Валерий Гаркалин, актер:
- Мне кажется, что психоанализ - хорошее дело. Но лично я им никогда не пользовался. Как правило, я все проговариваю, не держу в себе. Доверяю свои проблемы своим близким и друзьям. Главный психоаналитик у меня - жена Катя. Вообще у нас психоаналитики пока не распространены, а на Западе - это нормальное явление. А хорошо бы, чтобы у нас это тоже было, особенно в трудные времена. И потом, хотя я и сам вроде бы в них не нуждаюсь, может, и не так плохо не всегда вываливать все на своих близких.
Николай Еременко, актер:
- Я артист. А артист - сам психоаналитик. И потом, я всегда говорю, что артист должен быть расшатанным, но при этом здоровым. Клинику я не люблю. Мне лично психоаналитик не нужен. На исповедь можно и в церковь сходить. Или свои проблемы решить со стаканом. Правда, меня это уже не радует, и не расслабляет, и не успокаивает. А радует и отвлекает приятный собеседник, и уж тем более приятная собеседница.
Инна Ульянова, актриса:
- Первый и последний раз я ходила к психоаналитику, тогда еще психотерапевту, лет 25 назад во время то ли очередного развода, то ли очередной женитьбы. У меня сдали нервы и начался "депрессьон". И психотерапевт проводил со мной тест. Помню, он разложил триста карточек с вопросами, и нужно было ответить "да" или "нет". Потом нарисовал график, сказал, что я талантлива и что мне нельзя и близко подходить к бизнесу. Я посмотрела: у меня вверх, вниз - сплошные пики. Этот врач показал мне график одного известного композитора, а там все плавно, лишь небольшие подъемы. Я подумала: "Боже, какой скучный человек". В общем, с тех пор я к психотерапевтам не обращалась. Не верю. Думаю, что у нас это не приживется.
Марина Зудина, актриса:
- У меня достаточно развиты интуитивные способности. Это данность. У меня никогда не было потребности (и думаю, не возникнет) пойти к психоаналитику, потому что я могу анализировать свое самочувствие сама. У меня есть внутренний голос. Но вообще русскому человеку свойственно выговориться для того, чтобы облегчить душу. Поэтому в отличие от Запада мы каждый день друг для друга работаем психотерапевтами. А на Западе за это же платят большие деньги.
Олег Газманов, певец:
- Есть люди одинокие, потерявшие близких, друзей. Наверное, им нужен такой врач. Вообще я считаю, что человек всегда проходит разные периоды, у всех бывают черные и белые полосы. Жизнь сама все поставит на свое место. Если бы не было проблем, трудностей, то, наверное, мы не так чувствовали бы радости. Я думаю, что организм сам должен справляться со своими проблемами. Например, когда я перевозбуждаюсь, у меня много концертов (а у меня их почти всегда много) или я пишу музыку или стихи, могу совсем мало спать, долго не засыпаю, но никогда не принимаю снотворных. Так и неприятности нужно уметь переживать, без лекарств страдать. Ну а расслабляться лучше не у психотерапевта, а с друзьями где-нибудь на природе, под шашлычок с красным вином или посмотреть наши хорошие комедии, например Гайдая.