Эта персона, которая, пожалуй, навсегда войдет в историю российской поп-музыки. Это самый мощный музыкальный прорыв на исходе ХХ в. О Земфире Рамазановой за короткий срок узнали все. И не осталось равнодушных не только к ее песням, но и к ней самой - личности с виду, мягко говоря, неординарной...
Прилежная девочка
- Тебя часто называют истеричной певицей, с которой лучше не иметь никаких дел.
- Что касается моей истеричности, то она если и имеет место, то направлена против халтурщиков и непрофессионалов, коими изобилует наша доморощенная эстрада. А с теми, кто, как ты выразился, не желает со мной иметь дело, я поступаю их же методом - не общаюсь. Потому что желающих пообщаться со мной предостаточно.
- Твое восточное имя и происхождение никоим образом не вяжутся с твоим поведением и мировоззрением. Скажи, пожалуйста, ты воспитывалась в мусульманских традициях?
- Мои родители воспитывались в эпоху коммунизма, когда ни о каком исламе не могло быть и речи. Когда же пошло повальное увлечение религией, слава богу, мои предки не стали метаться. К тому же моя юность была ознаменована увлечением спортом и музыкой, и обременять себя еще одним видом деятельности мне бы не хотелось.
- Так ты и в спорте достигла каких-то результатов?
- О, еще каких! Я доросла до капитана женской команды Башкирии по баскетболу. Причем моя команда достигла неплохих результатов.
- А теперь ты вовсе забросила спорт?
- Я иногда катаюсь на горных лыжах. Недалеко от Уфы есть хороший горнолыжный курорт, куда я отправляюсь, как только свободна от гастролей. Я по жизни спортсмен, типа кандидата в мастера спорта, и еще играю в шахматы. Спорт очень помогает. Иногда, когда "паришься" с бытовыми или профессиональными проблемами, хочется, чтобы отлетели все мозги, тупо взять мячик и колотить им о стену. А потом, обессилев, уснуть.
- В детстве ты больше дружила с мальчиками или девочками? Судя по твоему разбитному характеру, ты, по меньшей мере, возглавляла дворовую шайку.
- Я не принадлежала к категории трудных детей и росла очень прилежной девочкой на радость родителям. Дворовые шайки я обходила стороной, опасаясь их тлетворного влияния. Соседские родители ставили меня в пример своим отпрыскам. Дружить со мной они считали за честь.
- Тебя практически невозможно увидеть в платье. Чем вызвано такое пренебрежение к этим чисто женским штучкам?
- Ну почему же? Я иногда облачаюсь в эти "мешки". Платья мне нравятся менее, чем брюки. У меня было любимое платье - веселое, синее в цветочек. Но оно исстиралось, и на гастроли потом я ездила в дырявых штанишках.
- Говорят, ты безумно одаренный музыкант, влюбленный в музыку аж с четырех лет. Почему же такой самородок долгое время прозябал в провинции, не пытаясь заявить о себе в столице?
- Прекрати, я не прозябала. Все случилось так, как должно было случиться. Я 8 лет проучилась в музыкальной школе в родной Уфе, затем красный диплом училища искусств, далее 4 года работы в ресторане и сейчас Москва.
- Ты пела в ресторане? Для тебя с твоими амбициями не было унизительно петь для пьюще-жующей публики?
- Да, а что ты так удивляешься? Для меня это была нехилая тренировка. Мы не играли "Мурку", у нас была своя программа. Я пела качественный блюз.
И не чужда сантиментов
- Всегда спущенные на глаза волосы - это продуманный ход или...
- Это просто прическа. Раньше вообще челка достигала подбородка, сейчас-то хоть по-божески. Многие называют мою прическу "немытыми волосами", хотя они, уверяю тебя, почище, чем у этих многих. Ну нравится мне так! Я же не хаю внешний вид наших эстрадных телок.
- Твое поведение на сцене несколько нетипично для нашей полусонной попсы. Это порыв души или стремление выделиться хоть как-то?
- Меня выделяет уже то, что я в отличие от многих пою исключительно живьем. Это, согласись, сегодня под силу не каждому эстрадному артисту - кишка тонка. Я не люблю и не умею халтурить.
- Тебе приходилось, "проникнув" в собственную песню, пустить слезу?
- Нет, я не плачу на сцене. Находясь на ней, я чувствую ответственность за 10 тысяч человек, стоящих передо мной, и если я заплачу, то могу спровоцировать публику на необдуманные поступки. Но при всем при этом я не лишена сантиментов.
- Что может растрогать тебя до глубины души?
- Драматическая лента или прорывающийся сквозь бетонный асфальт зеленый росток. Это очень трогательная картина, поверь. Но более всего становится тоскливо при виде бабульки на улице, продающей шерстяные носки в тридцатиградусный мороз.
Два классных чувака
- Ты куришь?
- Да, и давно. Лет в 13 пристрастилась. Спортсмены вообще рано начинают курить. Но у меня нет табачной зависимости, могу бросить хоть сейчас.
- А наркотики?
- Ты что, обалдел, какие наркотики? Я лучше на лыжах покатаюсь.
- Ты - единственный ребенок в семье?
- Нет, нас двое. Старший брат уже женат, у него двое детей-близнецов - Артур и Артем. Это классные чуваки. Я звоню им практически каждый день, а когда бываю в родной Уфе, провожу с ними сутки напролет. Они очень похожи на меня и были моими первыми фанатами. Страна еще не знала о пришествии Земфиры, а эти маленькие уже пели мои песни. Это мои самые любимые существа на земле.
- Ты сразу обустроилась в Москве?
- Я снимаю однокомнатную квартиру и должна сказать, мне в ней комфортно и совершенно не тесно. В квартире долгое время были лишь диван и компьютер. Помню, мне достались от хозяйки дырявые кастрюли. Это я поняла, когда впервые решила сварить пельмени: залила в кастрюлю воду, а она - из нее.
- Ты умеешь готовить?
- С голоду, конечно, я не помру, но если рядом есть люди, которые делают это лучше меня, так зачем же лишать их этой радости - пусть готовят. Каждому - свое. Птицам - летать, рыбам - плавать...
- Твой вокал часто сравнивают с вокалом Жанны Агузаровой. Как ты считаешь, насколько удачна эта параллель?
- Я очень уважаю и люблю Жанну Хасановну и считаю ее лучшим голосом России. Я в детстве даже пела ее "Желтые ботинки" под баян на школьных вечерах. Мне приятно, что меня сравнивают с ней, но я не согласна с этим.
"На пьяной козе не подъедешь"
- Ты как-то не особо приветлива с коллегами по цеху. Почему?
- Ерунда это! Я действительно редко появляюсь в тусовке, просто очень мало времени остается на развлечения. Я тут сдуру отправилась в тур, а когда спохватилась, было поздно. В итоге заболела, попала в больницу. А мое отсутствие в тусовке многие объясняли тем, что у меня "поехала крыша". Что касается коллег, то с ними я более чем приветлива, уверяю тебя.
- А что с тобой было на самом деле? Нервное истощение?
- Нет, ухо. Это у меня еще с детства. Лет в 7 у меня был жуткий гепатит. В Башкирии была эпидемия этой заразы. В результате у меня началось осложнение. Вот уже лет пять я живу без перепонки, мне ее вставляют, а она, гадина, рвется. Я некоторое время провалялась в больнице с воспалением левого уха, мне его прооперировали, долбили череп. В общем, со слухом у меня небольшие проблемы. И никакие деньги здесь не помогут. Теперь за ухом шрам, могу показать. Я даже на своих концертах прошу организаторов устанавливать с левой стороны более мощные колонки.
- Что означает твое имя?
- На одном из концертов я получила записку, где было написано, что Земфира - это болгарское имя и в переводе означает "сапфир". Я не знаю историю своего имени. Красиво звучит, и ладно.
- Земфира, с приходом к тебе популярности желающих заполучить твое общество растет?
- Еще как! Но цели-то у них корыстные. Где ж вы раньше были, милые? Я очень мнительный человек, и, как говорится, ко мне на пьяной козе не подъедешь.
- Твои родные не пользуются твоей славой?
- Моих племянников уже просто "достали" в школе все. Моя слава, по-моему, становится им в тягость. Им предлагают деньги, чтобы те принесли мою фотографию, медиатр или струну. Они не могут понять, почему им предлагают за фото их тети деньги, когда они готовы отдать их за так.