Почему-то считается, что получить интересную, перспективную и высокооплачиваемую работу без солидных связей практически невозможно. На самом деле это не так. Конечно, находясь в родственных отношениях с высокопоставленными людьми, скорей всего не придется обивать пороги агентств по трудоустройству и доказывать свою профпригодность. Но если твои родственники и близкие друзья просто хорошие люди - это еще не повод ставить крест на своей карьере.
ИТАК: "Может ли человек с улицы устроиться на перспективную, высокооплачиваемую работу?" С этим вопросом я обратилась в агентства по трудоустройству и к менеджерам по персоналу нескольких крупных компаний. Везде был один ответ: "Может, но это непросто". Объединив их рекомендации, можно выделить 8 наиболее важных советов.
1. Будь хладнокровна
Поиск работы - это достаточно длительная и малоприятная процедура. С оптимизмом смотри в будущее. Это, конечно, нелегко, особенно когда неудачи следуют одна за другой. Если заметишь, что находишься на грани нервного срыва, - остановись, сделай паузу. А потом с новыми силами принимайся штурмовать потенциальных работодателей.
Хладнокровие и выдержка - основные качества делового человека. Даже если вся твоя жизнь - одна сплошная проблема, об этом никто не должен догадываться. Помни: ты должна производить впечатление сильного, независимого и уверенного в себе профессионала.
2. Поставь цель
Конкретно сформулируй основные требования к желаемой работе (хотя бы уровень зарплаты и перспективы карьерного роста). И не соглашайся на меньшее. Честно определи, чего тебе не хватает для покорения этой вершины. Очень полезно составить на бумаге четкий поэтапный план и строго его придерживаться.
3. Реально оценивай свои знания
Не завышай, но и не занижай свои профессиональные навыки. В первом случае - обман все равно откроется и ты попадешь в пренеприятную ситуацию. Ведь ты скорей всего хочешь не только получить должность, но и в дальнейшем продвигаться по служебной лестнице. А во втором случае, демонстрируя скромность и воспитанность, ты вряд ли добьешься своей цели, работодатель - не экстрасенс и не может догадаться о том, чего ему не говорят.
4. Грамотно составь резюме
Правильно составленное резюме - это уже 40% успеха. Оно должно быть написано так, чтобы работодатель заинтересовался твоей кандидатурой и пригласил на собеседование.
Стандартное резюме печатается на компьютере. В нем обязательно указываются Ф.И.О., дата рождения, образование, знание иностранного языка и владение компьютером (можно перечислить редакторы), и не забудь про оконченные курсы и водительские права. Необходимо также написать прежние места работы и должности. И в завершение следуют: домашний адрес, телефон и e-mail (если есть). Тебя должно быть легко найти, работодатель не будет перезванивать по нескольку раз.
5. Совершенствуй знания
В это трудное время поиска работы не забывай совершенствовать свои знания и профессиональные навыки. Время не стоит на месте. И те компьютерные программы, которые еще вчера были новейшими, сегодня уже - прошедший день.
Читай специализированные издания, будь в курсе последних разработок в своей области и старайся общаться с профессионалами. При необходимости можно записаться на соответствующие курсы повышения квалификации. Помни - учиться никогда не поздно. Это, кстати, касается и тех, кто уже устроился на работу. Если ты довольна своим положением и готова остановиться на достигнутом, то рискуешь быстро потерять квалификацию.
6. Не сдавайся
Не бойся отказов, это тоже результат, правда, отрицательный. Найти хорошую работу с первой попытки практически нереально. Воспринимай каждый отказ как урок на будущее. Попытайся понять конкретные причины и в дальнейшем их ликвидировать. Не стоит списывать свои неудачи только на отсутствие везения и чересчур придирчивого работодателя.
И помни: за свое место под солнцем нужно бороться. Поэтому, услышав отрицательный ответ, не опускай сразу руки, а попытайся убедить работодателя, что ты готова учиться.
7. Умей произвести первое впечатление
Правильно говорят: "По одежке встречают, по уму провожают". Но если потенциальному работодателю не понравится твой внешний вид, он может отказать тебе в собеседовании или будет с самого начала настроен скептически, а переубедить человека достаточно трудно.
Желательно заранее узнать, какие требования к внешнему виду в данной фирме. Но если это невозможно, отдай предпочтение строгому костюму. Стандартный деловой костюм состоит из пиджака и юбки до середины колена или брюк (в некоторых западных фирмах появление женщины в брюках не приветствуется). Плюс туфли на среднем устойчивом каблуке и блузка (желательно светлых тонов). Костюм должен быть сшит в классическом стиле, без наворотов. И еще независимо от погоды обязательно наличие тонких колготок. Естественно, макияж и прическа должны соответствовать образу серьезной деловой женщины.
И не забывай о мелочах: ручка, часы, еженедельник - именно на эти, казалось бы, незаметные вещи обращает внимание деловой человек.
8. Научись вести деловую беседу
Любой разговор начинается с приветствия. Если тебе протянули руку, ее необходимо пожать. Рукопожатие должно быть уверенным и в меру крепким, а смотреть при этом лучше в глаза собеседнику. Ни в коем случае не подавай руку первой.
Для того чтобы чувствовать себя более свободно, желательно заранее прорепетировать ответы на наиболее распространенные вопросы. И не стесняйся переспрашивать, если не расслышала вопрос.
Рассказывая о прежней работе, уделяй внимание только своим непосредственным обязанностям, которые говорят о твоем профессионализме. Ни в коем случае нельзя негативно отзываться о бывшем руководителе и коллегах, даже если это правда.
И самое главное: столь волнующий вопрос о зарплате задавай только после того, как тебе сделали конкретное предложение.
Кстати, в последнее время все крупные компании предпочитают брать на работу людей с улицы. Ведь их при необходимости всегда проще уволить, чем чью-то протеже.