ИГОРЬ БОЧКИН проснулся знаменитым после того, как сыграл главную роль в первом российском телевизионном сериале "Горячев и другие". Впрочем, Бочкин вообще - человек везучий. Однажды, например, он опоздал на поезд, который потерпел катастрофу. Но главное везение в его жизни случилось, когда он отправился смотреть кино.
- Я ПОМНЮ даже, когда это было. В 1972 году. Выхожу после сеанса фильма "Спорт, спорт, спорт" из кинотеатра "Форум" с двумя приятелями, и вдруг ко мне подходит ассистентка картины "Огоньки"...
- И спрашивает: "Мальчик, хочешь сниматься в кино"?
- Именно так она и сказала. Но если бы надо было для кинопроб ехать на "Мосфильм", то юный Игорь Бочкин, скорее всего, поленился бы это сделать, а поскольку фильм снимался на Киностудии имени Горького, а я жил поблизости, на проспекте Мира, то и пошел.
- Понравилось сниматься?
- Было интересно. Съемки проходили на Селигере, в деревне. Кино детское, компания была веселая, взрослых актеров в съемках занято было мало.
- С какими амбициями вы пошли в актеры?
- К тому моменту как решил поступать в ГИТИС, я уже более или менее понимал жизнь, прошел армию и отдавал себе полный отчет, во что влезаю. Не до конца, конечно, потому что окончательно осознаешь эту профессию много позже, года три-четыре спустя, когда поваришься в театральной среде. Театр - это ведь особый мир. Но все равно я шел в артисты не просто так, не ради двух притопов и трех прихлопов, а с пониманием. Конкурс был огромный. Мне, считаю, повезло, ведь ни для кого не секрет: иногда получается так, что после театрального человек оказывается не нужен никому. Можно всю жизнь прослужить в престижном театре и быть без ролей.
- Пожалуй, чаще такое происходит с актрисами.
- Нет, почему, существует же такое горькое изречение: "Штаны всегда нужны". А эти "штаны" все равно хотят играть Гамлета и Ричарда III, по меньшей мере. Но мне повезло: после института я оказался в Театре имени Гоголя. Мог бы оказаться и в более престижном по тем временам театре, но Борис Гаврилович Голубовский пришел однажды к нам на дипломный спектакль, где молодой Бочкин играл Лопахина в "Вишневом саде", и предложил сразу в штат. Это было очень выгодное предложение, потому что молодых раньше брали сначала на договор. И роли мне обещал. И приятно, что многое из обещанного и еще много из нового я там сыграл. Я не очень-то уважаю тех актеров, которые, выйдя "в люди", быстро забывают тех, кто однажды сделал им добро. Я же Голубовского помню.
- Известность вам принесла картина "ЧП районного масштаба", а популярность - сериал "Горячев и другие". Существует какая-то логика событий, можно успех вычислить или как-то повлиять на судьбу? Ведь каждый артист, в конце концов, хочет прийти к этому итогу - стать популярным.
- Повлиять на судьбу нельзя никак. Хорошо, что к тому моменту, как сняться в фильме "ЧП районного масштаба", я был уже взрослый и отдавал себе отчет в происходящем. Например, один очень известный режиссер после этого фильма предрек мне: "Ну, Бочкин, теперь все галстучные герои - твои". Но этого не произошло, хотя предложения такого рода были. Мне сразу предложили играть на театральной сцене похожего персонажа, но у меня хватило все-таки мужества отказаться. Мужества в том смысле, что ведь не секрет, какие маленькие зарплаты у актеров в театре.
- Эмоциональный диапазон у вас очень широкий: от циника - комсомольского вожака - до героя-любовника. А в жизни цинизм царапает вас?
- Могу ответить одним словом: царапает. Очень. Но для профессии нужно уметь сыграть все - и высокое, и низкое. Есть очень известные актеры, которые ужасно возмущаются, если вдруг им предлагают сыграть отрицательного персонажа. "Как можно? Я сама чистота! Я слеза! Все тогда разрушится!" Я же считаю, что актер не должен зацикливаться. Когда-то еще в институте я хотел поставить самостоятельный отрывок из "Двух капитанов", но сыграть не положительного капитана, а предателя Ромашова.
"Женщин к приготовлению мяса не подпускаю"
- ИГОРЬ, кажется, что кино и театр - единственное демократичное место, где мужчина и женщина могут существовать как партнеры. Или в вашем цехе тоже есть борьба полов?
- В основном борются женщины с женщинами, а мужчины с мужчинами. Для меня лично разницы - мужчина это или женщина - не существует, для меня определяющими являются талант и способности партнера, и я беспрекословно делаю все, что от меня требуется, потому что мне важен результат.
- А в жизни как вы относитесь к женщинам? Раньше вот было принято во всем женщине уступать. Теперь считается, что это устарело. Согласны?
- Время, конечно, диктует свое, но считаю, что не устарело. В семейных отношениях для меня не важно, кто вымоет посуду или вынесет мусор. Если я свободен, то делаю это сам. И бывает смешно слышать, когда кто-то из моих знакомых говорит: "Я не мою, не убираю, потому что это не мужское занятие". Конечно, приятно, если тебе жена постирает и погладит рубашку, но стирает-то все равно машина, так что это не принципиально. Или догмат: мужчина должен зарабатывать деньги. А сейчас есть много семей, где зарабатывают женщины, а мужчины не могут найти достойную работу или нашли себя в другом, в быту, например, и помогают женам растить детей и заниматься хозяйством, пока та на работе. Есть же, к примеру, мужики, которые очень любят готовить. О себе лично могу сказать, что к приготовлению салата и мяса женщин не подпускаю. Многие любят похвастать, как их жены вкусно готовят. Я согласен, борщ, наверное, жена сварит вкусный, но мясо мужчина сделает вкуснее. Женщина не сможет даже примитивно пожарить мясо, я уж не говорю о таких серьезных вещах, как шашлык.
- Ваша жена - Светлана - банковский работник. Такие разные натуры, вы уживаетесь по принципу: "Стихи и проза, лед и пламень"?
- У вас старые сведения.
- Вы расстались?
- Да, почти четыре года назад. Моя жена - актриса Аня Легчилова. Помимо того что она актриса, еще окончила Высшие режиссерские курсы у Хотиненко и сняла четырехсерийную картину "Вкус убийства", а сейчас снимает восьмисерийный фильм с замечательным названием "Вера, Надежда, Любовь".
- Значит, с родственной душой жить все-таки лучше?
- Всю жизнь я кричал и доказывал и себе и всем, что жена артисткой быть не может. Я был в этом железно уверен!
- Это вы из личного опыта вывели или априори?
- Априори. Я считал так: пришли вечером домой - нужно отдыхать, переключаться. Если у нас с женой разные профессии, то ей интересно, что я расскажу, а мне интересно, что за день произошло у нее. А с женой-артисткой вместе репетировать, вместе играть, вместе сниматься и круг общения один - это неинтересно! Но Аня все-таки не просто артистка, ее серьезно тянет к режиссуре - это немножко другое.
- А вас не тянет к режиссуре?
- Трудный вопрос. С одной стороны, никогда не поверю тому, кто, много переиграв, скажет, что ему неинтересна режиссура. Интерес есть, безусловно. Другое дело, что это занятие намного ответственнее, чем просто быть артистом. А с другой стороны, с моими нервами - режиссура не для меня. Потому что, если меня не будет понимать артист, я его, наверное, убью. (Смеется.) Хотя, может, и стоит когда-нибудь попробовать, обжечься как следует.
- Игорь, вы счастливы в личной жизни?
- Я не могу сказать, что до этого был несчастлив, что со Светой мы плохо жили. Конечно, я человек открытый, ураганистый, всегда любил погулять, покричать, поводить компании. В этом отношении я весь в отца, он тоже любил, когда в доме гости. Действительно, может, оттого, что у нас такие разные профессии, а может, оттого, что какие-то вещи, которые были очень дороги в наших взаимоотношениях, изжили себя, наш брак распался. Но мы долго были вместе, целых тринадцать лет, и расстались трудно.
"Расходиться надо сразу"
- Я ЗНАЮ, у вас от первого брака есть дочь. Вам разрешают принимать участие в ее жизни?
- К сожалению, ничего о ней не знаю, она живет в другой стране. Ей уже двадцать лет. Не хочу ни о ком говорить плохо, но был такой момент, когда мне не дали с ней общаться. Я очень не люблю это словосочетание - "воскресный папа", когда дают возможность увидеться с ребенком только в определенный день. Считаю, это не воспитание. Мы разошлись, когда Александре было всего полгода, она не помнит меня. Надеюсь, это было для нее не очень болезненно. Думаю, расходиться надо сразу, как только становится ясно, что жизни не будет. Это куда честнее и перед ребенком, и перед самим собой. Я знаю некоторые семьи, которые сохраняются ради детей. Это несчастные семьи. Когда во главу угла ставится сын или дочь, то люди убивают себя и ребенка. Так и напрашивается вопрос: "Когда этот кошмар кончится?" Ребенок взрослеет, все происходит у него на глазах, он видит, что семьи нет, что у мамы свои интересы, у папы - свои, а живут вместе только потому, что надо.
- Некоторые актеры говорят о себе: я весь в искусстве, ничем другим не интересуюсь. У вас есть страсть - футбол. Это отнимает много времени?
- Футбол - единственное, что занимает меня всерьез. Я могу полностью отключиться и забыть про все на свете. Матчи смотрю только в прямом эфире, ни в коем случае не в записи.
- Игорь, как вы относитесь к материальным благам? Например, часто ли меняете машину, хотите ли иметь загородный дом?
- Машина нужна такая, чтобы ездила, дом должен быть таким, чтобы в нем было удобно жить, и не более. Как и одежда. Наплевательски к своему внешнему виду нельзя относиться. Не понимаю тех, кому все равно, во что они одеты. А женщина вообще должна одеваться красиво, потому что она женщина. Когда тебе уже за сорок, начинаешь задумываться: а почему у тебя этого нет? У всех есть, а у тебя нет? Тем более что и жена спрашивает: мол, у них есть, а у нас почему нет? Так что, как ни крути, все это должно быть, и я к этому стремлюсь.
- Как вы относитесь к возрасту, к тому, что время бежит?
- Если бы я не был актером, то, наверное, об этом и не думал бы. Но совсем недавно снимался у Антона Борщевского в "Московской саге". В один из дней Антон подошел ко мне и сказал: "Игоряша, надо копиркой чуть-чуть виски подкрасить, седина блестит". И я подумал: "Бочкин, это все!!!" Хотя, с другой стороны, когда узнают, что мне сорок семь, удивляются: как? На днях Исаак Фридберг позвонил - у него сейчас будет новый сериал "Казино": "Ой, Бочечка, что же делать? У меня так мало ролей. Мужики все под полтинник, и что же тебе предложить, не знаю, а так хочется!" Я говорю: "Так мне-то тоже под полтинник". - "Ах, я совсем забыл!" Не знаю, сложится у нас с ним что или нет. Конечно, в другой профессии возраст даже и не чувствовался бы, а в нашей... У женщин еще сложнее. Великие артистки в возрасте стремятся играть не маму и не бабушку, а хотя бы старшую сестру. И только из-за того, чтобы продлить свой актерский век.
- Чем утешаетесь, если вдруг что-то случается не так, как вам хотелось?
- Есть вещи, от которых нет утешения. Например, смерть близких, смерть моей мамы. В нашей профессии самое большое утешение - это когда есть работа, много работы. Артист может поставить на кон все что угодно, лишь бы работать, у него даже семья на втором месте, к сожалению. Как бы ты ни любил свою жену, детей, но если вопрос стоит или - или, многие из нас, думаю, выберут профессию. Нужно молить Господа, чтобы работа была. Ничем другим не спасешься. Можно уехать на дачу и дуться в карты сутки напролет. Но и этим не отвлечешься. Я вообще не умею отдыхать. Три-четыре дня - и все, а на пятый заорешь благим матом: "Караул!"
Смотрите также: