Примерное время чтения: 5 минут
63

Контора пишет

С развитием телефона писем в нашей жизни стало гораздо меньше, однако эпистолярный жанр вовсе не умер и вряд ли когда-нибудь умрет. А раз уж есть письма, то есть и нормы этикета, касающиеся корреспонденции.

Деловая переписка

То, что бюрократии у нас полно, очевидно всем. Когда вы идете в любую организацию, например в ЖЭК, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, обязательно нужно заручиться какой-нибудь бумаженцией. Так что даже если вы нигде не работаете, время от времени приходится писать различные заявления и прочие бумаги. Ну а работающему человеку еще и приходится марать бумагу разными объяснительными и служебными записками. И все эти бумажки нужно правильно оформлять, иначе окружающие решат, что вы безграмотны, и попытаются этим воспользоваться в своих корыстных целях.

Для оформления служебных документов есть довольно четкие правила:

Все бумаги пишутся на обычном белом листе стандартного формата или на бланке. Никаких тетрадных листочков или цветной бумаги не допускается.

Желательно, чтобы ваш почерк был читаемым, если каллиграфия - не ваша сильная сторона, оформляйте в печатном виде.

Обязательно нужно указать, кому ваша писанина адресована, а также свое имя и дату написания бумаги.

Кроме того, есть еще и свои правила оформления для каждого вида документов. Вот наиболее распространенные из них:

Докладная (служебная) записка

Оформляется точно так же, как заявление, только желательно в напечатанном виде. Пишется обычно для того, чтобы накляузничать на товарища и выгородить себя еще до того, как случились всякие ужасы. Например, вы пишете служебную записку о том, что вряд ли сможете состряпать отчет вовремя, так как злобные коллеги до сих пор не предоставили вам данные для его составления.

Объяснительная записка

Оформляется рукописным способом, почти так же, как заявление, только перед заголовком нужно еще указать подразделение, в котором вы работаете, а перед подписью - свою должность.

В самом тексте вы должны попытаться оправдаться за опоздание, прогул или невыполнение поручения начальства. Обычно, если у вас уже есть документ, подтверждающий, что опоздали или прогуляли вы не по своей воле, а, скажем, потому что были у врача, объяснительные не пишутся. Можно просто представить этот документ. Если же никакой справки нет - придется выкручиваться. Писать святую правду уместно не всегда. Предположим, если вы напишете, что опоздали потому, что никак не могли понять, где перед, а где зад у вашей новой юбки, вас не простят. Так что придется соврать.

Наиболее употребимые отговорки:

Сдавал анализы, думал, что успею к началу рабочего дня, но задержался. Начальство - тоже человек и иногда ходит в поликлинику и знает, что анализы у нас можно сдать только с утра.

Застрял в пробке. Проблема пробок тоже всем известна, правда, злоупотреблять этой отговоркой не стоит, иначе начальник порекомендует вам выходить из дома пораньше, чтобы успеть потолкаться в пробке, или ездить на метро. Вообще сваливать задержку на транспорт можно только в том случае, если вы опоздали совсем немножко. Врать, что метро не работало два часа, не следует - вам никто не поверит.

Застрял в лифте. Тоже лучше часто не употреблять, а то будет выглядеть слишком подозрительно.

Неожиданно стало плохо кому-нибудь из родственников. Пришлось ждать врача.

Личные письма

Здесь столь строгих правил нет, но некоторые несложные рекомендации все-таки стоит выполнять.

Личные письма желательно писать от руки. Печатные буквы, конечно, лучше читаются, но они создают впечатление "обезличенности" письма. Но обязательно постарайтесь сделать свой почерк читаемым и по возможности избежать помарок.

Желательно, чтобы бумага была все-таки белой, на ней буквы читаются легче всего. Листок, естественно, должен быть чистым, целым и немятым. И все-таки лучше писать только с одной стороны листа.

Считается невежливым начинать каждую строку своего письма с "я", хотя сильно стараться, чтобы не начать так ни одной строчки, не стоит.

Открытки следует использовать только для кратких сообщений. Если собираетесь поздравить родственников с праздником открыткой, не следует рассказывать обо всех своих делах на этом клочке картона. Лучше напишите потом еще одно письмо.

Заявление

Личные заявления обычно пишутся от руки на обычном белом листе или на специальном бланке, если такой имеется. В правом верхнем углу указывается, кому адресовано ваше заявление, например начальнику отдела В. В. Пупкину. Причем инициалы пишутся перед фамилией. Ниже пишется заголовок (слово "заявление"). Этот заголовок можно расположить как посередине, так и слева. Еще ниже следует собственно текст вашего заявления. При этом обращения типа "Уважаемый Пупкин!" уже не требуется.

Внизу листа ставятся ваши подпись и фамилия. Дату можно ставить как внизу, так и после слова "заявление", если вы пишете его слева.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно