Примерное время чтения: 11 минут
562

Крест и полумесяц

Что обычный человек знает про мусульман? Он видит по телевизору, что есть Мекка, Рамадан, Ураза-байрам и так далее. То есть только внешние вещи. В чём суть этой веры, рассказывает религиовед Юрий МАКСИМОВ.

Душа в исламе - нафс

- В ЧЁМ наши общие представления об исламе категорически неверны?

- Безусловно, и в среде христиан, и в среде мусульман существует множество заблуждений относительно веры соседа. Но вместе с тем христиане всё же главную суть ислама понимают. Простой пример. Все христиане знают, что мусульмане верят в Аллаха и в то, что Мухаммед - его пророк. А это ни много ни мало - ташшахуд, мусульманское исповедание веры. А если попробуете отыскать мусульманина, который бы знал христианский Символ веры, - вам придётся изрядно потрудиться. Мусульмане в подавляющем большинстве не знают и не понимают христианства. У христиан тоже, конечно, встречаются заблуждения об исламе. Самое распространённое, какое мне доводилось слышать, - что мусульмане во время Рамадана не постятся ночью якобы потому, что считают, будто Аллах их не видит. Это, конечно, абсурд, ни один образованный мусульманин такого не скажет.

- Существуют ли для мусульман такие религиозные понятия, как "грех", "душа", "таинство"? В чём их специфика?

- Многие понятия в христианстве и исламе омонимичны, то есть по-русски называются одними и теми же словами, но на деле подразумевают совершенно разное наполнение. Это касается, в общем-то, почти всех религий, но ислама - особенно. Когда мы произносим: "молитва", "пост", "милостыня", "паломничество", "душа", "грех", "Писание" - христиане и мусульмане подразумевают при этом совершенно разные вещи. Если этого не знать, при разговоре неизбежно возникает и нарастает взаимное непонимание. Поскольку каждый априори считает, что оппонент имеет в виду под употребляемым словом именно то, что имеет в виду он сам!

Душа в исламе называется нафс. Нафс - это естественная сторона человека, которая всегда подстрекает его к тому, чтобы делать зло. Эта, с точки зрения мусульман, естественная сторона души есть источник отрицания всякого добра в человеке. Они говорят, что "нафс создана таким образом, что она желает всё недозволенное". Об этом говорится и в Коране: "...ведь душа побуждает ко злу..." (Коран 12:53). Кроме того, мусульмане учат о предсуществовании душ, то есть о том, что сначала были сотворены души людей, а потом они вселяются в тела. Надо ли объяснять, насколько это далеко от христианского учения о душе? Христиане считают душу, наоборот, более возвышенной частью человека.

Что касается греха, здесь ещё больше различий. Например, ислам отрицает понятие первородного греха. И в Коране, и в Библии описывается грехопадение прародителей. Однако в Коране этому факту не придаётся такого общечеловеческого значения, как в Священном Писании христианства. Адам покаялся и был прощён. Его неведение было упразднено, грех исчез. Первый грех в исламе не мыслится как первородный - открывший путь всем последующим грехам. По сути, ответственность за реально наблюдаемую в естестве каждого человека отрицательную силу ислам списывает на Бога. То же самое и в мусульманском учении о предопределении, и в том, что Аллах - равно источник и добра и зла.

В самом понимании греха также есть отличия. По мусульманскому учению грех - это неведение божественного закона. Исповедание ислама и исполнение предписанных ритуалов автоматически очищает мусульман от совершённых грехов, поэтому у них нет покаяния, исповеди, ничего подобного. Христианство же никогда не рассматривало грех лишь как неведение. Религиозный опыт не только христиан, но всего человечества убеждает в том, что грех оказывает влияние на согрешающего гораздо более глубинное, чтобы можно было ограничивать его только лишь умом.

Ну а если говорить о таинствах, то такого понятия, равно как и явления, в исламе нет. И это логично. Христианское понятие таинства основано на христианском представлении о Боге как являющемся и явленном в мире. На представлении о благодати, о божественных энергиях, коими Он действует в мире. В исламе же Аллах предельно удалён из мира, никакого богоявления быть не может.

"Убей неверного"

- ПРОПИСАНО ли в Коране, что надо убивать неверных? Откуда вообще взялась такая общеизвестная установка? И что входит в понятие "неверный"? Где окажутся души "неверных", которых убил шахид?

- Да, это прописано в Коране и в Сунне - втором после Корана вероучительном источнике ислама. Например, характерен следующий хадис из Сунны, свидетельствующий, что Мухаммед сказал: "Мне приказано воевать с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед Его слуга и Его Посланник, не повернутся в направлении нашей киблы (направление для молитвы), не будут есть то, что мы убиваем (ритуальной пищи), и не будут молиться, как мы. Когда они станут делать так, мы будем не вправе отнять их жизнь и собственность, кроме того, что причитается от них". То есть утверждается необходимость войны против всех немусульман. Также в Коране говорится: "Пусть сражаются во имя Аллаха те, которые покупают будущую жизнь ценой жизни в этом мире. Тому, кто будет сражаться во имя Аллаха и будет убит или победит, Мы даруем великое вознаграждение" (Коран 4:74). Мухаммеду самому было приказано: "О Пророк! Воодушевляй верующих сражаться с неверными!" (Коран 8:65). Неверный - это немусульманин. По учению Мухаммеда, все неверные окажутся в аду, где будут мучиться вечно. Рай же только для мусульман.

- Существует ли религиозный спор между ваххабизмом и "мирным" течением в исламе?

- Начнём с того, что такого разделения в исламе нет. Не существует "мирного" и "немирного" ислама. Нет таких течений. Есть "мирные" и "немирные" мусульмане. Причём первые являются "мирными" чаще всего в силу внерелигиозных причин. В самих источниках ислама прописана необходимость ведения войны за всемирное распространение ислама. Есть мусульмане, которые этим предписаниям следуют, есть те, которые не следуют. Но серьёзного богословского спора между ними нет и быть не может. Потому что по священным источникам ислама всё очевидно. Термин "ваххабизм" сейчас стал своеобразным журналистским клише, которым клеймят любого мусульманина, застигнутого за совершением теракта. Собственно исторические "ваххабиты" представляли собой последователей авторитетного суннитского богослова Абд эль-Ваххаба, который воспроизводил идеи ханбалитов - одной из законных и признанных правовых школ в исламе. Ныне ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии. Мусульмане вполне признают саудовских богословов мусульманами. Хотя, конечно, исламское общество (умма) не монолитно, и, как среди христиан, встречаются верящие в гороскопы, так и среди мусульман встречаются те, кто не считает ваххабитов мусульманами.

Обращённые

- ВОЗМОЖНА ли сейчас православная миссия среди мусульман и какая?

- Православная миссия среди мусульман существовала всегда. Так, например, уже один из ранних сподвижников самого Мухаммеда - Убайдаллах ибн Джахиз - уверовал во Христа и принял крещение. Он был первым, но далеко не последним мусульманином, кто обратился к свету истины. После возвращения в Х веке Антиохии в состав Византийской империи практически всё местное арабо-мусульманское население добровольно перешло в православие. А в 935 году целое арабское бедуинское племя бану Хабиб числом около пятидесяти тысяч человек перешло к грекам, приняло христианство и стало сражаться против своих прежних единоверцев. Для Русской церкви миссия среди мусульман традиционна. Свт. Михаил Киевский в Х веке посылал монаха Марка проповедовать Христа булгарам-мусульманам, в результате чего приняли крещение четыре князя булгарских. Свт. Пётр Московский вступал в публичные диспуты с мусульманскими проповедниками и одерживал в них победы. Свт. Макарий Московский крестил последнего хана Казани Едигера-Мухаммеда и пёкся об устроении проповеди православия среди татар. В результате более чем четырёхсотлетней миссионерской деятельности Русской православной церкви среди татар образовалась новая этноконфессиональная группа - кряшены, состоящая из православных татар. В настоящее время на территории России их проживает порядка 320 тыс. К обращённым из ислама народам относятся и гагаузы, и большая часть осетин, и даже часть моздокских кабардинцев.

А некоторые мусульмане, обратившись в христианство, принесли столь великий духовный плод, что впоследствии были прославлены Церковью в лике святых. Например, среди арабов это преподобномученик Христофор Савваит и мученики Абу Тбилисский, Антоний-Равах и Варвар. Из булгар - св. Авраамий Болгарский. Из турок - мученики Омир, Ахмед Писец и Константин Агарянин. Из албанцев - мученик Иоанн Албанский. Из татар - мученики Пётр и Стефан Казанские и преподобный Серапион Кожеозёрский, основавший Кожеозёрский Богоявленский монастырь на севере России и воспитавший семь святых для Русской церкви.

Но и в наши дни происходит миссия среди мусульман. Возьмём Индонезию. Двадцать лет назад в православие обратился первый индонезиец. Пятнадцать лет назад, приняв монашество и священническую хиротонию, он вернулся на родину, начал проповедовать и за эти годы обратил 2,5 тыс. человек, создал несколько приходов, построил храмы, подготовил к рукоположению других индонезийцев - в мусульманской стране возникла Православная церковь! Другой пример - в 90-х годах прошлого века в Грузии в результате миссионерской деятельности большинство грузинских мусульман перешли в православие, так, что даже в один день крестились 5 тыс. мусульман. В исламизированных районах Болгарии, а также в Албании идёт сейчас православная миссия, которая приносит явные плоды. Кое-что делается и у нас, в России. Например, вот уже несколько лет в Москве по благословению священноначалия происходят молебны на татарском языке для православных татар. Но, конечно, активной и целенаправленной миссии среди мусульман Русская церковь сейчас не ведёт. Хотя возможности для этого есть.

Удавка политкорректности

- ЕСТЬ ЛИ диалог между мусульманами и православными? Какие вопросы являются "острыми" для мусульман?

- Диалог на личном уровне никогда не прекращался. Многие православные пересекаются в своей жизни с мусульманами, естественно, что между ними иногда возникают разговоры на тему веры. Если же вы имеете в виду более общий уровень, то, насколько я понимаю, Межрелигиозный совет России не занимается богословскими диспутами, а посвящён совместному решению внерелигиозных проблем. Кроме того, издаётся полемическая противохристианская литература у мусульман, а также есть некоторые опыты в полемике с исламом у христиан. Это нормально. Так было и прежде.

Основные пункты мусульманских нападок на христианство не претерпели изменений за минувшие столетия. Они считают учение о Троице уклоном в многобожие; Христа - пророком, а не Сыном Божиим; отрицают распятие Христа; отрицают первородный грех; таинства Церкви.

Что касается вопросов, которые затрагивали христианские апологеты, начиная со святых отцов, они актуальны и сегодня. Святые отцы, в частности, указывали, почему Мухаммед не может считаться пророком, а Коран - богооткровенным писанием; критиковали учение о предопределении и представлении о Боге в исламе, критиковали мусульманскую эсхатологию; осуждали нравственные и ритуальные заповеди ислама как богопротивные; осуждали культ насилия в исламе.

Это лишь основные, узловые пункты, разумеется. В большей степени диалог с мусульманами должен, на мой взгляд, преследовать цель донести до собеседника суть нашей веры. Разъяснить её. Дабы не оставалось непонимания и невежества. Ну и, конечно, обязанность христианина - защищать свою веру, если на неё нападают или хулят.

- Возьмём недавнюю ситуацию с погромами во Франции. Французы считают происходящее социальным бунтом. Многим в этом видится конфликт цивилизаций. Так есть ли религиозная подоплёка происходящего?

- Удавка политкорректности - это настоящая цензура нашего времени. Если называешь чёрное чёрным, тебя в Европе могут счесть преступником, реально осудить и посадить. Однако иногда кое-что всё же проскальзывает. Среди новостей, например, встречались цитаты из речей погромщиков, что они "сжигают только машины иноверцев, а те машины, на которых есть мусульманские знаки, не трогают". Какую религию исповедуют большинство алжирцев и арабов - не секрет. При этом мне лично известно, что арабы-христиане, живущие во Франции, в беспорядках участия не принимали. Выводы, на мой взгляд, очевидны.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно