Примерное время чтения: 14 минут
227

Сергей Астахов: "Обожаю, когда сладко"

В день интервью мы раз пять созванивались с Сергеем Астаховым, чтобы уточнить время встречи, и каждый раз он спрашивал: "А сколько сейчас часов?" "Плохой знак, - решила я. - Как пить дать, опоздает". Но Сергей приехал в известное московское заведение даже раньше обещанных пяти вечера. Правда, был задумчив и отрешён от окружающей ресторанной действительности.

- Сергей, у вас какие-то особые отношения со временем. Вы его как будто не замечаете.

- Много в голове всяких проблем, вопросов к самому себе и к жизни. Время уходит на второй план. Это плохо. Я знаю.

- Поделитесь, какие вопросы вас тревожат.

- Давай на "ты". Хорошо?.. Понимаешь, актёр - действительно очень зависимая профессия. Сидишь и думаешь - позовут, не позовут. Мне сейчас 37 лет, и получается, ближайшие лет двадцать я буду зависеть от того, что мне предложат. Странное ощущение. Хотя мне-то грех жаловаться, работа есть, и её много. Но, к сожалению, не всегда удаётся сниматься в том, что по душе. Этот сериальный конвейер очень сильно выматывает. Если раньше снимали 3 минуты в день, то сегодня - 33. От этого планка актёрской игры вольно или невольно падает. Любого творческого человека подобные вещи не могут не расстраивать.

- Накопилась усталость от компромиссов с самим собой?

- Безусловно. Если три года назад я очень хотел играть в сериалах, то сегодня я порой просто вынужден это делать. Чтобы зарабатывать деньги, кормить семью, держаться на плаву в профессии - не терять очки. Но материал, который предлагают, в большинстве случаев меня не устраивает.

Недавно играл какого-то непонятного певца. Режиссёр спрашивал: "Почему ты постоянно смеёшься?" А мне неловко. Нет, режиссёр отличный. Но мой персонаж, он... Весь такой разряженный: в белых штанах, в белых сапогах, в белой куртке, в белой шляпе, на белой яхте, за белым рулём. Я смеюсь, поскольку понимаю, что ко мне это не имеет никакого отношения.

- Но ты же - актёр.

- Есть образы, которые изначально неинтересно воплощать. Говорят, можно сыграть и пепельницу. Но, когда перед тобой стоит выбор между пепельницей и Мартином Иденом Джека Лондона, я бы хотел посмотреть в глаза актёра, который захочет играть пепельницу.

- Вопрос в том, сколько заплатят за пепельницу.

- Я никогда не просил больших вознаграждений. Вообще очень неловко себя чувствую, когда надо договариваться о гонораре. Не люблю и не умею считать деньги. Это всё не моя история - просить и торговаться.

- В таком случае ты потрясающий человек. С одной стороны, не умеешь настаивать на высоких гонорарах, с другой - в прессе писали, что за последние шесть лет Сергей Астахов сменил двадцать автомобилей.

- Это не совсем верная информация. Автомобилей было меньше. И потом, в прошлом году у меня было около 300 съёмочных дней. А в этом году с 10 января у меня уже шестая картина. Я снимался и в очень хороших работах, и в откровенно плохих. Но деньги заработал честно, своим трудом. Так что могу себе что-то позволить.

- Тебе важно, что о результатах твоей работы напишут журналисты?

- Вообще ничего не читаю после одного случая пятилетней давности. Прочитал тогда о себе очень неприятную статью. И два дня ходил, как оплёванный. Всё, что там было написано, абсолютно не соответствовало реальности. И потом, я на тот момент был неизвестным провинциальным актёром, только что приехавшим в столицу. С какой стати обо мне вообще решили написать? Долго ломал голову, а потом на критику выработалась реакция, как на зубную боль. Вот не хочется зубной боли. И всё.

- Мы начали разговор с того, что ты устал от сериалов. Мне кажется, многие твои коллеги, которые не имеют 300 съёмочных дней в году, а живут на зарплату в театре, могут возразить: "Ему всё слишком быстро досталось. Вот он и не ценит".

- На это я хочу сказать следующее. Когда коллеги, которые сейчас находятся в не очень удачном положении, пили водку, я ждал их за дверями театра на промёрзшей мостовой, чтобы зайти в гримёрку и лечь спать на полу. Потом мне разрешили ночевать на даче Театра Маяковского, что недалеко от Москвы. Я спал на балконе. Питался манной кашей. И меня всё время подмывало заглянуть в холодильники жильцов. Хотелось посмотреть, что они едят, взять что-нибудь... Бред, сейчас даже не верю, что всё это было со мной... хотелось поесть колбасы... Но я не брал.

Сейчас ситуация изменилась. Но я прекрасно понимаю, что, если я нахожусь на другой ступеньке этой лестницы, то я этого достоин. Просто так Москва не принимает. Надо очень много работать. И не отступать перед неудачами. Они многих скашивают, потому что иногда длятся годами. К счастью, со мной этого не случилось. Но первый год в Москве я тоже играл в театре за гроши и снимался в массовке. И никакой дядя не приходил и не говорил: "Вот тебе 10 ролей".

- В столице у вас был кто-то знакомый?

- Когда я шесть лет назад приехал в Москву, здесь было два человека, которых я знал, как зовут, - это Нина Чусова и Слава Титов, с которыми я учился в Воронеже в институте. Славка жил в общаге, а Нинка - в съёмной квартире не больше 16 кв. метров. Я не мог жить ни там, ни там. Поэтому первое время ночевал в машине. Каждый день в пять утра меня будила милиция: "Ты что здесь делаешь?"

- Понятно, что в тот год в Москву приехали десятки других провинциальных актёров. Кому-то так и не удалось пробиться. Вы это сделали. Благодаря чему?

- Вот ты что-нибудь знаешь о шестой ступени ракеты СДК? Не слышала? Совсем ничего? Вот также и я ничего не слышал о том, сколько зарабатывают актёры в Москве. Я этим не интересовался. Я ехал в Москву, чтобы повысить свою профессиональную планку. Увидеть воочию, как играют наши великие актёры. Хотел научиться у них. И сейчас хочу. Недавно снимался вместе с Юрским. Это - глыба, хотя ростом невелик. Я старался понять, как он "это" делает. Проанализировать. Что-то перенять. У меня всегда на первом плане стояли творческие, а не материальные амбиции. Может, поэтому я внушал людям доверие. Помню, когда мне заплатили за рекламу кофе, я с перепугу позвонил маме и сказал: "Нам этого хватит на пять лет жизни". Хотя сейчас этого не хватит на месяц. Тогда я просто не ориентировался в этих финансовых вопросах. И если сейчас мне предложат роль, которая понравится, я сыграю вообще бесплатно. Я мечтаю сыграть Мартина Идена. Первый раз прочитал этот роман Джека Лондона в 25 лет, потом перечитывал пять раз. Вот сейчас в церковь зайду, на алтаре поклянусь, что мне не нужно ни копейки. Лишь бы сыграть эту роль. Очень хочу.

- Чем так "зацепил" этот роман?

- Я считаю, что Мартин Иден - стопроцентный герой нашего времени. Человек, который ради любви, ради того, чтобы добиться расположения женщины, сделал из себя личность. Он прошёл огромный тернистый путь. И преодолевал всё не для того, чтобы поиметь очередной счёт в банке. Он хотел гармонии и красоты в отношениях между людьми. Если бы все мы были хоть капельку на него похожи, нам бы было легче жить на этом свете.

- А из уже сыгранного неужели ничего "не греет душу"?

- Сейчас заканчиваю съёмки в фильме Юрия Кары "Звёздный король" о нашем великом конструкторе Сергее Королёве. Моя первая серьёзная роль в кино, к которой я шёл все эти годы. Премьера будет в январе следующего года, в канун 100-летнего юбилея учёного. Говорят, на ней будут присутствовать Путин и Лукашенко. Наши и зарубежные космонавты.

- Ты играешь Королёва?!

- Трудно представить, да? (Смеётся.) Я ехал в машине, когда раздался звонок мобильного: "Вас беспокоит Юрий Кара, знаете такого? Вы не могли бы заехать на "Мосфильм"?" - "Когда?" - "Когда сможете". - "Через пять минут". В трубке молчание - не поверили, что я смогу так быстро приехать. А дело в том, что я как раз проезжал в метре от "Мосфильма".

Встретили меня, идём по коридору, и я спрашиваю: "Что снимаете?" - "Про Королёва". - "Кого я там могу играть?" - "Королёва". - "С ума сошли!" Я рассмеялся.

Захожу. Сидит Кара. Поговорил со мной, потом позвонил космонавту Леонову и сказал: "Я выбрал актёра". Только потом я узнал, что на следующий день должны были начаться съёмки, а у них не было главного героя. Причём пробовалась масса актёров. В отборе принимали участие и космонавты, которые, кстати, собирали на фильм деньги, и родственники самого Королёва. А Кара в итоге без проб, что само по себе удивительно, утвердил меня.

География съёмок обширная - Россия, Казахстан, Таджикистан, Крым. В Таджикистане я умудрился попасть в настоящую тюрьму.

- Что же ты натворил?

- Мы долго снимали в горах, потом оператора с техникой забрали, а за мной должна была приехать другая машина. Я стою жду, жара 40 градусов.

Едет какая-то машина. Думаю: "Наконец". А оттуда выходят таджикские пограничники с автоматами. Спрашивают: "Ты кто?" - "Артист. Кино мы тут снимаем". - "Ага, кино. Небось, разведку в горах ведёшь". И сажают меня в свою машину. По-своему разговаривают, и лица такие отнюдь не приветливые.

Привезли меня в комендатуру. И вот она, великая магия кино! Начальник, увидев меня, восклицает: "О! Чёрный богиня" (сериал, прошедший в начале года по отечественному телевидению, где Астахов играет таможенника. - Прим. автора). Извинились, дали позвонить съёмочной группе. За мной приехали, и нас сопроводили в аэропорт. Начальник местной таможни повёл меня в свой кабинет. И со словами "Восток - дело тонкое" поставил на стол литровую бутылку водки, параллельно зарядив на видео "Белое солнце пустыни". Стал наливать одну, вторую рюмку. Я ему говорю, что у меня уже посадка закончилась, вся съёмочная группа в самолёте. Даже наши пограничники пришли: "Ребята, вы самолёт уже на час задерживаете. Надо отправлять". А он ни в какую. Не отпустил до тех пор, пока мы не выпили литр этой водки. А я её вообще не пью. Мне полстакана выпить - и буду пьяным в лабудень.

В конце концов лично проводил меня в самолёт. Выгнал с VIP-мест каких-то таджиков. Только я сел, люк в самолёте закрылся, и мы сразу же взлетели.

- А каким ты старался сыграть Королёва?

- Ты можешь себе представить человека, который в 1932 году, когда люди в большинстве своём ещё на лошадях ездили, всерьёз думал о ракетопланах? Когда он рассказал об этом Ворошилову, тот посчитал его сумасшедшим и предупредил: "Если вы ещё что-то будете нам говорить про ваши ракеты, то кончите плохо". Это всё равно что если мы сейчас с тобой заговорим всерьёз об обмене телами. Где он в то время нашёл в себе столько сил поверить, что человек сядет в какую-то железную колбу и поднимется на 50 тысяч километров. И вернётся обратно. Да ещё сумел заразить своей верой других людей. Вот это хотелось передать. И конечно, судьба у него была трагическая. В фильме его жизненная история представлена без купюр.

- Скажи, а ты при таком съёмочном графике с семьёй вообще видишься?

- Семье времени уделяю мало. Это правда. Но раньше они вообще жили в Воронеже, а я - в Москве. Сейчас и жена Вика, и дочка Маша, и родители уже перебрались в столицу. Родителям купил квартиру недалеко от нашей.

- Семья для тебя - это стержень? Ты вообще семейно ориентированный человек?

- Кстати, хорошее определение - семейно ориентированный. Ко мне очень подходит. Я всю жизнь прожил в семье. Привык к тому, что в доме должны быть родители, дети.

- Вика похожа на твою маму?

- Вообще не похожа. У меня дочка очень похожа на бабушку.

- Вы женаты уже больше десяти лет. И тогда ещё было не принято заключать брачные контракты. А, если бы сейчас женились, стали бы оформлять этот документ?

- Нет. Всё, что я зарабатываю, лежит на полке. В том месте, о котором знает даже моя маленькая дочка. Я никогда не прятал и не буду прятать от близких деньги. Потому что это патология. Нельзя жить и не доверять родным. Это чревато одиночеством. Подобные люди в пожилом возрасте гуляют с животными и называют их детьми. Но это не дети - это болезнь. Надеюсь, что я до этого не дойду. И если я доверяю человеку, то доверяю ему полностью. Я не умею прикидывать в уме: доверить сокровенную тайну или сказать половину? И пока у меня хватает сил не половинить себя.

- У тебя появились в Москве друзья?

- В Москве есть два человека, которые мне помогают, - друг и подруга. Я очень рад, что они у меня есть, потому что могу на них во всём положиться. Например, оставить у них очень много денег. Бросить и уехать по делам. Они могут сделать то же самое. Хотя я не о том говорю... Дружба измеряется другими вещами. Слава богу, она у нас есть.

- Предательство со стороны друзей приходилось испытывать?

- Однажды я действительно сильно обжёгся. Но предпочитаю об этом не вспоминать, не заниматься садомазо. Я в принципе стрессоустойчивый человек, но не железный.

- Можешь заплакать?

- Ты знаешь, да. От усталости или от какой-то несправедливости. Как мне кажется, несправедливости. Или от осознания: почему всё так?

- Как ты отдыхаешь?

- Я расслабляюсь, когда веду машину. Люблю тестировать новые модели. Могу часами разглядывать механизмы, кнопки. Пытаться понять, как всё устроено в каждом конкретном случае.

- Случалось попадать в серьёзные аварии?

- Однажды перевернулся и проехался на крыше. К счастью, сам не пострадал. Помню ещё случай, года четыре назад я вёз из Воронежа в Москву жену и дочь. И всё наше барахло, которое заключалось в телевизоре и сумке с вещами. Стояла зима, а у меня резина была "лысая". За 200 км до Москвы полетело колесо. Я его кое-как поменял. Проехал километров 20 - второе полетело. Самое ужасное, что у меня меньше чем через час должен был начаться спектакль. Оставили мы нашу машину на посту ГАИ, поймали попутку. В итоге до театра я добрался, когда спектакль уже начался. Впопыхах переоделся за кулисами и выбежал на сцену.

Но один спектакль я в своей жизни всё-таки пропустил. В театре Константина Райкина. Просто забыл. И за десять минут до начала мне позвонили и сказали, что представление отменили. Зрителям пришлось разойтись. Надо отдать должное Константину Аркадьевичу, что он меня понял, не ругался. Сказал: "Бывает". Какую-то часть убытков я компенсировал.

- Продолжи, пожалуйста, фразу: терпеть не могу, когда...

- ....обманывают.

- Обожаю....

- ...когда сладко.

- Надеюсь...

- ...на счастливый конец.

- Боюсь....

- ...пустоты.

- Верю...

- ..что всё не напрасно.


ДОСЬЕ "СУПЕРЗВЁЗД"

СЕРГЕЙ АСТАХОВ

Родился 28 июня 1969 г. в дер. Красный Лиман Воронежской обл.

Окончил Воронежское театральное училище. Снимался в фильмах "Чёрная богиня", "Пятый ангел", "Бальзаковский возраст", "Есенин", "Побег", "Хиромант" и др.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно