Примерное время чтения: 8 минут
468

Виктор Вержбицкий: "Вокруг "Ночного дозора" ходило множество слухов..."

У АКТЕРА Виктора Вержбицкого удивительная способность попадать в десятку: вспомните самый громкий фильм последних лет и можете не сомневаться - он в нем играет. "Сибирский цирюльник", "Ночной дозор", "Личный номер", "Турецкий гамбит"...


ДОСЬЕ "СУПЕРЗВЕЗД"

ВИКТОР ВЕРЖБИЦКИЙ родился 21 сентября 1959 года в Ташкенте.

С 1998 года служит в московском театре "Et Cetera". Снялся в картинах: "Мама, не горюй", "Ночной дозор", "Личный номер", "Турецкий гамбит", телесериалах "Остановка по требованию", "Каменская", "Следствие ведут знатоки", "Тайны дворцовых переворотов".

Заслуженный артист Узбекистана.

С чистого листа

- ВИКТОР, вы из той армии русских, которые после развала СССР уехали из союзных республик на историческую родину и попытались начать жизнь едва ли не с чистого листа. В Ташкенте вы играли блестящие роли, были любимцем публики, именно на вас ходили в Театр имени Горького... А как началась ваша карьера здесь, в Москве?

- Я ехал в Москву, как говорится, в никуда, но карьера здесь началась с... фильма Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник"...

- Ничего себе начало!..

- Правда, с совсем небольшой роли адъютанта великого князя. Зато сразу понял, как работает Мастер, тот самый, который с большой буквы. Теперь все остальные работы в кино проверяю по "Цирюльнику", берегу в себе ту атмосферу и тот уровень требовательности.

- А как складывались дела в театре?

- Тут было сложнее. Вы сами сказали, что моя театральная судьба была довольно успешной, мне не приходилось "показываться" - есть такая форма трудоустройства среди актеров. Я был, скажем нескромно, премьером театра и просто не знал, что надо делать на показе. Поэтому напросился в Новый драматический театр к Борису Александровичу Львову-Анохину посидеть на репетициях, увидеть, как готовятся спектакли, чтобы понять, что хочет этот режиссер от актера. Он разрешил. Я ходил-ходил, смотрел-смотрел. И однажды произошел тот самый случай, который порой определяет судьбу. Заболел актер, мне сказали: ты хотел, вот и иди, покажи себя, выйди и замени. Я вышел. Заменил.

- Кого вы играли?

- Слугу господина.

- То есть произносили что-то типа "Кушать подано"?

- Можно и так сказать. Это был спектакль "Опасные связи", где у меня было две сцены. Моего господина играл Андрей Руденский. В первой сцене я чистил щеточкой его костюм, а во второй произносил пару слов. И при этом умудрился сорвать небольшие аплодисменты.

- Виктор, а как с амбициями? С самолюбием? После театральной классики - после Чехова, Островского - каково было играть роль с парой слов?

- Во-первых, это моя профессия. Я должен играть все, что надо играть. Во-вторых, если бы я все время помнил о своих прошлых заслугах, о том, какие роли играл, я бы и сейчас жил в этих воспоминаниях, обложенный кассетами со старыми записями, и при этом хирел, угасал, тоскуя по своей прошлой славе. Все это нужно было забыть и начинать доказывать свой профессионализм заново. Я даже вывел для себя такую формулу: будешь помнить о своих прошлых заслугах, не сможешь развиваться в профессии. И еще - об этом тоже следует сказать - я рассматриваю тот период как своего рода испытание, посланное судьбой. Выдержу? Не выдержу?

Возможно, кто-то другой на моем месте поступил бы иначе - ждал бы большой, более значимой и солидной роли. Я поступил так, как поступил. Так началась моя театральная карьера в Москве. Зато меня пригласили в труппу Нового драмтеатра на оклад согласно штатному расписанию и соответственно моему статусу...

- ...Заслуженного артиста Узбекистана?

- Да. В Новом драмтеатре сыграл в трех спектаклях, потом перешел в труппу Александра Калягина - театр "Et Cetera", где служу и по сей день.

- Вы сразу приняли решение поступать в театральный?

- Решение-то принял сразу, но не сразу поступил. Я не из актерской семьи, но мое детство прошло за кулисами Театра имени Горького, потому что бабушка работала там костюмершей. Так что вирус был заброшен еще в самом нежном возрасте. А сразу не поступил потому, что в год окончания школы не было набора на русское отделение театрального института - набор проводился раз в 7-8 лет. К счастью, мне пришлось ждать не восемь лет, а только три года. И когда такую группу набирали, я поступил.

В дозор через церковь

- ИЗВЕСТНЫЕ российские режиссеры Джаник Файзиев, снявший "Турецкий гамбит", и Тимур Бекмамбетов, автор "Ночного дозора", - ваши земляки. Вы были с ними знакомы в Ташкенте?

- С Тимуром я учился, с Джаником мы репетировали одну роль - Треплева в чеховской "Чайке".

- А потом ваше творческое сотрудничество с Файзиевым продолжилось в "Турецком гамбите" и сериале "Остановка по требованию"?

- В общем-то, да, но в сериале я оказался раньше, чем Джаник. Мы уже начали работать, как заболел режиссер. Руководство канала, на котором снимали фильм, бросило Файзиева на амбразуру: ты режиссер, вот и спасай положение. Другое дело, что в силу своего таланта он сделал фильм настолько хорошим, что пришлось снимать "Остановку по требованию-2".

- А "Турецкий гамбит"?

- Мне очень хотелось работать в этом фильме, но роли для меня не было. На роль Лукана, которого сыграл все-таки я, был утвержден другой актер, но он по каким-то причинам не смог сниматься. Срочно вызвали меня.

- Давайте поговорим о "Ночном дозоре". Я слышала, что, прежде чем взяться за роль Завулона, вы пошли в церковь...

- Тут такая история. Не могу сказать, что я - глубоко верующий человек. Однако перед началом съемок "Ночного дозора" вокруг картины ходило множество каких-то нелепых слухов. Были актеры, которые отказывались сниматься в фильме по каким-то мистическим соображениям... Но в церковь я пошел для того, чтобы отстраниться от неправильного реагирования окружающих на эту роль.

- Сейчас снимается вторая часть "Ночного дозора"?

- Съемки уже закончились, роль Завулона, моего героя, несколько подросла. Что получилось - зрители сами скоро смогут оценить.

Мечта о диване и тишине

- ВАМ приходилось умирать в кино или на сцене?

- Да, много раз.

- Не боитесь?

- Нет, умирать не боюсь - условность смерти я понимаю. Я боюсь убивать, особенно в кино. В театре оружие все-таки бутафорское, а в кино все по-другому. Когда у меня в руках пистолет, нацеленный на реального человека, как было в "Гамбите" в сцене дуэли моего героя с героем Лыкова, что-то сдвигается внутри меня. Холодный металл, какие-то вензели, "Смит и Вессон", у пистолета какая-то история, предыдущая жизнь. В этот момент почему-то перестаешь быть персонажем... Возможно, моя сущность вступает в конфликт с моим героем.

- На форумах в Интернете ваши фанатки выражаются довольно эмоционально. Вам приходится прятаться от них в жизни?

- Пока не было каких-то серьезных ситуаций, связанных с фанатами. Поскольку у меня нет машины, я продолжаю ездить на метро. Но чаще на работу хожу пешком, так как живу не очень далеко от театра. Но после "Ночного дозора" все-таки вынужден надевать темные очки. Не хочется постоянно находиться в профессии, хочется побыть немного и самим собой.

- Вы женаты?

- Да. Это второй брак. Первая жена с сыном живут в Израиле. Они уехали туда несколько лет назад, там уже новая семья. Но у нас остались хорошие отношения, я бывал у них, они были у меня в гостях.

- Кто ваша нынешняя жена?

- Бывшая актриса, но из профессии ушла. У нее свое агентство.

- Закончилось лето. Надеюсь, успели отдохнуть? Как вообще любите отдыхать?

- В абсолютном покое, чтобы никого не было дома, а я валялся бы целый день на диване с книжкой, хорошей музыкой, чтобы не звонил телефон и никто меня ни о чем не спрашивал.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно