1 АПРЕЛЯ - День смеха. Почему-то часто получается так, что лучшие комики, доставляющие зрителям столько радости своими ролями, сами проживают далеко не веселую жизнь.
"Я - счастливая старуха"
ЭТУ ФРАЗУ Татьяна Ивановна Пельтцер произнесла на своем 70-летии. Кого-то амплуа комедийной старухи, может быть, и обидело бы. Но только не Пельтцер. Кажется, в возрасте, который принято называть преклонным, она сыграла ролей в кино и театре больше, чем в молодости. Хотя на сцену Таня, дочка театрального режиссера Ивана Пельтцер, вышла еще в девять лет. А в 73 года она поссорилась с режиссером Театра сатиры Валентином Плучеком и ушла. Не на пенсию, а в молодежный театр "Ленком".
Таких переломных моментов в жизни Татьяны Пельтцер было несколько. В 1930 году она решительно вышла замуж за немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера и переехала в Берлин. Устроилась неплохо - сначала машинисткой в советском торгпредстве, а затем и театральной актрисой. Молодую фрау Тейблер даже приняли в компартию Германии. Но через четыре года ее потянуло домой. И она, так же решительно поговорив с мужем, вернулась в Москву. А он продолжал ее любить и навещал. Его вторая жена дико ревновала. Еще бы: и через 50 лет после разрыва они все еще выясняли, кто же был в нем виноват.
"Счастливая старуха" очень много снималась в кино - боялась, что ее забудут. Но какая еще актриса ее возраста могла бы танцевать на крыше, прыгать через забор, кататься на крыше троллейбуса? Она и в 80 лет продолжала курить и пить крепкий кофе и никогда не сидела на месте.
И вдруг в 1991 году Пельтцер оказалась в больнице для душевнобольных - в самой обычной палате. Был скандал. Только после того как вмешалась пресса, театр позаботился о том, чтобы перевести актрису в хорошую клинику. И Пельтцер снова вышла на сцену в спектакле "Поминальная молитва". Это была роль без слов, но это была роль! А потом - снова больница, перелом шейки бедра. На похоронах Татьяны Ивановны в июле 1992 года было мало людей. Лето - театральное межсезонье...
"Макарыч, от винта!"
КОГДА режиссер Леонид Быков утвердил на роль механика Макарыча в фильме "В бой идут одни старики" актера Алексея Смирнова, многие принялись его отговаривать. Мол, это рискованно, Смирнов пьет. Да и вообще он странный какой-то. Но Быков, сам сыгравший в фильме главную роль - командира эскадрильи Титаренко, своего решения не изменил. В итоге Макарыча, который перед вылетом украдкой крестил боевые самолеты, запомнили все зрители. А ведь эту деталь он придумал сам - в сценарии ее не было.
Алексей Смирнов прожил одинокую жизнь. Огромный, выше двух метров ростом, полный - он был уверен, что никому не нужен. К тому же у него было странное увлечение, которое отпугивало женщин. Актер собирал и заспиртовывал насекомых - бабочек, жуков, скорпионов. Понравившейся девушке мог часами рассказывать о своей коллекции. Говорят, что до войны у него была невеста, ждала его с фронта. А он вернулся контуженный, не захотел ломать ей жизнь и потом так и не женился - всю жизнь прожил с мамой в маленькой питерской квартире на первом этаже.
Смирнова воспринимали только как комика. Это в кино. А в жизни считали недотепой. Долго никто не знал, что на войне Смирнов совершал настоящие подвиги. Прошел путь от рядового до лейтенанта, командовал огневым взводом, получил два ордена Славы - 2-й и 3-й степени, орден Красной Звезды, медали "За отвагу" и "За боевые заслуги"... Первый орден Славы ему дали за то, что в 1944 году во время боя лично взял в плен 7 немцев. Второй - за то, что в январе 45-го под обстрелом переплыл Одер и перевез на себе миномет.
Семь лет Алексей Смирнов проработал в Ленинградском государственном театре музыкальной комедии. Сыграл огромное количество эпизодических и неглавных ролей в кино: в фильмах "Полосатый рейс", "Я шагаю по Москве", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Война и мир", "Три толстяка", "Свадьба в Малиновке". А потом он ушел из театра - надо было ухаживать за больной мамой. Когда старушка умерла, Смирнов стал много пить.
Узнав о том, что Быков погиб в автокатастрофе, Макарыч в тот же день умер. Это было 7 мая 1979 года.
"Дайте мне спокойно жить!"
НА УЛИЦЕ актера Сергея Филиппова узнавали всегда и везде. А его фразы из фильмов моментально становились "хитами", их до сих пор повторяет вся страна: "Лучше всего, конечно, пять звездочек", "Люди, ау-у", "Масик хочет водочки", "Алмазов это имя, афиша, публика, касса!"
Сергей Николаевич относился к своей популярности двояко. С одной стороны, она не могла ему не льстить, с другой - его злила фамильярность поклонников. Однажды в поезде к актеру пристал какой-то подвыпивший офицер и во время разговора то и дело похлопывал Филиппова по плечу, все время "тыкал". Наконец Филиппов не выдержал и взорвался: "Да кто ты такой?" "Герой Советского Союза", - ответил попутчик и показал медаль. "Вас 150 миллионов таких "героев", а я один. Дайте мне спокойно жить",- кричал Филиппов.
Это было его кредо: скрывать от посторонних свою личную жизнь. Лишь немногие близкие друзья знали, что прежде чем начать актерскую карьеру, Филиппов успел побывать помощником столяра-краснодеревщика, пекарем, садоводом и плотником. Он зарабатывал деньги руками до тех пор, пока судьба не привела его в хореографический кружок. И хотя по возрасту он уже не подходил, для него было сделано исключение - в кружке не хватало мальчиков. А Филиппов настолько увлекся новым делом, что стал делать успехи. Педагог кружка посоветовал отправиться из родного Саратова на учебу в Ленинград. Здесь Филиппов окончил балетное отделение эстрадно-циркового техникума. Карьера молодого танцора шла в гору. Как вдруг... с Филипповым прямо на сцене случился сердечный приступ. Когда он пришел в себя, врач сказал: "Парень, меняй профессию, иначе сердце не выдержит".
Расставшись с балетом, Филиппов поступил в Ленинградский театр комедии, а в конце 50-х - начале 60-х стал много и успешно сниматься в кино. "Если хотите, чтобы картина получилась действительно смешной, пригласите Филиппова, даже если это будет просто эпизод", - сказал об актере один из режиссеров. Правда, самого актера это не всегда устраивало. "Подчас меня используют как приправу к пресному блюду", - говорил он.
Филиппов сотрудничал со многими режиссерами, но чаще всего снимался у Рязанова и Гайдая. Последнему актер был благодарен за то, что ему выпала возможность сыграть в "Двенадцати стульях" Кису Воробьянинова. Одна из немногих больших ролей Филиппова.
Несмотря на слабое сердце, актер прожил долго. Умер в 1990 году в возрасте без малого восьмидесяти лет.
Трагедия Фроси Бурлаковой
АКТРИСА Екатерина Савинова стала всенародной любимицей, исполнив роль Фроси Бурлаковой в фильме "Приходите завтра". Режиссер картины, а по совместительству и муж Савиновой, Евгений Ташков писал сценарий специально для жены. Именно поэтому в истории Фроси Бурлаковой много от биографии актрисы. Савинова, как и Фрося, приехала завоевывать столицу из глухой сибирской деревушки. Сначала пошла в землеустроительный институт, но, проучившись полгода, бросила и поступила во ВГИК. Начинающей актрисе долго не везло - на пробы приглашали часто, а вот на роли не утверждали. "Приходите завтра" стало ее "звездным" часом. Здесь актриса продемонстрировала не только свой актерский, но и певческий талант. У нее был замечательный голос, диапазон - три с половиной октавы. В свое время актрисе предлагали даже петь в Большом театре, но она отказалась.
К несчастью, во время съемок, осенью 1961 года, Савинова заболела. У актрисы несколько месяцев держалась температура. Фильм пришлось на время законсервировать, а Савинова пошла по врачам, которые только разводили руками. Наконец один из специалистов поставил диагноз - бруцеллез. Выяснилось, что во время съемок в Крыму атриса выпила молока и подхватила инфекцию, которая долгие месяцы созревала в организме и поразила центральную нервную систему.
Картину закончили, но вылечиться Савиновой не удалось. Два-четыре месяца в году она лежала в больнице. А в 1979 году, гостя у сестры в Новосибирске, Савинова покончила с собой. Как объяснили потом врачи, это не было осознанным самоубийством. Случился один из шизофренических приступов, который на этот раз окончился трагически. Екатерину Савинову отпевали в церкви по христианским канонам. Ее могила находится в Новосибирске.
Дядя Гоша "Скорая помощь"
- "ДЯДЯ Гоша, сделай что-нибудь, голова болит! Дядя Гоша, зуб полечи!" - с такими просьбами к Готлибу Ронинсону нередко обращались артисты Театра на Таганке. Его называли не иначе как дядя Гоша "Скорая помощь". Он действительно, немного "поворожив" руками над головой, снимал боль и умел заговаривать зубы. А сам Ронинсон от рождения страдал эпилепсией.
Еще будучи мальчиком, он поступил в Большой театр. Но карьера там быстро завершилась - слишком яркими были его появления в массовках. И к тому же случилась трагедия - над ним совершил насилие балерун, которого в театре все звали Корень. И как потом Гоша ни пытался устроить свою семейную жизнь, ничего не получилось. Он так и остался одиноким артистом другой ориентации. Жил вместе с мамой в однокомнатной квартире недалеко от парка Горького.
Театр был для него все - и жизнь, и хобби, и любовь. Московскому театру драмы и комедии на Таганке Готлиб Ронинсон отдал 45 лет жизни. Его всегда тянуло к серьезным драматическим ролям, хотя он и был прирожденным комиком: чтобы ни говорил и ни делал на сцене - все получалось смешно. Для того чтобы "разогреть" себя перед выходом на сцену, ему обязательно нужно было с кем-то поссориться. Он мог придраться к чему угодно и сказать, например, артисту: "Что ты та-ак смотришь на меня?" И еще все почему-то думали, что Ронинсон - человек капризный, и никто не хотел сидеть с ним в одной гримерке. Только Иван Дыховичный согласился из-за сочувствия к несчастному человеку.
В 50 лет Ронинсон снялся в роли начальника Деточкина в комедии Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля". Его герой в сцене суда кричал на молчаливого соседа по скамейке: "А вы не знаете, так молчите!" Это было так смешно, что Рязанов пригласил актера в свой следующий фильм "Зигзаг удачи" на роль ревнивого мужа. Затем его стали снимать и другие режиссеры-комедиографы: Леонид Гайдай увидел в нем эксцентричного Кислярского из "Двенадцати стульев", Георгий Данелия утвердил на роль интеллигентного соседа в "Афоню".
...За несколько лет до своей смерти Готлиб Ронинсон сказал кому-то из актеров: "Я заказал себе надгробную плиту с надписью: "Здесь лежит народный артист РСФСР Готлиб Ронинсон", пусть мне потом на могилку поставят". Умер же он в полном одиночестве в день, когда должен был состояться последний спектакль "Мастер и Маргарита", в котором он играл. Он не приехал, не позвонил. Взломали дверь - дядя Гоша лежал на полу, а рядом выпавшая из рук таблетка...
Обольстительный рассказчик
Владимир Басов родился в селе Уразове Курской области. После окончания режиссерского факультета ВГИКа в 1952 году работал режиссером на "Мосфильме". Басов дебютировал в кино в эпизоде фильма "Школа мужества". А амплуа комического артиста он впервые примерил в фильме Г. Данелия "Я шагаю по Москве", где сыграл роль недовольного всем полотера, чей образ в угоду критикам пришлось сочинять на ходу в самый разгар съемок. Случайно по студии проходил Владимир Басов, его попросили помочь сыграть эпизод, и он согласился. В кино пришел выдающийся комический артист, который впоследствии сумел полюбиться даже детям - ведь его голосом говорили Бармалей, капитан Врунгель, Дуремар...
За 64 года жизни Басов сыграл более 80 ролей, снял 19 фильмов, успел трижды жениться (его супругами были актрисы Роза Макагонова, Наталья Фатеева и Валентина Титова) и развестись из-за хронического алкоголизма. Актер знал, что некрасив, но был обольстителем по натуре. Фонтанирующий мужской темперамент и озорство, завораживающий талант рассказчика - да ни одна женщина перед таким не устоит!
14 счастливых лет с последней супругой актрисой Валентиной Титовой закончились трагедией - Владимир Павлович снова начал пить. Знаменитые соседи - Чулюкин, Таланкин - подтаскивали актера к двери и оставляли у порога... А в процессе развода начались упреки, оскорбления, унизительные тяжбы. Он больше не женился. За десять последних лет снял еще три картины, получил Госпремию и звание народного артиста, переиграл массу интересных ролей... После первого инсульта он плохо двигался, уже не мог сам водить машину. Все чаще просто лежал дома, вести хозяйство ему помогала домработница. В последние годы актер много общался с детьми. Правда, своего первого сына Владимира (от брака с Натальей Фатеевой) после развода он не видел более 10 лет, хотя и жил с ним на одной улице! Дети от третьего брака - сын Саша - кинорежиссер, поэт, сценарист, дочь Лиза - профессиональная танцовщица, живет в Греции, заканчивает РАТИ (бывший ГИТИС) и в Москву прилетает только на сессию.
Без возраста
Рина Зеленая прожила почти век и часто с печалью повторяла: "Бог покарал меня долголетием". Она точно не знала своего возраста. А когда заглядывала в паспорт, то год рождения - 1901-й - приводил ее в ужас. Поэтому, заполняя очередную анкету, она заново выдумывала автобиографию.
Детей у Зеленой не было. Она воспитывала двоих сыновей мужа Котэ Топуридзе. Он был добр и жесток одновременно, мог разгневаться, а потом становился беззащитным. Но она была счастлива с ним.
Впервые Зеленая вышла на сцену в Одессе. Здесь она пела, танцевала и за один вечер могла сыграть пять ролей. Надо было кормить семью, которую оставил отец. Здесь же она "потеряла" кусочек от своего имени: на афише имя Екатерина не поместилось, и она разом превратилась в Рину. В кино Зеленая пришла в 1931 году - в картине "Путевка в жизнь" исполнила блатные куплеты. Во второй фильм - "Подкидыш" - попала случайно. Когда уже был написан сценарий, вдруг выяснилось, что нужен еще персонаж - домработница. И Рина, недолго думая, написала несколько сцен с участием несуразной тараторки Ариши.
Маленькие эпизодические роли Рины Зеленой зрителям запоминались, ее необыкновенные реплики были у всех на слуху: "Такие губы сейчас не носят!" ("Весна"), "У меня под кроватью лежит неразорвавшаяся бомба. Нет-нет, она мне совсем не мешает. Я только хотела узнать, можно ли ее мыть с мылом?" ("Встреча на Эльбе").
Окончила актриса свои дни в Доме ветеранов кино в Матвеевском.