Примерное время чтения: 9 минут
122

44 белорусских стандарта

На наш взгляд, никто не расскажет о жизни белорусов ярче, чем их харизматичный лидер президент Александр ЛУКАШЕНКО. Предлагаем вниманию читателей выдержки из его доклада на третьем Всебелорусском народном собрании 2 марта 2006 года.

О доходах

ДАЖЕ самый пристрастный наблюдатель вынужден признать, что жизненный уровень нашего населения в последние годы значительно повысился.

Мы не допустили резкого социального расслоения населения. Отношение доходов самых богатых жителей к доходам самых малообеспеченных составляет у нас всего 5:1, что характеризует высокий уровень социальной справедливости.

Основной программной целью минувшей пятилетки ставилось повышение уровня благосостояния белорусского народа в 1,6 раза. Прямо скажем, в реальности этих планов сомневались многие. Ведь на начало пятилетки средняя зарплата составляла в эквиваленте около 70 долларов, а средняя пенсия - 30 долларов.

Среднемесячная заработная плата в реальном исчислении выросла за пятилетку до 562 тысяч рублей, что соответствует 261 доллару США. Средний размер пенсий увеличился более чем в три раза и составил к концу 2005 года 98, а сегодня - 107 долларов.

Только вдумайтесь: сегодня пенсия в полтора раза больше, чем зарплата пять лет тому назад! При этом пенсии в Беларуси не только по темпам роста, но и по своему абсолютному размеру выше, чем во всех других странах Содружества Независимых Государств. Только за один прошедший год рост реальных денежных доходов населения, наших граждан, составил 16 процентов! И это при крайне неблагоприятной внешнеэкономической и вообще экономической конъюнктуре.

В соответствии с намеченным планом через пять лет средние размеры заработной платы и пенсий должны удвоиться. С учётом инфляции это будет означать повышение реального уровня доходов населения в полтора раза.

В общем, мы вытащили страну из нищенского существования.

О социальном обеспечении

НО ВАЖНА не только зарплата. Важен весь комплекс социального обеспечения человека. Сегодня у нас в стране создана система социальных стандартов. Их 44. Они определяют виды и качество важнейших социальных услуг в образовании, здравоохранении, в физической и духовной культуре, в жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле, на транспорте, в связи, бытовом обслуживании. Были времена, когда мы бросили бытовое обслуживание, когда на селе, в районном центре человек не мог себе заказать костюм, юбку и так далее. Всё это, доставшееся от советских времён, мы фактически уничтожили. Автобусов не стало. Дороги, особенно внутрихозяйственные, оказались заброшенными. Телевизор вышел из строя - отремонтировать не можем. А ведь зарплата была тогда всего 25 долларов. Как купить новый телевизор? Также и в здравоохранении - в районном центре практически не оперировали.

Мы вынуждены были выработать эти 44 социальных стандарта и каждому председателю гор-, райисполкома сказать: вот 44 показателя, которые вы железно должны выполнить, - вот столько автобусов, вот такая освещённость улиц, вот столько дорог с твёрдым покрытием, вот такое здравоохранение, ФАПы, амбулатории, больницы сестринского ухода и так далее... Начали кое-где восстанавливать, а кое-где заново воссоздавать новые структуры как в бытовом обслуживании, так и в здравоохранении. Мы выстрадали эти 44 социальных стандарта. Эти стандарты должны выполняться повсеместно. Это государственная гарантия для нашего человека. Кто ещё, какая другая страна взяла на себя такую ответственность? Назовите её! Нет таких стран! А у нас, я в этом не сомневаюсь, эта система будет работать! Спрашивать с чиновников за это будем жёстко и постоянно. Обращаю внимание правительства, руководителей обл-, гор-, райисполкомов: если выявится, что в каком-либо регионе не выполняются установленные социальные стандарты, их руководители будут немедленно освобождаться от занимаемых должностей, несмотря на любые заслуги. Обеспечение социальных стандартов жизни населения - это святое! Здесь не может быть никаких недовыполнений.

О пособиях

СКОЛЬКО бы ни было у нас средств, львиную долю, больше, чем любая страна Содружества Независимых Государств, страны Восточной Европы, наше государство отдаёт на социально-культурные нужды. Мы в отличие от большинства постсоветских государств не только сохранили, но и укрепили систему государственной социальной поддержки различных категорий населения.

Сегодня у нас выплачивается 10 видов различных социальных пособий. Реализуются государственные программы социальной помощи ветеранам, одиноким пожилым людям, инвалидам. Мы предоставляем разностороннюю помощь социально уязвимым категориям граждан, в том числе проживающим в самых отдалённых населённых пунктах. Конечно, социальная поддержка со стороны государства должна иметь конкретный и исключительно адресный характер. В этой системе необходимо навести полный порядок. Что такое социальные выплаты и льготы? Это деньги, которые зарабатывают одни и которые государство передаёт другим. Поэтому тут надо быть очень аккуратными. Акцент надо делать на наиболее нуждающихся категориях граждан. По льготам ежегодно мы "размазываем" около миллиарда долларов. Разве мы не можем считать эти деньги? Мы обязаны каждый цент посчитать и подумать, куда направить прежде всего эти деньги. А направить надо на помощь нуждающимся! Поэтому мы говорим об адресности социальной поддержки.

О здравоохранении

БЕЛАРУСЬ оказалась единственной из бывших республик Советского Союза, которая не допустила ухудшения здравоохранения. Объём предоставляемых медицинских услуг в расчёте на 1000 жителей у нас на 30 процентов выше, чем в Украине, и на 20 процентов выше, чем в России. По такому крайне чувствительному показателю, как коэффициент детской смертности, мы находимся на уровне самых высокоразвитых стран мира.

Государство целенаправленно вкладывает огромные средства для того, чтобы сделать медицинское обслуживание качественным и доступным для всех наших граждан, в какой бы местности или регионе они ни жили.

Неотложная медицинская помощь, педиатрия, общая терапия, профилактика, борьба с эпидемиями, другие медицинские услуги оказываются государством за бюджетный счёт. И от этого принципа мы не отойдём и не имеем права отойти впредь, если мы себя назвали государством для народа.

О коммунальных платежах

КОММУНАЛЬНЫЕ платежи оказывают значительное влияние на уровень жизни людей. Учитывая это, я в 2004 году установил ограничение роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги в размере не более 5 долларов в год. Да, это не рыночное - административное решение. Но такое ограничение позволило обеспечить опережающие темпы роста зарплаты по сравнению с темпами роста платежей за жилищно-коммунальные услуги. Сегодня удельный вес указанных платежей в расходах среднестатистической семьи составляет около 9 процентов с учётом отопления.

Коммунальщики могут сказать, что вот это ограничение, в пять долларов роста в год, уменьшит поступления в их бюджет и тогда не за что будет ремонтировать квартиры. Подчёркиваю и предупреждаю всех губернаторов, руководителей органов власти, особенно председателей гор-, райисполкомов: коммунальные службы должны заниматься только основными вопросами, заниматься тем, чем не должен и не может заниматься наш человек. Если мы живём в многоквартирном доме, потекла крыша, что - каждый из жильцов полезет на крышу ремонтировать? Нет. Отремонтируйте им эту крышу. Если у нас фасады домов плохо покрашены, выглядят плохо, мрачный город, что - жильцы будут ремонтировать фасады? Нет. Отремонтируйте их. Всё остальное должен делать сам человек внутри своей квартиры. Говорю об этом потому, что у нас огромное количество денег, которые мы собираем на "коммуналку", разбазаривается. Списывается на краски, подмазки, плинтусы и прочее, и прочее, на мелочёвку. А мы должны сконцентрировать свои усилия на главном, а не на второстепенном. И тогда легко будет проконтролировать, куда пошли деньги.

О признании Запада

СОЦИАЛЬНУЮ направленность нашей экономики вынуждены признать и на Западе. Даже эксперты Всемирного банка отмечают, что экономический рост в Беларуси имеет под собой широкую социальную основу. В отличие от ряда других стран СНГ структура роста в Беларуси более благоприятна для трудовых ресурсов, а увеличение зарплаты и доходов способствует распределению результатов экономического роста среди достаточно широких слоёв населения.

Об этом же говорит и признание международными экспертами того факта, что по индексу человеческого потенциала наша страна опережает все страны СНГ.

Сильная государственная власть, сильная социальная политика и опора на народ - вот и весь секрет наших успехов.

Языком цифр

В Беларуси за чертой бедности живёт менее 2% населения (в Латвии этот показатель составляет 11,5%, Литве - 6,9%, Польше - менее 2%, России - 7,5%, Украине - 31,4%);

В республике самый низкий уровень регистрируемой безработицы среди стран СНГ и Восточной Европы. На 1 января 2006 года он составил 1,5% к численности экономически активного населения страны.

За последние пять лет реальная заработная плата выросла более чем в 2 раза; по уровню среднемесячной номинальной заработной платы в долларовом эквиваленте Беларусь занимает третье место в СНГ (после нефтедобывающих России и Казахстана); по уровню пенсий и стипендий опережает другие страны СНГ. В Беларуси за 2001-2005 годы среднемесячная пенсия увеличилась в 8 раз, её реальное содержание - вдвое. Средний размер пенсии по возрасту в декабре 2005 года составил $110.

Беларусь первой из стран СНГ восстановила и превзошла уровень производства периода СССР (объём производства внутреннего валового продукта (ВВП) в 2004 году относительно 1991 года составил в Беларуси 117%, в России - 89,5%, Украине - 66,7%, Казахстане - 115,9%).

По показателю доли расходов на здравоохранение в общем объёме ВВП (6,4%) Беларусь превосходит большинство стран СНГ и ряд государств ЕС (Польшу, Литву, Латвию, Эстонию). По количеству врачей на 100 тыс. населения Беларусь превосходит Швецию, Бельгию, Японию, Швейцарию, Францию, Великобританию и США.

По количеству стационарных телефонов на 100 жителей (31,1) Беларусь опережает страны СНГ (Россия - 25,3 телефона на 100 жителей, Украина - 23,3, Казахстан - 14,1);

За последние пять лет в республику на постоянное место жительства прибыло свыше 80 тыс. человек, что почти в 1,5 раза превышает количество выехавших из Беларуси; основная масса приехавших - из России, Литвы, Украины, а также Казахстана.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно