Наверняка многие болельщики автоспорта, глядя на очередную трансляцию с мировых гонок, в сердцах восклицали: "Эх, когда же наши там появятся?!"
Этой весной "наши" наконец появились. Российскому пилоту, 21-летнему Даниилу Мове, удалось заключить контракт с чемпионом "Мировой Серии" 2006 года - командой Interwetten на участие в чемпионате 2007 года.
- Даниил, когда я договаривалась с вашим менеджером об интервью, он сделал мне замечание - фамилию Мове надо произносить с ударением на последний слог, как это обычно бывает с французскими фамилиями. Откуда в вас французская кровь?
- После войны 1812 года наш французский предок остался в России, потому что встретил здесь свою любовь. С тех пор прошло почти 200 лет, и сегодня я - единственный продолжатель фамилии. Мове - девичья фамилия моей мамы, по отцу я - Злобин. Но дедушка по материнской линии уговорил родителей записать меня в паспорте как Мове. Дедушка в свое время был известным адвокатом в Советском Союзе. Мама по профессии тоже адвокат.
- И как родственники отреагировали на то, что вы выбрали спортивную стезю?
- Когда я начал увлекаться машинами, на это не обращали внимания. Думали, мальчик успокоится. Тем более что автоспорт запредельно дорог. У нас в семье таких денег не было, поэтому начинал я с картинга. Мне было 16 лет, когда в Москве открылись первые прокатные автодромы. Я проводил там, без преувеличения, круглые сутки. Ночами тренироваться было дешевле. В какой-то момент автодромы, заинтересованные в собственной раскрутке и пиаре, стали устраивать громкие чемпионаты, где наряду с профессионалами могли принимать участие такие любители, как я. В итоге победил в 18 из 20 гонок, в которых принял участие. На этой волне попал в профессионалы, получил звание мастера спорта. А в прошлом году занял призовое место на одном из этапов международных соревнований "Формула 3000". И, что очень важно, мне наконец удалось заручиться долгосрочной поддержкой спонсоров. Раньше я мог найти деньги на соревнование в самый последний момент и прилетал чуть ли не к старту. Теперь у меня есть возможность сосредоточиться на работе гонщика, а не "менеджера по поиску финансов". Сейчас я учусь в Московской академии экономики и права на юридическом факультете, заканчиваю 4-й курс. Занятия автоспортом занимают почти все мое время, но я считаю, что хорошее образование человеку просто необходимо. Поэтому к учебе отношусь серьезно - окончил школу с углубленным изучением английского и китайского языков с отличием. И сейчас стараюсь не останавливаться на достигнутом.
- Начать заниматься в 16 лет - это не поздно для автоспорта?
- Здесь все индивидуально. Шумахер начал заниматься в 6 лет, Фернандо Алонсо - в 5. Партнер Шумахера - Эдди Эрвайн пришел в автоспорт в 16, а Тьяго Монтейро - в 20 лет. В конечном счете имеет значение только результат. Если он высокий - неважно, когда ты начал.
- А когда вы впервые сели за руль?
- В девять лет. Дело в том, что моя мама имела отношение к Российской автомобильной федерации и принимала участие в организации гонок. Я с детства во всем этом крутился и старался использовать любую возможность, чтобы попрактиковаться. Бывало, шел на хитрости - заливал на горочке рядом с домом лед, чтобы у соседей не сразу получалось заехать во двор. Стоял в "засаде" и в нужный момент подходил со словами: "Дядь, давай припаркую вам машину". Кто-то сразу отказывался, а кто-то смеялся: "Ну попробуй, пацан!" И я спокойно въезжал во двор.
Лет в 12-13 стал тайком брать машину мамы. Рост у меня в тот момент был метр с кепкой, поэтому приходилось подкладывать под себя две подушки, которые лежали на заднем сиденье для красоты. До педалей доставал еле-еле. Иногда меня задерживали сотрудники ГАИ. Надо было видеть их лица, когда они обнаруживали за рулем ребенка.
- Для многих зрителей гонки - это прежде всего колоссальная скорость. Ясно, что пилот должен обладать феноменальной реакцией. Какие качества еще необходимы гонщику?
- Физическая выносливость. Я каждый день провожу в спортзале не меньше трех часов. Необходимо иметь достаточно сил, чтобы выдержать перегрузки при торможении на поворотах. Дело в том, что при больших скоростях у гонщика в момент торможения тело становится в пять-шесть раз тяжелее. Самое проблемное место - голова. Если в обычных условиях она весит килограммов 6, то во время торможения - больше 40 кг. При этом пилоту важно не просто выдержать физические нагрузки. Смысл в том, чтобы не замечать этих нагрузок, они не должны отвлекать от главного - от дороги. Во время гонки необходимо постоянно анализировать не только свою езду, но и перемещение соперников. Если перестаешь думать на дороге хотя бы на несколько секунд - ты проиграл.
- Вы ничего не сказали о чувстве страха. Как такового страха нет. Я даже ловил себя на мысли, что больше боюсь за свой автомобиль, чем за себя. Ведь поломка гоночной машины всегда выливается в ремонт на крупную сумму. Пожалуй, я почувствовал страх лишь однажды, когда на скорости чуть больше 200 км в час у болида отлетело колесо. Машину занесло и выбросило с трассы. Меня крутило в воздухе, я ждал удара и не знал, чем все кончится. Но подобное состояние допустимо лишь в момент аварии. А когда едешь по трассе, ты занят другим. Очень важно на- учиться управлять своими эмоциями, потому что они сразу отрицательно сказываются на результате. В идеале надо научиться отключать абсолютно все эмоции.
- Расскажите о машине, на которой вы ездите, сколько она стоит?
- В нашей серии все автомобили одинаковой комплектации. При этом, например, шасси поставляет определенный итальянский завод, моторы - французский. Стоит машина около 150-200 тысяч евро.
- В чем для вас главная прелесть гонок?
- Я спортсмен по натуре, в свое время занимался футболом, карате, настольным теннисом, увлекался игрой в шахматы. Но в итоге остановился на автоспорте, потому что в нем есть абсолютно все. Во-первых, адреналин: какой русский не любит быстрой езды? Во-вторых, нужно уметь мыслить стратегически. Гонки похожи на жизнь. Если ты в чем-то сам себя начинаешь обманывать, это сразу влияет на результат. Необходимо быть максимально честным по отношению к себе, жестким, требовательным. Ситуация может поменяться в любую секунду. Стоит только решить: да, я быстрый, я крутой, прекратить совершенствоваться - и дорога этого не простит.
- Как у вас строится график соревнований в текущем году?
- Мне предстоит принять участие в 9 гонках, в среднем 1-2 раза в месяц. Все они будут проходить на трассах в Европе. К концу сезона надеюсь вплотную подобраться к лидерам.
Смотрите также: