Примерное время чтения: 10 минут
685

Людмила Артемьева отказалась от эротики

"А КАКАЯ она в жизни? Похожа на своих героинь?" - часто интересуются знакомые о знаменитостях, с которыми встречаюсь. Людмила Артемьева похожа. Нет, она не такая чудаковатая дамочка, как её Антонина из сериала "Кто в доме хозяин?". И не оказывается постоянно в нелепых ситуациях, как многодетная таксистка Надежда. Но то, что их всех объединяет - актрису Артемьеву, Тоню и Надю, - это оптимизм и добродушие.

МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ на съёмках продолжения сериала "Таксистка". Действо разворачивалось на улице в одном из московских двориков. Я целый день наблюдала за работой Артемьевой, которую все ласково называли Люсей, и поражалась активности актрисы. Ни тени усталости и недовольства. "Если вы ошибётесь в следующий раз, не волнуйтесь, продолжайте. Со всеми бывает", - на моих глазах успокоила заслуженная артистка "Люсечка" молодого парня из массовки. И он перестал волноваться.

Слова "популярность", "известность" и тем более "звёздность" Артемьеву явно приводят в замешательство. "Я только в начале пути, - говорит она. - "Таксистка" - моя первая главная роль, "Кто в доме хозяин?" - вторая. С чего должна крыша ехать? Ну бряцают некоторые звездуны регалиями и высказывают недовольство. А перед кем понтить? Актёр - ничто, если режиссёр его не выберет, оператор не снимет, а гримёр не затонирует. Так и хочется порой сказать: "Если не нравится, возьми ручную камеру и снимай себя сам".

"МЕЧТАЮ ЗАНЯТЬСЯ БИЗНЕСОМ"

НАШЕ интервью проходило нестандартно. Мы не сидели в уютном кафе за чашкой кофе, а общались в перерывах, когда съёмочная группа переставляла камеры или снимала сцену, в которой Артемьева не участвовала. Присаживались прямо на улице на заборчик-жёрдочку около дома и болтали.

- У вас в этом году два юбилея.

- Каких это?

- 20 лет с тех пор, как окончили Щукинское училище, и столько же со времени съёмок в первом фильме.

- Уже 20 лет?! Действительно - в 1986 году закончила. Как это вы, журналисты, всё умеете подсчитывать?

- Сейчас как раз то время, когда молодёжь атакует театральные вузы. Вы помните своё поступление?

- Я училась в Ленинграде в музучилище им. Римского-Корсакова на эстрадном отделении, но душа моя страшно рвалась к драматическому искусству. Как сейчас помню, у нас в музучилище был один выходной день - четверг. И в четверг я поехала в Москву поступать. Почему-то рвалась только в Щукинское. Даже не знала, где находятся ГИТИС, МХАТ или Щепкинское.

Я считаю, наш курс состоялся. Некоторые мои однокурсники не пошли по актёрской стезе, а стали заниматься бизнесом. Кто-то совмещает бизнес и искусство, и это разумно. Сама мечтаю открыть какое-нибудь дело, чтобы быть независимой.

- Интересно, какое? Ресторан, магазин сумок или шляпное ателье...

- Не знаю (смеётся). Когда будет что-то, я вам скажу. Делать надо, а не говорить. Вот мой однокурсник Антон Голышев занимается недвижимостью и делает это блистательно, с артистизмом. Саша Бобровский - актёр Театра им. Моссовета. Серёжа Чонишвили работает в "Ленкоме", много снимается в кино, озвучивает рекламу. Так получилось, что он стал моим другом по жизни. С нами училась и Настя Протасенко - певица Анастасия, рыжуха такая.

- Современные студенты театральных вузов подрабатывают официантами, бегают сниматься в массовках. Вы тогда чем зарабатывали?

- Если бы у меня была возможность сниматься в кино, я бы, конечно, снималась. А моими приработками были повышенные и именные стипендии. Я училась на "пятёрки" и даже, к своему удивлению, обнаружила по окончании красный диплом.

Жили мы в роскошном, только что построенном общежитии. В основном там обитали певцы, музыканты и хоровики из Гнесинки, а один этаж занимало Щукинское училище. Из всех щелей с утра до ночи доносилась музыка. Особенно было "здорово", когда над головой репетировал барабанщик.

И, зараза, так долго отбивал ритм! Зато было весело.

Ещё в общежитии жили вьетнамцы, которые повадились прятать в батареях нашего этажа солёную селёдку (со своего этажа их прогнали). Селёдка там тухла потихоньку, а потом они её поджаривали. Но мы не сразу и просекли, что к чему. Долго не могли понять: откуда идёт вонь? Даже рейды по комнатам устраивали - искали протухшие продукты.

- Выпускница Щукинского училища Ксения Стриж назвала театральный вуз гнездом разврата и пьянства.

- В любом творческом (и не творческом) заведении есть свои клубы по интересам. Кто-то пил и пьёт до сих пор. У меня были другие интересы. Я приезжала в Москву не для того, чтобы пьянствовать.

- Какое амплуа вам определили в училище?

- Брали в училище как характерную актрису. А к концу 4-го курса ко мне приклеилось амплуа клоунессы. Это свойственно русскому театру - актёр должен чётко знать свой конёк. А мне всегда было интересно - что ещё я могу? Вырвусь ли за рамки своего "конька"?

Некоторые обыватели говорят: "Ну и чего ты там придуриваешься? И деньги тебе за это платят?!" А ведь это высшая похвала. Значит, легко и органично сыграл. Глядя на балерину, нам тоже не хочется думать о том, что у неё ноги стёрты в кровь и какой огромный труд стоит за её лёгкими па.

"КОНЦЛАГЕРЬ ДЛЯ АКТЁРОВ"

- 17 ЛЕТ вы работали в театре "Ленком". Почему игнорировали кино?

- Я не игнорировала. Меня не приглашали.

- В вашем случае успех пришёл через рекламу. Люська из рекламы майонеза ("А чё? "- "А ничё!") оказалась очень яркой, режиссёры её заметили.

- В рекламе снялась, чтобы свести концы с концами. Потому что была очень тяжёлая финансовая ситуация. Пришла на очередные пробы - утвердили.

У театра узкий круг зрителей. Естественно, хотелось, чтобы кроме меня моё творчество было ещё кому-то интересно. И чтобы любимая работа давала возможность заработать. Всего четыре года назад в моей жизни появилось кино. Я тогда даже не знала, как встать перед камерой.

- А как же съёмки в картине, которые случились 20 лет назад?

- Это была смешная история. Фильм назывался "Остров ржавого генерала". Меня пригласили на Киностудию им. Горького и пробовали на роль Бабы-яги. Сделали потрясающий грим, налепили соответствующий образу нос. Мне безумно хотелось сыграть Бабу-ягу. Вдруг звонок - вас утвердили, приходите. "Ну что, пробуем грим?" - спрашивают. "В принципе мы уже нашли его. Но можно ещё попробовать". Смотрю - мне губки красивые рисуют, глазки подводят... "Да какая же это Баба-яга?" - удивляюсь. И тут сообщают: "А вы не знали? Будете играть главную героиню". Оказывается, они не рискнули доверить Бабу-ягу начинающей актрисе. А взяли на эту роль Александра Линькова, который уже играл-переиграл Бабок-ёжек.

- Аристарх Ливанов недавно рассказал, что ему предложили сыграть роль пожилого трансвестита. Актёр был в шоке. Вас никогда не шокировали замыслы режиссёров?

- Ой, мне тут предложили сыграть главную роль в эротической антрепризе. Я в принципе не ханжа: есть спрос - значит, должно быть предложение. Но, думаю, я товар не той свежести и не того калибра. В общем, посмотрела я на себя в зеркало и отказалась от эротики.

- Эту неделю вы с утра до ночи снимаетесь в "Таксистке", следующую - в "Кто в доме хозяин?". А знаете, как называют некоторые актёры работу в ситкомах? Концлагерем для актёров.

- Я человек вольный, по гороскопу - знак воздуха и казематы не вытерпела бы ни за какие деньги. Но, когда тебя окружают замечательные люди, на режим не обращаешь внимания. "Кто в доме хозяин?" снимает потрясающая команда. Начиная от парней, которые держат звуковые пушки, и заканчивая уборщицей Людочкой. Я называю съёмки в ситкоме не концлагерем, а казино. Азартно и тоже нет ни окон, ни часов.

Мне говорят: "Оденься потеплее, лето прохладное". А я даже не замечаю, какое лето. У нас в студии безумная жара. А мы играем в тёплой одежде, потому что снимаем осень. "Таксистка" вот на улице снимается, но я тоже в процессе не слишком обращаю внимание на погодные условия.

"ЖИЗНЬ ПОЛНА НЕЛЕПЫХ СИТУАЦИЙ"

- У ВАШЕЙ героини Нади невероятная способность влипать в дурацкие ситуации. В вашей жизни случались истории а-ля "Таксистка"?

- Да вот только что звонит приятельница и рассказывает. Её 5-летний сынуля выдал с философским видом: "Мама, ну сколько можно тебе говорить! У меня уже все "пожалуйста" закончились".

Жизнь полна нелепых ситуаций. Собрались мы как-то на день рождения к нашему педагогу Марии Тер-Захаровой. Как водится у студентов, собрали деньги, которые ещё не успели пропить и проесть. Сложились и купили роскошный букет роз. Поскольку букет получился огромный, решили, что его надо везти на такси. Ответственной выбрали меня. Все поехали на метро, а меня стали усаживать в такси... И вот досада: дверь машины срезала почти все великолепные головки роз. Пришлось дарить любимому мастеру какой-то очень скромный букет.

Многие личные истории, кстати, привнесла в сценарий режиссёр картины Ольга Музалёва. У Оли поразительная способность притягивать к себе животных и детей. Как только мы приезжаем на место съёмки, там обязательно появляются кошки, плетётся выводок щенков, прилетают птицы. Тут же нарисовываются дети, которые стоят и колупают в носу. И Оля начинает судорожно всех кормить. (В этот момент к Артемьевой подбежала 3-летняя девчушка: "Извините, это вы иглаете бабу Тоню?")

- Я смотрю, вы тоже детей притягиваете. Кстати, многие актёры снимают своих детей в "Ералаше" или в эпизодах фильмов, в которых сами участвуют. Ваша дочь не говорила "хочу в кино"?

- Никогда. Она не выбрала для себя публичную профессию и очень счастлива. Дочка - взрослый человек и далека от актёрства, поэтому я избегаю каких-либо разговоров о ней.

- Вы действительно больше 15 лет прожили с дочкой в общежитии?

- Да. Но только не надо делать из этого сердобольную историю. О том, как мать-одиночка жила в общежитии в стеснённых условиях. У нас была пятикомнатная квартира, а не общага на 100 человек. Да, поначалу было сложно, мы занимали одну комнату. А потом у нас было уже две комнаты в центре Москвы. Я не со слезами вспоминаю то время, а с радостью. В нашей коммуналке проживала чудесная компашка.

- А потом вы переехали в квартиру с видом на кладбище...

- Сейчас я там уже не живу. Теперь у меня другая квартира. И она мне нравится. Была бы возможность - завела бы животных. А пока развожу только цветы. И, на удивление, они цветут у меня круглый год.

Всё, опять надо бежать... Сами допишите от меня пару рецептов.

- Зачем мне ваши рецепты?

- Пошутила я. Просто в последнее время постоянно натыкаюсь в журналах на рецепты от Артемьевой. И такие мудрёные: взять топинамбур, размельчить пекорино, смешать с шафраном... Читаю и думаю: "Надо же! И откуда я это знаю?!" На самом деле готовить я уже почти разучилась. Если с утра до вечера пропадаю на съёмках, когда мне изучать кулинарные книги?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно