На вопросы читателей "АиФ. ТУР" отвечают юристы Московского общества защиты потребителей (Тел.: 925-49-59)
Я заключила договор с туристической фирмой на поездку в Италию. Одним из условий договора было оформление визы. За день до отъезда мне сообщили, что виза еще не получена и предложили перенести поездку на другой срок. Я согласилась, но поездка откладывалась еще несколько раз. В конце концов я решила вовсе отказаться от поездки. Меня интересует: какие требования я могу предъявить турагентству помимо возврата денег, уплаченных за путевку?
- Если туристическая компания не укладывается с оформлением визы до даты начала тура (при отсутствии каких-либо форс-мажорных обстоятельств), она несет полную ответственность за просрочку исполнения договора. Закон РФ "О защите прав потребителей" предусматривает в этом случае право туриста потребовать выплаты неустойки в размере 3 % от цены договора за каждый день просрочки. Данная неустойка взыскивается с турфирмы до заявления любого требования в связи с услугой ненадлежащего качества. Если вы решили отказаться от поездки, то исполнитель (турфирма) обязана выплатить стоимость тура и неустойку в 10-дневный срок с момента предъявления данного требования. В случае нарушения и этого срока фирма обязана выплатить и неустойку за просрочку удовлетворения выдвинутого требования также в размере 3 %.
Я запланировал поездку в США, но не был уверен, что смогу самостоятельно получить визу. Поэтому я обратился в одну из компаний, оказывающих услуги по поддержке в получении визы в США. В обязанности компании по договору входило оказание консультационных услуг и иное содействие в получении визы. Услуги компании я полностью оплатил. На консультации мне сообщили, что на собеседовании в посольстве я должен буду убедительно обосновать цель поездки. В качестве такого обоснования консультант предложила мне посещение одной из выставок, которые будут проводиться в США в интересующий меня период. Однако в визе мне все же отказали по той причине, что для ознакомления с образцами, представленными на указанной мною выставке, не обязательно ехать в Америку: аналогичные образцы можно увидеть и на территории Российской Федерации. Могу ли я считать, что консультант компании оказала мне некачественную услугу и потребовать возврата уплаченной за "совет" денежной суммы?
- Да, можете. Причина отказа в выдаче визы была непосредственно связана с несостоятельностью именно того обоснования цели поездки, которое было предложено консультантом. В связи с этим вы вправе требовать возврата уплаченной по договору суммы на основании ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей".