Бизнес-леди быть нелегко. Особенно если ее тип личности больше творческий, чем деловой. Сфера бизнеса предполагает сдержанность во многом, и, если не знать "кодекса" поведения, можно легко потерпеть фиаско. Например, неотъемлемый элемент любого дела - переговоры - требуют соблюдения определенных правил, основ делового этикета. Он содержит и универсальные положения, обязательные для всех, и специфические, которые необходимо учитывать именно женщинам. Пренебрегать ими по меньшей мере глупо. Специалист по деловому этикету, тренер-консультант школы менеджеров "Арсенал" Марина Орлова рассказала об основах этикета бизнес-леди.
ИТАК, предположим, вы - руководитель фирмы, предприятия, банка. Возможно, начинающий руководитель, которому предстоит впервые отправиться на переговоры к важному потенциальному партнеру или, наоборот, принять клиентов в своем офисе. В любом случае начало начал - подготовка. Учтите, что деловой этикет базируется на нескольких принципиальных позициях - достойный внешний вид, доброжелательность, обязательность, сдержанность, литературный язык. Рассмотрим их подробнее.
Первое впечатление о человеке создается буквально за 10-15 секунд общения. Остальное время его только закрепляет. Вот почему внешний вид в деловом этикете - мощный инструмент для достижения цели. Мало в совершенстве обладать профессиональными качествами и быть отличным специалистом. Если неверно себя подать - никто об этих плюсах не узнает или не захочет узнать. Поэтому, например, у поставщиков и провайдеров определяющими моментами делового общения становятся не столько профессиональные, сколько общие, этические критерии - умение общаться, проявлять обаяние. Эти качества далеко не всем даны от природы, но им вполне можно научиться. Запомните, самое главное во внешнем виде - соответствие ожиданиям людей, а также обстоятельствам, времени, среде, в которой вы работаете. Деловая сфера - самая консервативная. Здесь больше "нельзя", чем "можно".
Костюм
Классический, строгий. Лучше, если он будет с юбкой. Пиджак - обычной средней длины. Ткань - тонкая шерсть или полушерсть, если даже на дворе лето. Длина юбки плюс-минус 10 сантиметров от колена, но не ниже середины икры. Покрой юбки должен быть прямым. Под костюм подберите блузку или легкий шарф. Они не должны быть нарядными, яркими - в общем, ничего "слишком". Декольте - не ниже линии подмышек. Под запретом оказываются прозрачные блузки, глубокие вырезы, короткие юбки. Что касается цвета, то предпочтительны консервативные - черный, серый, синий. Пастельные тона выглядят слишком женственно. Американский специалист в области этикета Джон Моллой всегда утверждает, что бизнес-леди, предпочитающие женские "штучки" - кружева, светлые тона, - хуже продвигаются по карьерной лестнице. Рисунок ткани пиджака лучше выбрать сдержанный - приглушенную полоску и клетку. Рукава пиджака пусть будут всегда длинные. Плечо ни в коем случае не должно оставаться открытым - слишком неформально. Трикотаж и вовсе неуместен. Под костюм обязательны тонкие колготы или чулки. Цвет их телесный или прозрачно-черный. Обувь - классическая лодочка, каблук - не выше шести-семи сантиметров. Босоножки отменяются!
Парфюм
Если ваши духи ощущаются на расстоянии трех метров, вы несколько перестарались. Надо лишь несколько капель, чтобы аромат духов сработал на вас и ваш бизнес.
Украшения
Здесь действует "правило тринадцати". Перед выходом из дома посчитайте на себе аксессуары, включая очки, пуговицы (если они яркие), часы, заколки, серьги и т. д. Если окажется больше тринадцати - что-нибудь снимите. Браслеты лучше не надевать, они могут стучать по столу или мешать.
Прическа
Длинные распущенные волосы - вне закона. Чтобы проверить, допустима ли длина, наклоните голову в сторону. Если распущенные волосы касаются плеча соседа - их нужно укоротить или собрать в пучок, хвост, но при этом исключить детские заколки. Если вы красите волосы, ни в коем случае не выбирайте яркий тон. Макияж не должен быть заметен с расстояния 10 метров.
Поведение
На переговоры лучше не опаздывать. Придите за 10 минут до назначенного времени, чтобы успеть привести себя в порядок, сосредоточиться. Обязательно поздоровайтесь с охраной, уборщицей, представьтесь секретарю. Не забывайте, что "спасибо" дорогого стоит. Улыбке следует быть искренней. Не дано от природы - учитесь!
В ожидании не читайте журналов, лучше просмотрите деловые бумаги. Не расспрашивайте секретаря, пытаясь выведать конфиденциальную информацию. В комнату переговоров вас должен провести именно секретарь. Не начинайте разговор стоя, дождитесь предложения сесть. Если не предложили, уместно спросить: "Можно я сяду?" Иначе разговор будет вестись не на равных. Сесть на стул нужно естественно, не поправляя на себе одежду. Колени держите вместе, даже если вы в брюках. Если не знаете, как принять позу "нога на ногу", лучше ее избежать. Не держите в руках каких-либо папок, а документы кладите на стол.
Диалог. Интонации
Семь процентов информации передается словами, 38 - интонацией, 55 - языком жестов и мимикой. Поэтому, если собеседник неверно вас поймет, это отнюдь не его вина. Главное правило интонации - доброжелательность. Поставьте себя на место собеседника и, помня об этом, говорите так, чтобы он вам верил. Нужно следить за выражением лица своего визави. Обходитесь без прямолинейных, в лоб, переспрашиваний. Предпочтительнее сказать: "Прежде чем перейти к следующему вопросу, я хотела бы убедиться, что мы правильно поняли друг друга". Следует контролировать свои жесты и движения - не теребить ручку, лучше что-то записывать. Слушайте, не перебивая. Не пытайтесь параллельно обдумывать, что сказать дальше, - есть риск пропустить нечто важное. Запрещаются широко раскрытые от неожиданности глаза, удивленные брови "домиком", женские "приемы" и кокетство.
Финал переговоров
В конце переговоров необходимо поблагодарить хозяина за уделенное вам время. Если вы - принимающая сторона, очень важного гостя можно проводить самой, в других случаях посетителей встречает и провожает секретарь.