Роскошная дама заходит в турбюро.
- У вас есть путевка куда-нибудь далеко, где до сих пор живут дикие аборигены, воинствующие племена, людоеды, наконец?
- Да, но это очень дорого.
- Это ерунда, а какие вы даете гарантии, что он никогда не вернется?
Когда вы покупаете путевку - станьте подозрительными, чтобы потом не раскаиваться.
Внимательно посмотрите на офис фирмы. Если она расположена в подвале и в ней всего пара сотрудников, не исключено, что это фирма-однодневка. А слишком низкая цена тура может стать платой ни за что.
Удостоверьтесь, что не просрочена и не приостановлена лицензия.
Внимательно прочтите договор. Там должно быть все, что вам только что разрекламировал менеджер. Не упустите ни одной детали: и вид на море, и встреча в аэропорту, и завтрак с ужином, и даты пребывания в отеле, и его класс. Можете даже указать, что в отеле и поблизости не должно быть комаров и москитов и громогласных дискотек, мешающих спать. Там же должна быть оговорена и ответственность фирмы за некачественное обслуживание. Кстати, все пункты договора, ущемляющие права потребителя и противоречащие закону, суд отменит.
Под договором должна стоять подпись директора фирмы (а не его замов или менеджера), печать фирмы и ваша подпись. Посмотрите на печать - на ней должно быть то же название фирмы (включая ООО, ТОО, ПБОЮЛ), что и в договоре, и в рекламном листке, и в прайс-листе.
Неотъемлемой частью вашего договора станут путевка и ваучеры на получение каждой услуги во время отдыха (для выезжающих за границу).
При выезде за границу вам в турфирме должны оформить страховку. Именно по ней в случае необходимости вам предоставят медицинские услуги.
Если, несмотря на все предосторожности, на отдыхе вам что-то "недодали" - срочно фиксируйте это на бумаге, фотопленке или видеокамере. Для суда понадобятся доказательства. Нет обещанного вида на море - пусть ваши претензии заверит администратор гостиницы; не встретили в аэропорту - администратор аэропорта или туристическая полиция (такая есть за границей) помогут вам разыскать представителя вашей фирмы или подтвердят его отсутствие в письменном виде. Зафиксируйте и то, что вам пришлось добираться до гостиницы самостоятельно, - это подтвердит счет за такси. За все это потом заплатит турфирма. Согласно
Закону о защите прав потребителей вы имеете право требовать от фирмы уменьшения стоимости путевки на сумму понесенных вами убытков. А если ваши расходы превысили стоимость путевки, то фирма компенсирует и их, правда, если суд решит, что эти самые расходы обоснованны.
В ст. 12 того же закона написано, что вы не должны иметь специальные познания в области предоставляемых услуг. И вам могут быть непонятны многие сокращения и аббревиатуры. Если вы решили, что "п/п" в вашей путевке - это "полный провиант" (и вам никто не сказал, что это полупансион), вы, возможно, докажете это в суде. У вас есть право не разбираться в идиотских сокращениях.
Фирма несет ответственность за недостоверную и недостаточно полную информацию. За это с ней можно разорвать договор и требовать возмещения убытков.
Все имеющиеся претензии изложите в письменной форме (2 экз.) и вручите 1 экземпляр фирме в течение 20 дней после своего возвращения. А на втором пусть сотрудник фирмы, принявший заявление, поставит свой автограф и укажет фамилию и должность. Отказались принять ваши претензии? Направьте их заказным письмом с уведомлением и обращайтесь в суд (это можно сделать по месту жительства и не оплачивая государственную пошлину). Кстати, за невнимательное отношение к выдвинутым требованиям фирма тоже заплатит. А если вы еще предъявите справки от врача и свидетельства родственников о том, как вы сильно болели после такого отдыха, то наверняка сможете компенсировать и моральный ущерб.