ПРИНЯТО считать, что все женщины скрывают свой возраст. А все актрисы только и думают о том, чтобы о них писала пресса, и мечтают о славе. Людмила Гурченко - не такая. Она вообще человек-исключение. Причем во всех смыслах приятное. 12 ноября Людмиле Марковне исполнилось 70 лет.
МОЖНО было бы, конечно, написать: "Это невероятно!" Но ведь сама юбилярша не боится прямо говорить о возрасте. Недавно во время одного из концертов она произнесла со сцены: "Годы идут..." Кто-то из зрителей не удержался: "Не думай об этом, Люся!" Она отреагировала мгновенно: "А паспорт куда девать?"
В разговоре с актрисой я все-таки не удержался от удивления: "Вы прямо называете свой возраст". Гурченко удивилась в ответ: "Что скрывать, когда на первой же странице моей книги написано: "Я родилась 12 ноября 1935 года". Скрывать? Глупо. Вообще мне за границей хорошо, там никто не знает, когда вышла "Карнавальная ночь". А здесь..."
Облачная слава
В КИНО Гурченко впервые снялась ровно полвека назад. В фильме "Дорога правды" ее героиня произнесла: "Я не затем сюда пришла, чтобы молчать". Через год на экраны вышла комедия начинающего режиссера Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь", и голос Гурченко зазвучал на всю страну.
Поначалу второкурсницу ВГИКа на роль Леночки Крыловой не утвердили. Слишком неудачные были кинопробы, снятые оператором картины. Эльдар Рязанов вспоминает, что тогда даже подумал, что с такой фактурой актрисе вообще нечего делать в кино. На главную роль взяли другую девушку, и съемки начались. Однако уже через три дня стало понятно, что с выбором героини произошла ошибка.
Рязанов отправился к знаменитому Ивану Пырьеву, одному из руководителей "Мосфильма", и рассказал о проблемах, с которыми столкнулась съемочная группа. Пырьев выслушал режиссера и рекомендовал ему доверить главную роль... Людмиле Гурченко. На тот момент на картине работал уже другой оператор, который сумел объективно снять молодую актрису. Гурченко роль получила. И, что называется, проснулась знаменитой.
Впрочем, слава, обрушившаяся на двадцатилетнюю студентку, не сделала ее жизнь безоблачной. На Гурченко посыпались роли, как две капли воды похожие на ее Леночку Крылову. Актриса соглашалась - жить-то надо было на что-то. Фильмы выходили в прокат, но репутация актрисы после каждой премьеры становилась все хуже и хуже. А вскоре в газете появился обидный фельетон о якобы зазнавшейся звезде...
Вечные разговоры
НЕСКОЛЬКО лет Гурченко не снималась. А по стране о ней ходили самые нелепые слухи. Любимица миллионов оказалась бессильной изменить сложившуюся ситуацию. Поэтому, наверное, на вопрос о том, что для нее является верхом позора и унижения, она отвечает: "Верхом позора? Когда бесполезно отрицать глупые, странные, унизительные наветы. Я не снималась столько лет, да? А кто-то написал, что я все эти десять лет пила, поэтому и не снималась. Как мне к этому относиться? Начинать рассказывать, что после "Карнавальной ночи" я была ребенком из Харькова двадцати лет. И когда мне предлагали выпить (ну, знаете, как это бывает в компаниях), я отвечала, что не пью. А в ответ слышала: "Ха! Она не пьет!" И я со слезами пыталась доказать, что это действительно так.
А папа морды бил тем, кто какие-то гадости обо мне распускал. К нему могли подойти и спросить: "А правда, что на самом деле ей 40 лет, а такой молодой ее с помощью грима сделали?" Хотя моей маме тогда было 38. Так что я прошла через массу каких-то вещей, когда ты слышишь о себе явную неправду и ничего не можешь доказать..."
Мало кому удается не просто достойно пережить это, а элементарно выстоять. Гурченко выстояла, подтвердив, что она на самом деле - исключение. Другой вопрос - какую цену пришлось заплатить за успех. Но Людмила Марковна рассуждать на эту тему не любит. Отвечает предельно лаконично: "В чем-то эта плата оказалась справедливой, в чем-то нет".
Как-то она сказала, что всегда хотела не плыть по течению, а сама создавать волну. И это ей тоже удалось. Даже ее дуэт с Борисом Моисеевым, вызывающий массу эмоций - от негатива и категорического неприятия до восторга и требования многократного бисирования, - это тоже создание своей собственной волны. Такого до Гурченко не делал никто.
Через год у Людмилы Марковны еще один юбилей - пятьдесят лет со дня выхода фильма "Карнавальная ночь". Впрочем, если она станет отмечать все круглые даты своих картин, времени ни на что другое у нее не останется. Благо фильмов, которые сегодня принято называть культовыми, у нее великое множество. "Старые стены", "Пять вечеров", "Вокзал для двоих", "Любовь и голуби" и далее, далее, далее.
У каждого из нас - своя Гурченко. Кстати, в интернет-опросах она неизменно лидирует сразу в двух номинациях: "Лучшая советская актриса" и "Лучшая российская актриса". Для нее самой вопрос о том, какое время лучше - то или это - не стоит: "Лично для меня все одинаково. Я тогда работала как лошадь и сейчас работаю".
День рождения, хочешь не хочешь, - это повод для подведения каких-то итогов. Людмила Марковна считает, что реализоваться ей удалось "наверное, частично". "Меня так никто и не знает", - говорит она. На вопрос о том, когда узнаем, отвечает: "Думаю, что уже никогда. Должен найтись человек, который очень хорошо поймет меня и найдет уникальный материал. Но это все вечные разговоры. Я с 20 лет слышу: "Ах, вы родились не в той стране" и "Вам бы сценарий". Все это разговоры..."
Мы не можем отвечать за режиссеров. Но можем пожелать, Людмила Марковна, чтобы такой человек и уникальный материал наконец нашлись. И мы бы вас узнали.
Смотрите также: