В юности Игорь Старыгин мечтал служить на погранзаставе, переловить всех вражеских нарушителей границы. И четвероногий друг у него был подходящий - Карай, родной брат овчарки, снявшейся в фильме "Ко мне, Мухтар!".
Самое удивительное, что собака практически исполнила его мечту - Карай стал легендой МУРа, грозой убийц и бандитов Москвы и к пенсии носил такой "иконостас", что иным "шараповым" и не снилось. А в это время Игорь Старыгин блестяще играл в кино "адъютантов Его Превосходительства", красавчиков-аристократов, циничных ловеласов, адвокатов мафии и прочих "врагов народа".
"Чуть не стал чекистом"
- Игорь Владимирович, аристократизм ваших героев связан с вашей родословной?
- Моя бабуля говорила, что породой я пошел в ее дедушку - такой же высокий, худой, он был церковным служащим. А вот мои родители - обыкновенные технари. Папа был гражданским летчиком, мама сначала в милиции работала секретарем, на рынке молоком торговала, а потом продавала билеты в театральной кассе на Соколе. Отца я очень мало знал - когда он от нас ушел, мне и года не было. Он очень рано умер - в 44 года.
- Это правда, что в детстве вы так любили деда - маминого отца, что хотели пойти по его стопам?
- Любить его было трудно. Его, скорее, все побаивались. Он был суровым, замкнутым человеком, работал в НКВД. В 40-е годы, когда моя мама, молодая тогда женщина, отрезала свою шикарную длинную косу, чтобы сделать модную прическу, дедушка так рассердился, что отхлестал ее ремнем, причем при всем дворе... Конечно, я тоже его побаивался, но уважал. Помню, однажды я увидел, куда он прячет свой пистолет "ТТ", и, когда все уходили, тайно им поигрывал. Еще хорошо, что все обошлось... Может, тогда и пришла идея стать разведчиком. Дед приносил с работы газету "На боевом посту", где описывались разные криминальные случаи, мне было интересно. Классе в девятом я ему признался: хочу, мол, в школу милиции поступать, а потом пойду служить на границу. На что он мне ответил: "Если уж идти по этой стезе, то серьезно. Поступай-ка сперва на юрфак МГУ, чтобы была хорошая база, а потом разберемся..." Насколько я понимаю, речь шла о школе КГБ и дальнейшей работе в разведке.
- Допускаете, что, если бы не актерство, могли бы стать тайным агентом, участником головокружительных хитроумных комбинаций великого и ужасного КГБ?
- Учитывая наличие не скажу, что великого актерского таланта, но некоторых способностей перевоплощения, думаю, "шпиен" из меня вполне мог выйти.
- Если продолжить фантазии: согласились бы выполнять, скажем так, "деликатные" поручения - вербовать сотрудниц какого-нибудь вражеского ЦРУ через постель?
Наверное! Хорошее задание было бы, творческое. Для блага Родины я бы соблазнил любую. (Смеется.) Думаю, в этом плане я бы смог сделать себе карьеру в разведке.
- Мечтали стать резидентом, а оказались в театральной студии. Почему?
- В принципе за компанию. Помню, к нам в школу пришел немолодой актер и предложил всем желающим поучаствовать в пьесе про то, как молодые люди собираются ехать на целину, а родители их не пускают. Я, может, и не пошел бы никуда, но мне тогда очень девочка Катя нравилась из десятого класса. И я согласился участвовать скорее не из-за пьесы, а из-за этой Кати. Самое смешное, что чуть позже я уже из-за другой своей пассии записался в студию при Театре имени Гайдара. Вот так, можно сказать, из-за девчонок и стал актером.
- Такой влюбчивый были?
- В старших классах девчонок у меня всегда много было, хоть я никогда не прилагал к этому усилий. Играл в школьном ансамбле, вечерами попивал с друзьями "портвешок" в скверике, самовыражался через резкое словцо и вполне благополучно совмещал все это с данной Богом внешностью. Поэтому свидания в скверике назначали мне девушки сами, те, что были посмелее.
- А вы?
- Никогда. По характеру я всегда был очень стеснительным. Представляете, я не мог на улице подойти первым и познакомиться. Ведь знал наверняка, что, если предложу свидание, кино, кафе-мороженое, отказа не будет, но подойти боялся. Такой дурной характер... И слава богу, что попал в театральную студию! Может, это меня и спасло. Ведь благодаря этому я не попал на улицу, не оказался в криминальной среде, что было довольно реально - Плющиха-то райончик был еще тот. А рядом самые бандитские места в Москве - Ростовские переулки с бараками - очень многие мои знакомые там "сгорели".
- Многие актеры, ныне известные и заслуженные, поступают в театральные вузы с третьего-четвертого раза. А вот вы сразу поступили... Закономерно?
- Не хочу сказать, что это какой-то уникальный случай, но явно непонятный для меня. До этого все мои друзья из драмкружка провалились. А я вообще не напрягся ни на йоту и документы подал в ГИТИС больше шутки ради. И даже не готовился, потому что собирался поступать на юридический. Вышел к приемной комиссии и прочитал "Василия Теркина", которого выучил в пятом классе к школьному празднику. Представьте, это мой-то "суповой набор" с лицом Казановы читает героического Твардовского. Комиссия обалдела, а председатель спрашивает: "У вас есть еще что-нибудь?" "Нет!" - отвечаю безразлично. "Ну наглый ты, пацан!" - сказал председатель приемной комиссии и сразу перевел меня на третий тур. Так я и поступил играючи.
"У меня было полно конкурентов"
- Многие актеры не любят себя смотреть на экране. А вы?
- Я тоже не люблю свои фильмы смотреть. Слишком красивеньким я был для мужика, слащавым. Как мне многие говорили: есть в твоем лице что-то девичье. Даже когда был совсем маленьким и носил длинные белые кудряшки (это мне потом мама рассказывала), многие подходили к нам на улице и говорили ей: "Какая у вас красивая девочка!", на что я очень обижался и возмущенно кричал: "Я масик! У меня уже "тютюня" есть!" (Хохочет.) В старших классах, когда мы ходили на танцы в Парк имени Горького, где в те годы играли живой джаз, сейчас стыдно признаться, но я вынужден был себе гримировать синяки под глазами, чтобы хотя бы чуточку себя "состарить" и выглядеть помужественнее. Наверное, со стороны это было очень смешно. Но другого выхода я не видел.
- Не буду оригинальным, если предположу, что все узнали об актере Игоре Старыгине после роли Кости Батищева в культовом фильме "Доживем до понедельника". Где вас отыскал Станислав Ростоцкий?
- Удивительная история! Мы с ребятами, как вечно голодные студенты, все время искали, где бы подзаработать, и мотались по всем студиям, как тогда было модно, - "продавались на лето". И вот на Киностудии имени Горького открываем одну дверь, вторую, третью... "Вам артисты не нужны?" И видим двух удивительно красивых мужчин - Станислава Ростоцкого и Вячеслава Тихонова, они тасовали стопку фотографий подростков. Взглянув на наши наглые рожи, Ростоцкий огорченно произнес: "Нам нужны ребята помоложе". Но на этом история не закончилась. Однажды сидим в садике, что рядом с ГИТИСом, курим, вдруг ко мне подходит второй режиссер по актерам Зоя Курдюмова, дает сценарий и приглашает на фотопробы. Если не ошибаюсь, рабочее название фильма было "Журавль в небе". Я даже его не читал - мы вскоре уехали бригадой в Сибирь с концертами на заработки. А осенью звонок: "Игорь, завтра в девять утра съемки. За вами придет машина". Приезжаю, а там Ростоцкий, огромное количество ребят и название картины поменялось на "Доживем до понедельника".
- Вас сразу утвердили?
- Нет, конечно. У меня было полно конкурентов. Но Ростоцкий почему-то выбрал меня. Первый съемочный день начался... с "пощечины" Оли Остроумовой. Помню, первое время Станислав Иосифович ходил вокруг меня недовольный: "Какой-то он серый! Костя Батищев должен быть пижонистый мальчишка - у него родители в загранку катаются... Надо что-то на него надеть". Он тогда только из Америки приехал - в ковбойской шляпе, весь в "джинсе"... Снимает с себя полосатую джинсовую куртку: "Примерь". Вот так весь фильм я снимался в модной куртке Ростоцкого.
- В одном из интервью вы признались, что популярность всегда вас тяготила. Почему?
- Я жил в доме на Ордынке, на первом этаже. И все, как на экскурсию, ходили на меня смотреть. Летом ходишь по квартире полураздетый, а 13-15-летние девчонки в окна таращатся. И окна толком не занавесишь - жарища же. Я же не ездил, как многие сейчас, на лимузинах, а ходил пешком, добирался общественным транспортом. Поэтому и за руки на улице хватали, выпить предлагали. Это не могло не раздражать. Хотя в моей жизни был случай, когда одна из моих поклонниц меня буквально спасла.
- Расскажите.
- Несколько лет назад у меня был крайне тяжелый период - обострились проблемы с сосудами, за полтора года я перенес пять сложнейших операций. И в каком-то интервью вскользь об этом сказал. Вдруг звонок из Турции. Оказывается, наша молодая соотечественница, имеющая в Турции бизнес, прочитала это интервью, каким-то чудом разыскала мой телефон и (извиняясь за беспокойство!!!) предложила мне помощь. Я был очень тронут. Она присылала мне лекарства, которые в Москве днем с огнем не сыщешь, словом, очень мне помогла. Потом она приехала в Россию, мы познакомились. Я ее спросил: "Почему вы это делаете?" И она достала из сумочки фотографию своего погибшего мужа.
- Вылитый Старыгин?
- Ну просто один к одному! Невероятно!
1001 рекорд "Трех мушкетеров"
- Если составлять книгу кинорекордов, то лента "Три мушкетера" наверняка стала бы недосягаемой в номинации "самые прикольные и веселые съемки".
- Уверен, аналогов нет. Это была и классная работа, и потрясающий отдых. Как мы снимали, я, честно говоря, и не помню. Потому что, действительно, из жизни все переходило в кадр, из кадра - в жизнь, мы только костюмы меняли...
- Это правда, что вы ездили на лошадях в гастроном, голышом удирали от местных бандитов, нагрянувших ночью в бассейн за своими женами?
- Ну, голышом не голышом, история умалчивает. (Смеется.) А то, что все самые красивые девчонки побывали у нас в гостях, чистейшая правда - я до сих пор удивляюсь, как всех нас не поубивали... И в ресторане нас могли в кредит накормить, напоить, и в магазине дать ящик водки бесплатно. Денег же у нас постоянно не было - мы забирали зарплату за несколько месяцев вперед, все уходило в "общий котел", и этого хватало от силы на несколько дней. Самое смешное, что, когда Хил (режиссер фильма Юнгвальд-Хилькевич) сравнивал наших "подружек" и тех "фрейлин", которых набирали в массовку для Фрейндлих, он недоумевал. И даже орал на ассистентов по актерам: "Посмотрите, каких кикимор вы мне приводите и какие королевы с этими пьяницами мушкетерами!" Все это было. Мы действительно спали в номере у Володи Балона, потому что расходиться по своим номерам просто не было сил. И утром полуголые выходили на балкон... Помню, напротив гостиницы было какое-то чисто женское училище, то ли медицинское, то ли педагогическое. И вот поутру мимо нашего балкона молоденькие студенточки в коротких юбочках стайкой тянулись на урок. А этажом ниже проживал популярный тогда певец Вуячич. Он тоже выходил на балкон, но, несмотря на жару, всегда был одет в модную кожаную куртку и кепку. Вуячич шествовал усталой походкой донжуана и вальяжно призывал рукой девочек - мол, заходите в гости. А Валька Смирнитский, глядя на все это свысока, густым и громким басом декламировал: "А сейчас артист Вуячич вам частушку отх...ячит". Девушки заливались смехом, а Вуячич, не меняя выражения лица, уходил с балкона... Еще одно сладкое воспоминание: когда уезжали из Львова, за нами ехали два автобуса, набитые девушками. Мы стояли у трапа самолета, а эти дамы рыдали.
- А почему остальные "мушкетеры" прозвали вас "гюрза"?
- "Гюрза"? (Смеется.) Эта история не для печати.
- Владимир Яковлевич Балон, он же по фильму "Три мушкетера и Д'Артаньян" гвардеец кардинала де Жюссак и постановщик всех фехтовальных трюков, рассказывал мне, что у вас был негласный договор - все женщины общие. А вы им пренебрегли и одну "общую" девушку тайно увели в свой номер.
- Каюсь, но это было всего один раз и совершенно случайно. Но тем не менее меня "разоблачили", устроили суровое "профсоюзное" мушкетерское собрание, заклеймили позором. Вот тогда меня и обозвали "змеем - ядовитой гюрзой", втершейся в священные ряды. Все вроде бы полушуткой, но... пришлось на коленях просить прощения. Простили. Кстати, вот эти стихи мне ребята недавно на юбилей подарили:
Какие честные глаза,
Насколько я знаю, это Мишка Боярский написал - он у нас поэт.
- Этой картине принадлежит еще один "вечный" рекорд - не имеющей аналогов многолетней актерской дружбы.
- И это правда! Невероятно - мы вместе уже 35 лет! Ведь что такое обычный актерский коллектив - профессиональная ревность, служебные романы, совершенное неприятие друг друга. Одним словом, весьма недолговечные отношения.
- У вас есть собственное объяснение этого феномена?
- Никто вам не сможет этого объяснить. Так уж сложилось, так карта легла.
- Когда сейчас все мушкетеры собираются, это по-прежнему взрывоопасная смесь? Ведь раньше бывали случаи, заканчивающиеся, например, "взятием Рейхстага" в Берлине...
- Раньше смесь была повзрывоопаснее. А сейчас, извините, не тот возраст, здоровье не то. Если кто-то говорит: "Ребята, я сегодня пас" - ну и ради бога. Сиди, пей морс. Главное, что мы вместе, - нам от этого хорошо. Мы никому не мешаем, не хулиганим по-черному, в театре и на съемках никого не подводим. Можем расслабляться несколько дней, если у всех есть свободное время. Либо на даче у Боярского, либо у Вени Cмехова дома в Москве.
- Михаил Боярский рассказывал случай. Когда он узнал, что вы без него в Москве гуляете, сказал супруге Ларисе, что пошел в киоск за сигаретами, а сам...
- Нашел в аэропорту какой-то попутный чуть ли не почтовый самолет, уговорил летчиков и через полтора часа сидел с нами в ресторане. Ха-ха-ха!!! Кстати, бывали истории и покруче, но я о них помолчу.
- Вашим женам, наверное, памятники надо ставить?
- Да, особенно Мишиной супруге Ларисе Луппиан и Джелле - жене Володи Балона. А у всех остальных жены сменились.
- Интересно, а из своих пяти жен вы кому-нибудь памятник поставили бы - за терпение, за ваш, как вы сами говорите, скверный характер?
- Мике Ардовой поставил бы - второй жене, которая родила мне дочку Настю. Она терпела все мои увлечения, двенадцать лет сохраняла семью, во многом меня понимала и поддерживала в трудные времена. Она самая мудрая, самая терпеливая. А характер у меня действительно дерьмовый - я чересчур упрямый, упертый. Даже если не прав, первый не извинюсь никогда.
- Даже перед близкими людьми?
- К сожалению, да. Я боюсь проявить чувства, стесняюсь сказать жене: "Я тебя люблю", поцеловать лишний раз, не потому, что не хочу, а вот какой-то стопор внутри. А многие думают, что это моя холодность, равнодушие. Не умею, не могу, хоть режь на куски... Зато - удивительное дело - на сцене и на съемочной площадке абсолютно другой человек. Никогда не ругаюсь с режиссером и не спорю. Бывает, но в исключительных случаях. Я никогда не выстраиваю мизансцену под себя, как это делают многие. Может, поэтому меня и любят режиссеры, особенно молодые...
Хочу играть идиотов!
- Несколько лет назад ходили разговоры, что Старыгин в депрессии, не снимается, пьет, ни с кем не общается...
- Ну загулял-погулял немного. По большому счету, ничего страшного. У 90 процентов актеров бывают такие ситуации, когда нет работы. Потом все приходит в норму.
- А самые настоящие сплетни приходилось о себе слышать?
- Например, что я коварный искуситель и совратитель малолеток. - чуть ли не 13-летних девчонок. Ну полный бред! Моя вторая жена была на шесть лет старше меня. Да и вообще всегда по юности так бывает: сначала нравятся постарше, а потом наоборот - молоденькие. Это нормально.
- Кстати, у вас есть свой "идеальный вариант"?
- Я люблю обаятельных, с хорошей фигурой, но не шикарных. И обязательно с интеллектом, иначе умру от скуки...
А самая страшная сплетня про меня была такой. Я снимаюсь в "Мушкетерах", на пике популярности приезжаю домой, и вдруг мне жена говорит: тебя вызывают в вендиспансер, угрожают, если не явишься, приведут с милицией. Представляете мой шок? Мгновенно откручиваю "пленку" назад - "где, когда, с какой именно?" С ужасом представляю себя посетителем диспансера, где все медсестры, нянечки, больные тут же меня узнают, пойдут грязные разговоры, все от меня будут шарахаться как от прокаженного... Короче говоря, с превеликим трудом мне удалось инкогнито встретиться с врачом, который мне поведал, что... (хохочет) на имя главврача КВД пришло письмо от больного сифилисом юноши, который утверждал, что заразил его... актер Игорь Старыгин. Когда я это услышал, поверьте, я давно так не хохотал, потому что, сами понимаете, такой груз с души упал. Старыгин - гомосексуалист и насильник - это мог придумать только больной человек! Помню, я на эмоциях отписал такой ответ этому юноше - словом, вспомнил весь свой матерный лексикон. А в диспансере прошел все проверки. Чтобы доказать, что чего не могло быть, того не могло быть.
- "Внебрачные дети Арамиса" часто нарушают ваш покой?
- Не так давно я случайно узнал, что у меня есть сын - ровесник моей дочки. Его мама навестила меня в больнице перед операцией, когда не было известно, чем вообще моя болезнь закончится, и во всем призналась. Наверное, думала, что я уже одной ногой в могиле. Я спросил: "Что же ты раньше молчала?" "А не хотела, чтобы ты вообще узнал об этом!" Я его видел один раз - очень похож... К сожалению, связь также быстро оборвалась, как и появилась, и я даже не знаю, где они сейчас.
- Еще я слышал, что, мол, Игорь Старыгин совершенно беспомощный в бытовом плане - по дому ничего не делает и даже гвоздь забить не умеет...
- Это не легенды. Я действительно с техникой абсолютно не дружу, в отличие от нынешней моей жены Кати, которая может все. Отремонтирует магнитофон, телевизор, с электрикой разберется в пять секунд, краны починит. А вот я технарь никакой. Гвоздь, конечно, могу прибить, но я - лентяй.
- Надеюсь, это ваша не главная черта?
- Многие думают, что я по своему амплуа - герой. А на самом деле я актер характерный, причем комедийный. Поэтому когда меня спрашивают про мою главную человеческую черту, я всегда, не задумываясь, отвечаю: чувство юмора. Если бы не оно, не было бы актера Игоря Старыгина. Скажу больше: я любую самую наиглавнейшую роль с удовольствием променяю на маленькую, но дурацкую и смешную. Мне надоело быть героем. Хочу идиотов играть!
- Насколько для вас важны материальные ценности - машины, виллы, гонорары?
- Куда важнее духовное состояние. К благосостоянию я равнодушен с детства и совсем небогат, хотя не могу пожаловаться на невостребованность - сейчас у меня есть спектакли, антрепризы, кино, телевидение, концерты. Мне достаточно сберкнижки с определенным количеством денег - ведь все под Богом ходим... Я не гурман, по ресторанам не хожу, машины не меняю. А для душевного комфорта мне достаточно спокойствия, элементарного мещанского быта - деревянной дачи с землей, сибирской кошки - красавицы по кличке Клюндя и огромного количества книг - мемуаров интересных людей, о море, животных, заковыристых приключениях.
- Игорь Владимирович, только честно: если бы не роль Арамиса, какой след оставил бы Игорь Старыгин в истории кинематографа?
- Ой, не знаю... Я ворчу, что надоели за 35 лет одни и те же вопросы, а куда я без него? Кстати, для поклонников этой ленты приятная новость - начались съемки последней части картины. Она будет называться "Возвращение мушкетеров", автор сценария - Юнгвальд-Хилькевич, в главных ролях - известные вам лица. И как говорится, тьфу-тьфу-тьфу!
- Вы были только официально женаты пять раз. Это много или мало?
- Наверное, много. Но могло быть и больше - недостатка в любовных романах у меня никогда не было. Кто-то из великих сказал: "Одиночество - вещь хорошая, когда можно кому-то сказать, что одиночество - вещь хорошая". У меня были периоды, когда я жил один по несколько лет и никого не пускал надолго ни в квартиру, ни тем более в сердце. Но с возрастом одному тяжелее. И наступает момент, когда очень хочется, чтобы рядом круглые сутки был любимый человек. Не заботливая домохозяйка, а именно любимая и любящая женщина.
- Накануне Нового 2007 года в очередной раз удивили вы своих почитателей, оформив брак с моей коллегой журналисткой Екатериной Табашниковой. Неужели этот момент в жизни Игоря Старыгина наконец наступил?
- Наступил. Катя не просто любимая женщина. Есть такой редчайший тип женщин - "женщина-мать" Вот она - такая...
Ты жизнь готов отдать за друга,
Но баб уводишь, как гюрза,
Один без всех. Хитер, змеюга...
Смотрите также: