Она мечтала сыграть Дездемону, Настасью Филипповну и мамашу Кураж. А судьба уготовила ей участь вечного эксперта-криминалиста. Хотя, с другой стороны, редкой актрисе достаётся такая роль, благодаря которой её будут любить и помнить и через десять, и через двадцать, и через пятьдесят лет. У Эльзы ЛЕЖДЕЙ такая роль была.
В 5-м классе ходила "наниматься в артистки"
ЭЛЬЗА ЛЕЖДЕЙ родилась 19 февраля 1933 г. в Севастополе в семье моряка. О сцене девочка мечтала с детства. Будучи ученицей пятого класса, ходила, правда, безуспешно, в гастрольное объединение родного города "наниматься в артистки". А после школы отправилась в столицу. Красавицу-абитуриентку приняли сразу в два театральных училища: Щукинское и Щепкинское. Она выбрала Щепку при Малом театре. Успешно окончив училище в 1955 году, Леждей была зачислена в труппу Театра-студии киноактёра.
Дебютировала Эльза ещё студенткой в 1954 г. - в костюмно-историческом фильме Юрия Егорова "Море студёное". В этом фильме она сыграла поморку Варвару, сохранившую верность жениху, пропавшему без вести в морских просторах. После выхода картины на экраны начинающую актрису с прекрасным дебютом поздравил сам Николай Крючков.
Вскоре Эльза вышла замуж за кинорежиссёра Владимира Наумова. В картине Наумова "Ветер" Леждей сыграла проститутку Мари, неожиданно влюбившуюся в комсомольца. Кинокритики особо отмечали точно найденные актрисой "говорящие" детали. Её героиня могла вынуть кисейный платочек как бы из другой жизни и смахнуть им копоть с ящика под вагоном, в котором предстояло отправиться в дальний путь. Или негероическим жестом ужаса зажать уши во время расстрела, разделив судьбу своих новых друзей-комсомольцев.
В другом фильме Владимира Наумова "Павел Корчагин" Леждей сыграла пламенную коммунистку Риту Устинович. Павла Корчагина играл Василий Лановой. Позже актёр рассказывал: "Володя вылизывал для неё каждый кадр. И это замечательно... хотя и немного обидно. То есть жаль, что другими исполнителями он не занимался так подробно. Поэтому со времён "Павла Корчагина" я стараюсь не участвовать в фильме, если в нём снимается жена режиссёра. Впрочем, против Эльзы ничего не имею: она была замечательным человеком - добрым и располагающим".
"Теперь я могу оставить тебя окончательно"
УВЫ, брак режиссёра и актрисы, да и не только брак, но и творческий союз довольно быстро распался. Эльза успела сняться у мужа только в двух фильмах, да ещё от этого брака остался сын - Алексей. Ушёл, кстати, из семьи не муж, как это чаще бывает, ушла жена. Именно Леждей бросила Наумова. В её жизни появился другой мужчина. В фильме "Хоккеисты" она играла спортивную журналистку. А в роли хоккейного форварда, с которым у её героини возникали лирические отношения, снимался Вячеслав Шалевич. Незаметно для обоих киношный роман перерос в реальный. Вместе актёры прожили больше двух лет.
"Элла была мужественной женщиной, - рассказывал Вячеслав Анатольевич. - Когда отношения стали сходить на нет, она решительно объявила, что мы расходимся. Никто никого не предавал, мы простились друзьями. Кстати, был один эпизод, в котором обозначился её особенный характер. Когда мы уже не жили вместе, у меня появилась новая подруга - роскошная женщина, имя которой не назову. Узнав об этом увлечении и полагая, что я не буду счастлив с новой избранницей, Эльза взяла и вернулась! Заявила: "Я на месте!" Тогда немедленно вернулся и я... Хотя, как только был разрушен альянс с той моей приятельницей, которая, по мнению Эллы, мне не подходила, она снова со мной попрощалась: "Ну вот. Теперь я могу оставить тебя окончательно. Ещё не раз вспомнишь, как я тебя спасла". И ведь действительно спасла. Я думаю, она была права, оградив меня от легкомысленного, но опасного увлечения! Я бы сказал, что с её стороны это был мужественный поступок. Она вообще была жертвенной женщиной".
Против судьбы Эльза Леждей никогда не бунтовала. И вовсе не из смирения, а скорее из гордости. Она никому себя не навязывала. Тот же Вячеслав Шалевич вспоминал, что в конце 60-х оба снимались в картине "Эскадра уходит на запад". Он играл французского матроса, а она - Жанну Лябурб, прибывшую в Одессу по заданию Ленина агитировать моряков Антанты. Украинские режиссёры, снимавшие фильм, вдруг надумали заменить Леждей Барбарой Брыльской, только-только вошедшей в моду. Узнав об этом, Шалевич заявил, что если подобное случится, то и он уйдёт из картины. И Эльзе Ивановне удалось закончить работу, сыграв одну из лучших своих ролей. Правда, когда она узнала, что бывший возлюбленный за неё вступился, то задним числом его отругала. Потому что сама бы ни за что не опустилась до защиты собственных интересов. Очень была горда.
Сильная женщина
ВТОРЫМ мужем Эльзы Леждей стал Всеволод Сафонов. С этим интеллигентным красивым актёром она познакомилась ещё в 57-м, на съёмках фильма "Шторм". Но тогда, как говорится, не сложилось. Прошло около 20 лет, прежде чем они встретились снова. К этому моменту Сафонов пережил и славу, и полузабвение, и увлечение алкоголем. Говорят, Леждей дала согласие на брак лишь при условии, что будущий муж справится с пагубным пристрастием. И он справился.
Брак оказался исключительно гармоничным. Их любовь была глубокой и взаимной. Супруги прожили вместе 21 год. Когда Сафонов тяжело заболел, Леждей делала всё возможное, чтобы продлить жизнь дорогого человека. Но, увы, Всеволод Дмитриевич Сафонов скончался в 1992 году. Леждей пережила мужа на девять лет.
На вопрос, сильной была она женщиной или слабой, её партнёры и друзья обычно отвечают, что сильной. А некоторые при этом добавляют: "Сложной". Но никто никогда не видел Леждей плачущей, свои боли и горести актриса тщательно скрывала.
Зина - человек дела. Тем и симпатична
К СОЖАЛЕНИЮ, нельзя сказать, что, взяв в профессии хороший старт, Леждей год от года набирала обороты. Были заметные работы в фильмах "Первый эшелон" (1955), "Баллада о солдате" (1959), "Жизнь сначала" (1961), "На трассе" (1963) и др., но в итоге самой значимой её ролью публике показалась Зиночка Кибрит - эксперт-криминалист из многолетнего телесериала "Следствие ведут знатоки".
Что ни день сегодня - то новый сериал. Названия не успеваешь запоминать. А ведь были времена, когда каждый очередной выпуск немногочисленных, как их тогда называли, многосерийных телефильмов ждали неделями и месяцами. Одна из таких легенд - телесериал "Следствие ведут знатоки". Актёров, снимавшихся в этом фильме, знал и любил без преувеличения весь великий Советский Союз. Любил, потому что отождествлял с героями - честными, справедливыми, сильными... Может быть, по нынешним бандитско-капиталистическим временам их дела были порой смехотворно наивными. Но как же нам не хватает сегодня, в век "Бригад", детективов-однодневок и "оборотней в погонах", этих милых, порядочных, интеллигентных милиционеров...
Как писали критики, в роли Зиночки Кибрит Леждей "воплотила земной идеал государственного человека - и в народе её полностью отождествили с ролью, и на душе было спокойнее, оттого что за порядком в стране следят такие люди, как Кибрит". Между тем многие теперь считают, что эта роль стала для неё роковой. Имидж элегантной сыщицы как-то прирос. А вот настоящей работы с каждым годом становилось, к сожалению, всё меньше. Наверняка это мало радовало актрису. Но что она могла поделать? Роли, о которых мечталось, доставались конкуренткам. Леждей пробовалась у Пырьева на Настасью Филипповну в "Идиоте" - не взял. Хотела сыграть Дездемону у Юткевича - не случилось. Был шанс получить роль немой Катарины в фильме "Мамаша Кураж", которую ей обещал живой классик Бертольт Брехт. Но из этого тоже ничего не вышло.
Заложницей своей Зиночки Кибрит Леждей стала ещё и потому, что она просто жила этим фильмом, весь свой нерастраченный талант вкладывая в роль. Сама выстраивала её судьбу, наотрез отказывалась от попыток сценаристов придумать своей героине личную жизнь. Говорила: "Зина - человек дела. Тем и симпатична". И, когда популярный сериал закрыли, Эльза Ивановна оказалась в жуткой растерянности, не зная, что ей делать дальше.
В ПОСЛЕДНИЕ годы Леждей жила одна на небогатую пенсию и на помощь Гильдии киноактёров... Тосковала по покойному мужу. Болела... Когда в 98-м журналисты позвонили Леждей, чтобы поздравить её с юбилеем, та горько произнесла: "Спасибо, но писать про меня не надо. Я живу тихо и скромно. Тусовки и шум не для меня. Ничего сверхъестественного в моей жизни не происходит..." И заплакала.
Великолепный друг и человек
СЕЙЧАС сложно вспомнить какие-то мелочи со съёмочной площадки, связанные с Эльзой. Единственное - ей очень трудно давалась роль, поскольку текст Кибрит был напичкан специальными терминами из лексикона экспертов МУРа. Ей этот текст был порой в тягость, но она тщательно всё заучивала. А мы с Каневским ей помогали. В перерывах между съёмками вставляли в разговор эти словечки, чтобы Эльза их запомнила. Она была великолепным другом и человеком. Все наши совместные знатоковские посиделки проходили именно у Леждей. И, даже если повод был незначительным, столы всегда ломились. И в то же время она была вещью в себе. После закрытия сериала мы общались всё реже. А в последнее время и вовсе не виделись, она жила замкнуто... Я знал, что она серьёзно больна. Ей предстояла трудная операция на лёгких. Думаю, рак её и свалил.
Прекрасная женщина и актриса
МНЕ тяжело вспоминать об Эльзе. Это была действительно прекрасная женщина, прекрасная актриса. Нам замечательно работалось вместе, потому что всё было очень по-домашнему, на съёмках мы были как друзья. Очень жаль, но в последнее время мы не встречались. Хотя были мысли возродить сериал "Следствие ведут знатоки", но из-за недостатка средств всё провалилось...
Её история трагическая
Я ОЧЕНЬ жалею, что последние годы крайне редко с ней общался. Но Эльза была чрезвычайно сложный человек. Её история - трагическая. Это несчастье, которое коснулось не только её одну. Масса замечательных актёров уходили из жизни без копейки денег - даже похоронить не на что было. Вицин, Филиппов, Леждей... - знаковые актёры, любимцы. Это самая настоящая катастрофа.
Жаль...
ЧТО не забуду никогда - её красивые, умные и очень грустные глаза. Помню, как-то во время съёмок я немного приболел и слёг в больницу. Так единственная, кто пришёл ко мне туда, была именно она. Почему? Не знаю. Странно, но этот факт вызывает во мне невероятно щемящие чувства. После этого больше с ней мы не виделись. Жаль...
"Только после вас, Томин"
МЫ ДОВОЛЬНО часто бывали на Петровке. Постоянно общались со следователями, операми. Леждей была вхожа во всю научно-исследовательскую часть МУРа, к ней относились там очень доброжелательно. Не один раз мы присутствовали на допросах и обысках. Однажды перед съёмками Леждей, Каневский, Мартынюк и я были на допросе продавщицы, подозреваемой в спекуляции. Чтобы не смущать её, нас представили как студентов-юристов. Мы всем своим максимально серьёзным видом старались соответствовать. Когда беседа закончилась, следователь говорит: "А теперь проедем к вам домой на обыск. И вы, товарищи студенты, если хотите, можете сопровождать нас". Перед воротами Петровки стояли две чёрные "Волги", Каневский открыл дверь машины перед подозреваемой, но она первой войти отказалась: "Нет, только после вас, Томин!". Мы были страшно разочарованы: выходит, она рассекретила нас с самого начала.
Фильмография:
1. Море студёное - 1954
2. Первый эшелон - 1955
3. Павел Корчагин - 1956
4. Шторм - 1957
5. Удивительное воскресенье - 1957
6. Ветер - 1958
7. Шли солдаты - 1958
8. Баллада о солдате - 1959
9. В пути - 1961
10. Жизнь сначала - 1961
11. В мёртвой петле - 1962
12. На трассе - 1963
13. До свидания, мальчики! - 1964
14. Они шли на Восток - 1964
15. Хоккеисты - 1964
16. Три времени года - 1965
17. Чрезвычайное поручение - 1965
18. Эскадра уходит на запад - 1965
19. Особое мнение - 1967
20. Прямая линия - 1968
21. Следствие ведут знатоки. Дело N 1. Чёрный маклер - 1971
22. Следствие ведут знатоки. Дело N 2. Ваше подлинное имя - 1971
23. Следствие ведут знатоки. Дело N 3. С поличным - 1971
24. Следствие ведут знатоки. Дело N 4. Повинную голову... - 1971
25. Слушайте, на той стороне - 1971
26. Вашингтонский корреспондент - 1972
27. Последний форт - 1972
28. Следствие ведут знатоки. Дело N 5. Динозавр - 1972
29. Следствие ведут знатоки. Дело N 6. Шантаж - 1972
30. Следствие ведут знатоки. Дело N 7. Несчастный случай - 1972
31. Каждый день доктора Калинниковой - 1973
32. Следствие ведут знатоки. Дело N 8. Побег - 1973
33. Следствие ведут знатоки. Дело N 9. Свидетель - 1973
34. На край света... - 1975
35. Следствие ведут знатоки. Дело N 10. Ответный удар - 1975
36. Риск - благородное дело - 1977
37. Следствие ведут знатоки. Дело N 11. Любой ценой - 1977
38. За всё в ответе - 1978
39. Следствие ведут знатоки. Дело N 12. "Букет" на приёме - 1978
40. Следствие ведут знатоки. Дело N 13. До третьего выстрела - 1978
41. Следствие ведут знатоки. Дело N 14. Подпасок с огурцом - 1979
42. День на размышление - 1980
43. Следствие ведут знатоки. Дело N 15. Ушёл и не вернулся - 1980
44. Следствие ведут знатоки. Дело N 16. Из жизни фруктов - 1981
45. Следствие ведут знатоки. Дело N 17. Он где-то здесь - 1982
46. Следствие ведут знатоки. Дело N 18. Полуденный вор - 1985
47. Следствие ведут знатоки. Дело N 19. Пожар - 1985
48. Следствие ведут знатоки. Дело N 20. Бумеранг - 1987
49. Следствие ведут знатоки. Дело N 21. Без ножа и кастета - 1988
50. Следствие ведут знатоки. Дело N 22. Мафия - 1989
51. Волчицы - 1993
Смотрите также: