"Приехав в Москву, я скиталась так, что героини фильмов "Карнавал" и "Москва слезам не верит" просто отдыхают", - вспоминает Елена Яковлева и, похоже, сама себе не верит. С высоты сегодняшнего успеха воспоминания о жизни на вокзале, первой влюблённости в водителя троллейбуса, доброй женщине, которая не дала умереть с голоду, вручив банку чёрной икры, - всё это кажется сегодня чем-то фантастическим. "Даже не верится, но моя жизнь похожа на многосерийную сказку", - говорит актриса.
Недавно Яковлева снялась в семейной комедии "Никто не знает про секс", появилась в роли самой себя в фильме про проституток "Точка" и сыграла главную роль в очередном премьерном спектакле театра "Современник" "Пять вечеров".
- Лена, если верить многочисленным опросам и рейтингам, вы уже не первый год остаётесь одной из самых популярных актрис страны...
- ...Только не среди гаишников! Так и хочется посадить их к экрану телевизора или в театр за руку притащить. (Смеётся.) Например, совсем недавно останавливают нас с мужем на дороге и начинают придираться. "А почему это у вашей спутницы не пристёгнут ремень безопасности?" - спрашивают Валеру. Когда муж сказал, что у жены шуба дорогая и ремнём мех вытирается, гаишник очень сильно обиделся. 15 минут нам морочили голову, не зная, за что бы с нас денег взять.
- А я хотел спросить: почему вы в кино сейчас почти не снимаетесь?
- Я посчитала правильным закончить "Каменскую", нежели сниматься в полнометражном кино, но в ролях, которые мне не очень интересны. Недавно снялась у молодого режиссёра в фильме "Никто не знает про секс". Что в итоге получится - не знаю. Это семейная комедия, в которой решают вопросы секса дети и взрослые. Думаю, скоро картина появится в прокате.
- Кстати, о премьерах. Вы помните свои ощущения от первого прочтения пьесы Александра Володина "Пять вечеров"?
- Это было, когда я училась на первых курсах ГИТИСа. Помню, пьеса меня очень тронула. И так сложилось, что по учебной программе я должна была играть главную роль - Тамару. Очень старалась, но у меня ничего не получалось. Представляете, как обидно было... Насколько получается сейчас, судить не мне. Надеюсь, всё не так плохо. (Смеётся.)
- Понятие "кризис среднего возраста" употребляют обычно применительно к мужчинам. А у женщин такой кризис бывает?
- Наверное, да... У меня его ещё пока не было. (Заливисто смеётся.)
- А что вы смеётесь?
- Да потому, что вы меня пугаете!.. Я-то об этом никогда не думала. А сейчас задумаюсь, и вдруг он начнётся. У меня ребёнку исполнилось 13 лет, и я понимаю, что скоро у него должен начаться подростковый кризис. Стала вспоминать себя в его возрасте и ничего страшного и мучительного не припомнила. Просто в какой-то момент начала серьёзно задумываться о каких-то вещах. О будущей профессии, например...
- А сын уже определился, чем будет заниматься?
- Недавно он меня спросил: "Мам, а математику на режиссёрский факультет нужно сдавать?" "Нет", - отвечаю. "А химию, физику, геометрию?" "Тоже нет", - говорю. "Тогда решено. Буду режиссёром". Что ж, я не против. В общем-то, я свою профессию так же выбирала. (Смеётся.)
- А я-то думал, вы с детства мечтали стать актрисой...
- Я мечтала, но мне казалось, что это несбыточная мечта. Думала, только гении и дети артистов могут поступить. Поэтому после школы я даже не пыталась поступить в творческий вуз. Полезла в институт общественного питания на бухгалтерский учёт. В конце концов поняла: от мечты отделаться невозможно, и, если я не попробую её реализовать, буду мучиться и корить себя всю жизнь.
- Руководитель вашего театра Галина Борисовна Волчек сказала в интервью, что, если её жизнь перенести на киноплёнку, получится трагикомедия. А в каком жанре видите свою жизнь вы?
- Наверное, в жанре многосерийной сказки. Судите сами: приехала одна в незнакомую Москву, где ни родственников, ни знакомых. Скиталась при поступлении так, что героини фильмов "Карнавал" и "Москва слезам не верит" просто отдыхают. Четверо суток жила на вокзале, пока один милиционер не устроил меня насильно в дешёвую гостиницу. На оплату номера ушли почти все деньги, так что на еду остались копейки. От голодной смерти меня спасла женщина, которая жила со мной в номере. Уезжая, она оставила мне литровую банку чёрной паюсной икры. Я собрала всю свою мелочь и купила несколько буханок белого хлеба и масло. До сих пор помню этот вкус...
А ещё никогда не забуду автобус, в котором я готовилась к экзаменам, катаясь по кольцу. Водителем был молодой парень. Мы с ним долго переглядывались через зеркало, улыбались, перемигивались. В итоге познакомились. Как только он узнал, что я абитуриентка, которой даже общежития не положено, общение со мной быстро прекратил. Знал бы он сейчас, кого тогда бортанул... (Смеётся.)
А ещё, раз уж нахлынули воспоминания, незабываемым для меня стал день, когда вывешивали списки поступивших абитуриентов. Мне нужно было убить время, и я пошла в Кинотеатр повторного фильма на "Сталкера" Тарковского. Шок, который я испытала от картины, был просто неописуем. Я, как зомби, доплелась к вечеру до ГИТИСа, увидела свою фамилию в списке поступивших и почти ничего не почувствовала - слишком сильным было потрясение от фильма. Немного пришла в себя лишь в поезде. Всю ночь я то и дело просыпалась, доставала справку, в которой читала заветное слово: "Зачислена".
- А давайте про художественные потрясения. Когда последний раз так же, как в юности, искусство превращало вас в зомби?
- Ну-у-у... (Задумывается.) Сейчас удивить меня очень и очень сложно. Когда я училась в ГИТИСе, в общежитии не сидела ни одного вечера - ходила по театрам. Смотрела все спектакли подряд, причём некоторые не по одному разу. И почти в каждой постановке меня что-то задевало, потрясало - начиная от игры актёров и кончая сценографией, работой гримёров и т. д. К концу четвёртого курса у меня было стойкое ощущение, что нет такого спектакля в Москве, которого бы я не видела. Я была открытой, немного наивной и впитывала в себя информацию как губка. Сейчас меня пора выжимать в хорошем смысле этого слова.
- А вы "Оскар" в руках никогда подержать не хотели?
- Я его не только подержала, но даже сфотографировалась с ним!
- Наверное, были в гостях у Меньшова с Алентовой или к Михалкову наведывались?
- Нет, нет... Мне дал его подержать один шведский продюсер. Могу сказать, что по весу американская статуэтка легче, чем наши кинопремии.
- Лен, а почему среди актрис сегодня так мало молодых звёзд? Измельчали таланты?
- Нет, измельчали роли. Не знаю почему, но сейчас произошёл сильный перекос в сторону мужских образов. Ни сценаристы, ни режиссёры, к сожалению, не видят в женщине киногероиню. Все повторяют ставшие, увы, банальными слова Некрасова - "коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт", но никто не перенесёт их суть на экран. В нашем кино не хватает женской души - то, что любят зрители, среди которых, как известно, 70% составляют женщины. По большому счёту, кризис женских образов касается не только кино, но и литературы, и театра. Любая талантливая, амбициозная в хорошем смысле актриса мечтает сыграть не Джульетту, не Офелию, не Дездемону, а Ромео, Гамлета, Отелло, потому что в мировой драматургии такого уровня женских образов практически нет.
- А в жизни вам встречаются характеры, которые хотелось бы перенести на экран, на сцену?
- Не так давно я прочитала документальную книгу, составленную из записей жены гениального физика, нобелевского лауреата Льва Ландау. История этой женщины потрясает. Она всю жизнь безумно любила своего мужа, а когда тот умер, стала сходить с ума. Чтобы остановить процесс, психотерапевты посоветовали ей начать описывать каждую секунду совместной жизни с Ландау. Жизнь оказалась страшной... Гений в науке в браке был монстром: изменял на глазах у жены, запирал её в шкафу, нещадно бил... Я читала это с ужасом, а она писала с любовью, с целью вернуть те минуты. Уже к середине книги я поняла, что очень хотела бы сыграть такую женщину, а точнее - такой силы характер, любовь и терпение. При том что жена Ландау была еврейкой, сущность её любви, сила её всепрощения, на мой взгляд, очень перекликаются с сущностью русской женщины.
- Сергей Шнуров говорил мне в интервью о том, что в возникновении феминизма виноваты прежде всего мужчины: "Какая удовлетворённая женщина будет думать о своих правах?!" Я со Шнуровым согласен, а вы?..
- Впервые с феминизмом я столкнулась во время поездки в Финляндию сразу после фильма "Интердевочка". Одна финская журналистка через переводчика-мужчину попросила меня об интервью. Ситуация была такова, что нам троим нужно было переправиться на ближайший островок. Мы сели в лодку, и, как мне казалось, естественно, мужчина взялся за вёсла. Не успел он ими и раза махнуть, как журналистка с криками их у него вырвала и принялась грести сама. Тридцать минут, пока мы не приплыли, девушка усиленно потела, а после сорок минут, тяжело дыша, задавала мне вопросы. Я смотрела на неё и думала: "Господи, бедная женщина, ради чего ты так упахивалась-то?!" В конце концов я спросила, "ради чего", и она призналась, что феминистка. Уж извините, но таких идиотских форм феминизма я категорически не понимаю.
- Судя по письмам поклонников, ваши роли как-то меняли судьбы людей?
- Однажды ко мне подошёл один высокопоставленный человек, не буду называть его фамилии, и попросил автограф. Я очень удивилась, потому что люди такого масштаба не просят расписаться. Он рассказал, что его дочка под впечатлением от "Каменской" решила поступать на юридический факультет, причём именно на тот, на котором по фильму училась Настя Каменская. У девочки всё получилось. И высокопоставленный папа, и она считают, что это случилось во многом благодаря мне.
А самые удивительные письма я получаю из мест лишения свободы. Пишут: "Жди! Я скоро вернусь, блин..." Каждый раз, выходя из театра, с опаской озираюсь по сторонам.
- Ну ваших даже маниакальных поклонников понять можно. Судя по тому, какая у вас отличная фигура, вы либо в спортзале живёте, либо голодом себя морите. Как форму поддерживаете?
- У меня фигура от природы спортивная. Мне не раз говорили, что у меня есть все задатки для занятия профессиональным спортом, но про себя я всегда знала, что нет главного - спортивного характера. Ну не могу я соревноваться, если вижу, что кто-то сильнее и лучше меня. А для здоровья месяц назад я начала вдруг заниматься большим теннисом. При том что работа у меня очень подвижная, с годами начинаешь чувствовать - многие мышцы спят. Хочется разбудить себя.
Смотрите также: