Примерное время чтения: 9 минут
283

Счастье в ореховой скорлупе

В Санкт-Петербурге в однокомнатной квартире живёт семья Дрязговых: папа, мама и 8 детей. "Бедные, как же они там ютятся вдесятером?!" - спросите вы. Можете не верить, но дружно и даже весело, и оброненная Гамлетом фраза "человеку достаточно жить в ореховой скорлупе и ощущать себя частью Вселенной" - точно про них.

Каждый раз отправляли на аборт

С МАРИНОЙ Дрязговой - многодетной мамой - мы договорились встретиться в сквере у Александро-Невской лавры. "Сами понимаете, у нас дома спокойно поговорить не удастся!" - сказала она мне по телефону. В назначенное время я прохаживалась по дорожке и думала о том, что же подвигло эту женщину на рождение стольких детей? Допустим, раньше за "перепроизводство" давали звание матери-героини, теперь даже за рождение второго ребёнка государство готово оказать материальную помощь в размере 250 тысяч рублей... Но Марина давно "перевыполнила план" и без всяких государственных гарантий... А ещё я думала, что на встречу придёт задёрганная располневшая тётка в старом бесформенном пальто - именно так мы обычно представляем многодетных матерей. Но передо мной назло всем стереотипам стояла миловидная, хрупкая, элегантно одетая женщина.

Марина родилась в Алма-Ате в семье вузовских преподавателей. Родители души не чаяли в своей единственной дочери и очень гордились её успехами. Окончив элитную школу, девушка с лёгкостью поступила в Ленинградский инженерно-строительный институт на архитектурный факультет. А на четвёртом курсе вышла замуж за оператора станков Виталия и родила ему сына Андрея. Ещё через год и два месяца - дочь Светлану. О дипломе пришлось забыть. "Я очень хотела иметь детей и не противилась естественному ходу событий, напротив, с головой окунулась в заботы о малышах и чувствовала себя совершенно счастливой". Вскоре на свет появилась Ксения, ещё через год - Настя, за ними - Денис, Валерия, Владислав и Артём. Родственники, знакомые и особенно врачи не могли понять Марину. Когда она в очередной раз приходила в женскую консультацию, ей советовали сделать аборт. Но многодетная мать категорически отказывалась, а ведь через какие трудности проходила! У неё отрицательный резус. Поэтому почти всем детям после рождения делали переливание крови. Но она ни на миг не сомневалась, что они вырастут здоровыми и полноценными.

С такой мамой не соскучишься

ЗА 25 ЛЕТ декретного отпуска Марина Дрязгова перечитала тонны методической литературы. Она придерживается теории, что каждый ребёнок талантлив, нужно только вовремя понять, что ему интересно, и направить его энергию в нужное русло. Почти с пелёнок она учила своих детей мастерить поделки из природных материалов, складывать кубики с буквами в слова, клеить домики из бумаги, рисовать, играть на музыкальных инструментах. Вместе с ними она сочиняла песенки, сказки, разучивала считалки, пословицы, поговорки... Одиннадцати месяцев от роду Ксения уже пела на детском утреннике, а Андрей в свои неполные шесть лет брал краски и бумагу и отправлялся в любую погоду на улицу - рисовать пейзажи. Как он сам говорил: "Мамочка, я иду на пленэр!"

В доме Дрязговых бездельников нет, на счету каждая минута. Если не художественная школа, то музыкальная, если не музыкальная, то уроки иностранного языка... У каждого своё направление. 22-летний Андрей - стилист по причёскам, в этом году оканчивает Университет технологии и дизайна, а ещё играет на контрабасе. Старшая дочь Светлана - студентка Академии художеств, учится на искусствоведа, рисует портреты на заказ, её любимый музыкальный инструмент - флейта. Ксения в этом году поступила на филологический факультет Санкт-Петербургского университета и уже работает по специальности - недавно она окончила курсы гидов-переводчиков и получила сертификат на проведение экскурсий по Эрмитажу на французском, профессионально аккомпанирует Андрею и Свете на фортепиано. Настя в этом году оканчивает школу с английским уклоном, великолепно играет на скрипке, иногда даже выступает в ресторанах и клубах. Денис осваивает аккордеон и учится в финской школе. Младшие Дрязговы тоже не промах: двенадцатилетняя Валерия учит испанский, поёт в хоре, на фортепиано и скрипке играет не хуже старших, Владислав ходит во французскую гимназию. Все дети знают английский язык, девочки прекрасно вяжут, вышивают и делают затейливые украшения из бисера.

Десять крестников

МАРИНА предложила встретиться у лавры неслучайно. Давно она не была на воскресной службе: то одни проблемы нужно решать, то другие. "Меня нельзя назвать образцовой христианкой, - сокрушается она. - Из-за уроков и вечных экзаменов мы с детьми не то что на причастие приехать не можем, даже молитвы не всегда успеваем почитать на ночь. Мы православие недавно приняли. А до этого в нашей семье никаких таких традиций не было. Мои родители - убеждённые атеисты - дали мне светское воспитание. Но когда я стала заниматься со своими детьми, то поняла, что без знания истории религий очень многие произведения литературы, музыки, живописи нельзя объяснить. Мы стали изучать Библию, посещать концерты духовной музыки и в какой-то момент остро ощутили, что жизнь без веры пуста. Но, что интересно, при этом мы не отдавали предпочтения какой-то конкретной Церкви - православной, католической, лютеранской... И принять крещение сначала хотели у католиков - моим детям очень нравилась органная музыка, и они с удовольствием ходили на мессы. Когда же я рассказала об этом одному моему другу, он был в шоке: "Вы же русские люди, а хотите стать католиками! Это не патриотично!" Он взял над нами шефство: познакомил с очень хорошим батюшкой, мы стали ходить на "наши" службы. А ещё от родителей я узнала, что среди наших предков, оказывается, были священнослужители. Мой прадед пострадал за веру во время революции. Но, когда мы решили всё-таки принять православие, столкнулись с проблемой: где найти десять крёстных отцов да ещё достать столько денег на обряд? Но друг и здесь пришёл на помощь: оплатил службу, купил всё необходимое. В 2000 году мы покрестились всей семьёй в Александро-Невской лавре, и крёстный у нас был один на всех".

Не позволяла стоять на рынке

ЖИЗНЬ Марины подчинена расписанию: одних детей собрать в институт, других - в школу, поэтому она не может позволить себе отлучиться из дома более чем на 3 часа. "Мои родители надеялись, что я сделаю блестящую карьеру, а я стала простой домохозяйкой", - улыбается Марина. Да, она домохозяйка, но очень непростая! Она прекрасно разбирается во всём, чем интересуются её дети, даже в модных музыкальных группах, помогает старшим готовиться к сессии по всем предметам - от термеха до истории искусств. За время нашей встречи она успела обсудить со мной новинки кино, почитать стихи собственного сочинения и даже поделиться рецептами итальянской кухни... Благодаря Марине в доме Дрязговых звучат стихи Лермонтова и Мандельштама, литературные переводы Шелли и Лафонтена, музыка Баха и Битлз...

Сейчас многодетной маме управляться по хозяйству всё-таки легче - подросли помощники, да такие, что любо-дорого. Даже ремонт в квартире сами сделали. Так что Дрязговым никакие бытовые дрязги не страшны. Но я всё-таки недоумеваю: "А когда дети были маленькими и не могли ни помочь, ни заработать, как же вы справлялись?" - "Я всегда и во всём полагалась на мужа. Когда в очередной раз попадала в роддом, все хлопоты по дому ложились на него... Правда, сейчас он вынужден жить в другом городе - ухаживать за престарелой мамой... В 90-е годы, конечно, тяжело было, сами знаете, - вздыхает Марина. - Но я никогда не позволяла детям стоять на рынке. Сейчас старшие уже подрабатывают, но по своему профилю. Деньги мы тратим прежде всего на образование, новые книги, а не на всякие капризы. Что касается одежды, то я придерживаюсь правила: мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи. У всех сыновей - хорошие костюмы, у девочек - платья. Я даже в школу детей одеваю нарядно - красивая одежда обязывает к спокойному поведению и аккуратности".

Слушаешь рассказ Марины и всё равно не веришь, что можно больше двадцати лет жить в тесноте и при этом оставаться спокойным счастливым человеком. Мои попытки завести разговор о произволе чиновников ни к чему не привели. "Поймите же наконец, - улыбнулась Марина. - Счастье не зависит ни от размера квартиры, ни от политики государства". Вскоре я и сама в этом убедилась, побывав у Дрязговых в гостях.

В тесноте, да не в обиде

К НАШЕМУ приезду дети подготовились, приоделись, даже на семилетнем Артёме был костюмчик. Дом Дрязговых похож на музей - на стенах картины, на полках множество игрушек, затейливых поделок. Чисто, уютно, красиво. В шкафу довольно приличная библиотека и фильмотека, на подоконнике - целый сад. Даже для пианино место нашлось. И для 6 собак! "Так вы ещё и домашних животных держите?" - спрашиваю я, оглушенная лаем из ванной и кухни. "Да, началось всё с того, что один наш знакомый попросил приютить собаку на время его поездки за границу... Вторую мы сами купили. Одного щенка на улице подобрали..." Собаки, правда, в тесноте не так дружны, как люди, поэтому держать их приходится изолированно друг от друга: кто покрупнее - на кухне, кто помельче - в специальных ящичках-вольерах.

Пока я рассматривала обстановку и удивлялась, как в этой маленькой квартирке продумано всё до мелочей - от двухъярусных кроватей до симпатичных шкатулок для личных вещей, ребята накрывали на стол. Потом мы все вместе сидели на большом диване и пили чай, а под конец нашей встречи Дрязговы достали музыкальные инструменты и устроили концерт. Наполненная звуками скрипки, фортепиано, флейты и детскими голосами единственная комната Дрязговых уже не казалась тесной ореховой скорлупой.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно