Окончание. Начало в "АиФ. Долгожитель" N 21
- Какое из государств бывшего СССР является наиболее дружественным по отношению к нашей стране?
В. ЛЫСЕНКО: По отношению к России Путина - Белоруссия, Казахстан, Армения. Белоруссия вообще хотела с Россией Союзное государство строить, но потом выяснилось, что мы друг друга не поняли: батька Лукашенко рассчитывал стать его президентом, но у Путина эта идея не вызвала энтузиазма. А Назарбаев фактически самый надежный партнер Путина в Содружестве, координатор всех постсоветских инициатив и объединений. Ходят слухи, что он чуть ли не согласился на Союзное государство Россия - Казахстан с Путиным во главе. Кстати, такой проект вполне может и Западу понравиться. Назарбаев вообще самый продвинутый из азиатских лидеров и старается выглядеть европейцем. А с Арменией у России давняя дружба, они никогда нас не предавали, поддерживали наши экспансионистские планы. Кроме того, мы христиане, у нас вера одна, а они живут в мусульманском окружении. И с Карабахом мы подсобили, за что на нас Азербайджан в обиде.
В. АЛКСНИС: Белоруссия. К сожалению, в последнее время политика России направлена на то, чтобы максимально испортить отношения с этой единственной своей союзницей. Последняя гнусная кампания в СМИ может вызвать только негодование. Остальные не дружат, а довольно неубедительно изображают дружбу, на деле используя Россию как дойную корову. Это относится ко всем - и к Украине, и к Молдове, и к Грузии, поэтому они столь раздраженно воспринимают попытки России перевести поставки сырья в рыночное русло. "Мы тебя будем хаять, грязью поливать, а ты давай нас все равно корми!" - вот их позиция. Даже Армения, которая существует практически за счет поддержки России, и та только декларирует дружбу, а реально смотрит на НАТО, США и ЕС.
- С каким из государств СНГ у России складывается наиболее благоприятная ситуация в области миграции населения и почему?
В. ЛЫСЕНКО: Украина, Белоруссия, Казахстан. Украинцев и белорусов в принципе не отличить от русских - их даже в Воронеже не бьют и не режут. А казахи едут на заработки в основном в азиатскую часть России: Омскую, Новосибирскую области, на Алтай, там они тоже выглядят как местные, да и вообще они люди скромные, тихие и работящие, к криминалу не склонные.
В. АЛКСНИС: Снова Белоруссия - в связи с существованием Договора о создании Союзного государства. Далее Украина, поскольку для ее граждан в силу чисто политических причин были приняты льготы по вопросам регистрации. Но и то и другое выгоднее Украине и Белоруссии, чем России. Жители Центральной Азии хлынули к нам от беспросветной нищеты, когда даже средняя российская зарплата кажется гигантской, а не потому, что у нас четко регламентировано миграционное законодательство. Напротив, практически все они являются его нарушителями.
- Какие из стран СНГ являются главными экономическими партнерами России?
В. ЛЫСЕНКО: Украина, Казахстан, Белоруссия, Армения - это статистика. С Украиной у нас старые крепкие связи, большой товарооборот. Белоруссия практически все сработанное вывозит на наш рынок. Казахстан - у нас много совместных проектов по нефтяной отрасли, и, бесспорно, в интенсификации наших экономических контактов не последнюю роль играет старание Назарбаева участвовать во всех интеграционных процессах в СНГ.
В. АЛКСНИС: Белоруссия, Украина, Казахстан - это сложилось исторически, еще во времена СССР они были наиболее интегрированы, многое, конечно, утрачено, но достаточно крепкие контакты все-таки остались. К примеру, добывающая промышленность Казахстана во многом ориентирована на Россию, в свою очередь, многие минералы, необходимые нашему ВПК, добываются только в Казахстане. И нефть там есть, а у нас уже разведанные запасы подходят к концу.
- Какое из государств СНГ наиболее тесно сотрудничает с Россией в области обеспечения безопасности?
В. ЛЫСЕНКО: Прежде всего входящие в ОКБ - Организацию по коллективной безопасности. К тому же Узбекистан, Киргизия, Казахстан боятся "оранжевых" революций. После реакции Запада на события в Андижане они образумились, расхотели дружить с американцами. Кстати, сейчас Россия всерьез занялась своим ВПК, так что скоро все соседи опять будут вооружены нашим оружием, - а это очень серьезный фактор политического влияния.
В. АЛКСНИС: Конечно, дальше всех продвинулась Белоруссия - у нас единое оборонное пространство, ПВО, практически единый ВПК. С наркотрафиком ситуация катастрофическая, страны Центральной Азии не предпринимают по его пресечению должных мер. Рахмонов в Таджикистане пришел к власти на российских штыках, они же обеспечили ему победу в гражданской войне. А теперь он нас выпирает, потому что сам сел на проценты от наркотрафика. И эта дрянь свободно идет к нам транзитом через Узбекистан и Казахстан, с которым у нас 7 тысяч км необустроенных границ. И менять ситуацию там не считают нужным, потому что не скажу, что сам Назарбаев, но многие его чиновники наверняка сидят на тех же процентах. О совместной борьбе с терроризмом и говорить не приходится - Грузия заинтересована в продолжении войны в Чечне, чтобы эта российская рана продолжала кровоточить, поэтому потихоньку будет раздувать угли. В ЦА сами ведут борьбу с исламским фундаментализмом, там свои террористы, хотя и немеждународные, как и наши чеченские, это чисто местное явление. Конечно, как-то мы сотрудничаем, выдаем им их оппозиционеров, вот только я не помню, чтобы нам кто-то кого-то выдавал - кроме Белоруссии.
- С каким из государств СНГ у России наиболее плодотворное сотрудничество в области высоких технологий?
В. ЛЫСЕНКО: С Украиной - там еще при СССР были самые высокотехнологичные предприятия, сейчас они опять пытаются их наладить, потому что рвутся в Европу, а там этот товар в цене. Казахстан - Назарбаев всегда стремился быть прогрессивным, руководителем не захудалого аула, а крупного и быстрорастущего государства, так что уделял этой сфере большое внимание. Ну и в Белоруссии от СССР кое-что осталось.
В. АЛКСНИС: С Белоруссией и Украиной - опять же наследие советской экономики. С Казахстаном по Байконуру сотрудничество больше на бумаге, они сотрудничают тем, что просто землю предоставляют. Вот появился знаменитый российско-казахстанский космический проект, но он не имеет глобального значения. Ведь никакого высокотехнологичного производства у Казахстана нет, значит, максимум, что он может, - это дать деньги, чтобы Россия сделала спутник и назвала его казахским именем, а они тогда его запустят с большой помпой.
- Какие из государств СНГ готовы к конструктивному диалогу с Россией в сфере торгово-экономических отношений?
В. ЛЫСЕНКО: Почти все - кроме Грузии. Все понимают, что зависят от нашей нефтяной трубы. Украине деваться некуда, особенно после того, как Ниязов отказался давать ей газ. Молдова пока брыкается, но очевидно, что никто, кроме россиян, их вино, их основной экспорт, пить не будет. Армения всегда была готова - мешает география: отсутствие общих границ и надежных коммуникаций.
В. АЛКСНИС: Да ни одна. Каждый хочет только иметь кусочек российских богатств, купить подешевле, продать подороже. Правда, в последнее время уже заговорили о необходимости привести экономические отношения к уровню политических, что с 2006 года поставки сырья пойдут по мировым ценам. Правильно, помогать надо тем, кто к нам лоялен, поэтому я категорически против того, чтобы повышались тарифы для Минска. А вот Киев или Кишинев - если без претензий к Черноморскому флоту и без оглядок на НАТО, тогда уж ладно, а если вы сильно самостийные и незалежные, тогда и от льготных цен будьте самостийны и незалежны.
- С каким государством СНГ и Центральной Азии у России наиболее тесные культурные связи?
В. ЛЫСЕНКО: Белоруссия, Армения, Казахстан. Лукашенко вообще по характеру своему всегда обожал фестивали, базары, песни, пляски, поцелуи и братания. Армении опять же больше дружить не с кем, а кроме того, у нас много видных деятелей культуры среди армянской диаспоры - один Джигарханян чего стоит! Казахстан - тут причина скорее субъективная: все та же политическая воля Назарбаева, он всеми силами вытягивает свою страну из средневековья, постоянно что-то затевает - всякие "Дни", "Недели". И, кстати, это и внутри страны себя оправдывает: народу такие вещи нравятся, значит, и укрепляется президентский авторитет.
В. АЛКСНИС: Все то же советское наследие - Белоруссия, Украина, Казахстан. Несмотря на все 15-летние усилия политиков, остались чисто человеческие отношения, есть сотрудничество на низовом уровне, прямые горизонтальные связи. А вот всякие Дни культуры - совсем другая опера, это затевается, когда надо просто, как говорится, деньги распилить.
Недавно наш президент опять напомнил, что СНГ создавалось для развода, а не для жизни. Но все мы из этой жизни знаем, что бывает всяко: побегают-побегают по судам, а потом, глядишь, уже опять вместе... Кто знает, что нас, эсэнговиков, ожидает?
Смотрите также: