент, неизменную красоту и обаяние, и голос, пробуждающий в нас все лучшее.
Благодарю судьбу за то, что с нами этот чудо-человек. Долгие годы пусть дарит нам красоту своей улыбки, грусть своих глаз, а главное - умение любить бесконечно.
С МОИМ другом Николаем Сличенко мы знакомы уже полвека. Наша дружба началась с середины пятидесятых годов, мы часто в свободное время встречались в общежитии Театра Ленинского комсомола в комнате, где проживали сестра и брат Марковы, Леонид и Римма. Все мы работали в этом театре, собиралось там много друзей, но самым желанным был Коля Сличенко. Среди шуток и игр главным на наших вечеринках были песни в исполнении Николая.
К счастью, я дважды с ним встретился на экране: это новогодний телевизионный "Огонек", который назывался "Похищение", в начале шестидесятых годов, и к/ф "Свадьба в Малиновке", где Николай Сличенко, как всегда, был украшением и блистательным исполнителем песен.
МЫ ДРУЖИМ давно. Я никогда не забуду, как однажды после моего приглашения принять участие в юбилейном концерте Коля (я не знал, что он попал в больницу) хотел сбежать от врачей, чтобы спеть для меня и наших зрителей и вновь вернуться в палату. Поистине дружба - понятие круглосуточное и бескорыстное. Но мы с Тамиллой уговорили его не рисковать... Он всегда жил и будет жить на полные обороты души.
Я посвятил своему другу, любимому артисту, замечательному человеку - Николаю Сличенко стихотворение, которое печатаю во всех своих книгах. Вот несколько строк из него:
Но когда искусство призывает -
В наших душах вспыхивает свет.
Кто тебе тогда года считает...
Возраста у вдохновенья нет.
КАК СКАЗАЛ один мудрец: "Каждая природа выражает только то, что имеет".
Я долго не понимал, почему мою актерскую природу не замечают при поступлении в театральные учебные заведения. На одном из вступительных экзаменов мне сказали: "Из вас никогда не получится актера: у вас нет чувства юмора и темперамента".
Это была не ошибка дававших заключение, это была констатация моей наглухо застегнутой актерской природы. И так продолжалось до 1968 года, несмотря на то что к тому времени я имел зрительский успех. Весной 1968 г. меня судьба свела с Николаем Сличенко. Он уже был в расцвете славы, при его выходе на сцену вставали зрители стадионов и дворцов спорта, и я получил возможность из-за кулис наблюдать это чудо природы. После этой встречи мне хотелось петь, как Сличенко, улыбаться, как Сличенко, и даже, может быть, стать цыганом. Встреча с ним меня внутренне освободила. Я понял, что на сцене самое главное - это чувство. Я стал осваивать иррациональное пространство творчества. До Сличенко этого не удавалось сделать со мной никому.
В КОНЦЕ шестидесятых или начале семидесятых - точно я не помню - "Голубой огонек" был единственным отечественным источником вдохновения. Каждая семья сидела у экрана и ждала своих любимцев. И вот... Ослепительная улыбка, упоительный, сильный и нежный голос и глаза, не глаза, а очи, "очи черные, очи страстные, очи жгучие и прекрасные", а в руках - гитара, которая поет и плачет. Таким был Сличенко. Он был один-единственный, в общем, и остался таким же, только руководит еще и театром, тоже уникальным, потому что неповторимым, единственным в стране. Умный, талантливый, красивый да еще умеющий так любить всю жизнь только одну-единственную прекрасную Тамиллу. А она платит ему тем же. Потрясающая семейная пара - ею все восхищаются, и все ее любят. Когда их видишь поодиночке, а это случается очень редко, первый вопрос: "А где Коля?" или "А где Тамилла?" - их просто невозможно представить не вместе. Эта гармония радует их друзей, зрителей, партнеров по профессии. Общаться с ними - всегда радость. Спасибо, что они есть!
УНИКАЛЬНЫЙ характер Сличенко выстрадан судьбой, с детства потребовавшей от мальчика мужественных действий. В 1942 году гитлеровцы расстреляли его отца. Осталась молодая вдова с детьми. С восьми до десяти лет маленькому Коле пришлось одолеть перевал из детства сразу в суровую юность военных лет.
В свое время я написал о Сличенко, что "судьба его и личность шли навстречу друг другу". Но это "везение" сопровождалось постоянным преодолением, казалось бы, невозможного, начиная от налета фашистских самолетов на обоз беззащитных беженцев. В эвакуации он уже старался быть кормильцем большой семьи. После войны - световой рабочий день в цыганском колхозе. Там в короткие часы вечерних гуляний впервые и осознал, что его пение и танец вызывают особое одобрение людей разных возрастов.
Узнав о том, что в Москве есть театр "Ромэн", он обрел новые мучения. Он был совсем не обучен искусству. О деньгах на дорогу и думать не приходилось. В колхозе ведь платили трудоднями, то есть натуральным продуктом. Случилось невероятное: цыгане продали на рынке несколько мешков пшеницы и отдали выручку Коле. Ему было в ту пору шестнадцать лет.
Когда он увидел, какие актеры ведут репертуар и как они любимы публикой, испугался своей необразованности, незнания профессии. А они разглядели и радостно приветствовали его талантливую природу. Но впереди годы учебы, начиная с парты в школе рабочей молодежи и многотрудного освоения мастерства актера - умения думать и действовать в образе. В отличие от многих он знал доступные ему роли во всех спектаклях и был способен заменить заболевшего актера, неизменно вызывая интерес зрителей к своему герою и собственной личности.
ДЛЯ грузин Сличенко - олицетворение лучшего. Это человек, который сам творец и, главное, умеет слушать и ценить творчество других. Когда мы вместе были на гастролях, я видела его страдания. Я подумала, что он заболел. Спросила: "Что с вами?" Он ответил: "Наничка, я без семьи - потерянный человек". Это было так трогательно. Он, которого обожал весь Советский Союз, остался верным своей очаровательной красавице-жене. Когда смотришь на них, от них идет вера в то, что есть такие люди, оказывается, что можно жить так чисто и правдиво.
Николай Сличенко - личность. Его Бог одарил во всем. Он мягкий, интеллигентный, хорошо воспитанный. Это такая редкость - внутренняя интеллигентность. Он никогда в моем воображении не постареет. Каким он был красавцем, таким и остался.
ЕГО артистизм блистателен, голос чуден, обаяние огромно, красота исключительна, молодость нескончаема...
Но самое главное - у него есть та самая почва, которая делает национальную культуру общечеловеческой: любовь и доброта, распространяемые каждым его выходом на сцену.
Николай Сличенко - это, как говорится, праздник души, именины сердца. Всегда! В любое время! В любом концерте! Перед любой публикой!
Наша эстрада, сосущая леденцы и то и дело выставляющая мнимых кумиров на свои серые пьедесталы, частенько пышет холодным бенгальским огнем.
Но выходит Сличенко, и преображение - тут же. Сразу настоящее, сразу Искусство.
Слушать и видеть этого артиста - высшее счастье. Пусть же этого счастья будет побольше!
ГОЛОС Николая Сличенко указывает не только на его непредсказуемый юношеский характер, но также служит выражением его светлого духа и страстной души.
Голос его не только слышим, но и (да, я это утверждаю!) видим для тех, кто может видеть!
Счастливец он, этот неисправимый мальчишка Колька Сличенко!
Три искусства создают музыку: пение есть первое искусство, музыкальное исполнительское искусство - второе, а танец - третье.
Самым коротким путем достижения духовных высот является пение - пение, которым так владеет только он. Счастливец, этот никак не взрослеющий дядя Коля: воздушное качество его голоса возвышает и уносит далеко с земного плана!
Очень немногие в этом мире знают, какие чудеса могут производиться с помощью голоса. Если существует какой-нибудь след чуда, феномена дива, то он - в голосе, голосе Сличенко!
Счастливец он, этот невзрослеющий Николай Сличенко.
Воздушное качество его голоса: взывающее и самое главное - опьяняющее. Божественный дар в нем - в этом не поддающемся годам Николае Сличенко.
НИКОЛАЙ Сличенко для меня - это явление. На одном из вручений премии "Театрал" он должен был с песней выехать на лошади. Лошадь, на которой он должен был проскакать, в предыдущем номере чего-то испугалась, и ее понесло. Ее остановили, отвели за кулисы, но она была невменяема и шарахалась из стороны в сторону. Все были против, чтобы Николай Сличенко садился на лошадь, особенно его супруга. Но, несмотря ни на что, Николай подошел к лошади, положил руку ей на морду и вскочил в седло. И произошло чудо. Лошадь покорно загарцевала под ним, и номер прошел блистательно. Что это? Цыганская хватка, великое актерское мастерство, магия искусства? Соедините все в одно - и ответ ясен. Это явление называется Николай Сличенко.