Примерное время чтения: 7 минут
170

Как стать бизнесвумен

Кого вы представляете, когда слышите ставшее модным слово "бизнесвумен"? Этакую фифочку в подогнанном по фигуре костюмчике, сидящую за рулем шикарного авто или в собственном кабинете, обставленном по последнему слову техники? Но разве не может "деловой" быть портниха или повар? Давайте заглянем в толковый словарь:

"ДЕЛОВОЙ - предприимчивый, серьезно относящийся к своей работе".

Заметьте, про начальственную должность не сказано ни слова. Потому что практически любой руководитель начинал свою карьеру неприметным клерком или даже секретарем. И в начале восхождения по служебной лестнице он не был менее деловым, чем тогда, когда добрался до вершины.

Сегодня я хочу рассказать о судьбах трех женщин. Я считаю их бизнесвумен, хотя не у всех трех карьера достигла зенита. По странному стечению обстоятельств они имеют отношение к торговле. А может быть, это вовсе и не стечение обстоятельств. Просто торговля - сфера, с которой мы сталкиваемся каждый день, соответственно, и замечаем происходящие с ней изменения гораздо чаще.

ГАЛИНА

Она была в отчаянии. Грянула перестройка, Галина попала под волну сокращений. Как объяснить четырехлетней дочери Насте, что на день рождения та не получит новой куклы и что на рынке нельзя купить клубники?

Выбирать не приходилось, женщина устроилась на работу по первому же объявлению, которое прочла на двери булочной:

"Срочно требуется уборщица".

Она мыла полы каждый вечер в течение двух лет. Потом освободилось место продавца. Еще три года она простояла за прилавком. Уходя на пенсию, заведующая рекомендовала Галину на свое место...

- Теперь я убеждена: карьеру делает упорство, - говорит Галина. - Еще очень важно отношение к работе. Когда я мыла полы, я наслаждалась каждой вычищенной мною плиткой. Я размышляла о тех людях, которые приходят в магазин. Пыталась разгадать, кто есть кто. Вот этот, серьезный, в очках, наверное, профессор. Тот - явный коммерсант, одет хорошо и со вкусом. Бабушка - пенсионерка... По обуви покупателей я угадывала, кто пришел сюда пешком, кто приехал на машине. Для всех них был важен мой труд, ведь они хотели приходить в чистый магазин. Я не могу сказать, что период, когда я работала уборщицей, был для меня временем ожидания. Я многому научилась, стала неплохим психологом. Именно тогда я сформулировала основное правило своей жизни: мир вокруг переделать невозможно, изменить можно только саму себя. Я не высказывала претензий пареньку, который в грязных ботинках расхаживал по полу, который я только что помыла, я просто брала тряпку и выполняла всю работу заново.

Когда началась приватизация магазинов хлебной промышленности, наш директор стал собственником нескольких булочных. Купил еще и пекарню. Сам он следил за производством хлеба, а меня назначил руководить его продажей. С тех пор я тоже директор. Конечно, теперь у меня гораздо больше и работы, и ответственности, но и удовлетворения больше. Я вижу, как в булочную заходят молодые мамы со своими детьми, как сюда прибегают школьники после занятий, как заглядывают влюбленные студенты. Наша продукция им по карману. У нас чисто и уютно, работает кафе. Они довольны. А я - тем более.

ЛИДИЯ

Я не знаю, почему купила фрукты именно у нее. Может быть, потому, что она стояла ближе других к входной двери, может быть, на меня произвела впечатление ее улыбка...

В другой раз я была готова пройти мимо, но Лидия меня окликнула:

- Вам понравились мои яблочки?

Я набрала товар снова у нее. В третий раз уже не искала иного продавца. Я стала доверять Лидии. Она всегда честно сообщала, какие фрукты или овощи у нее хороши, а какие не очень. Она знала, у кого в этот день на рынке продается самая лучшая картошка (или лук, морковь), и не ленилась сама добежать до того продавца. Мне приносила уже взвешенные в пакетике овощи и называла конкретную сумму, не делая при этом для себя никакого навара.

Я могла подойти к ней, перечислить, что мне нужно, и уйти за другими покупками. Я знала, что, вернувшись, обнаружу в пакетах отборный товар и по честной цене. Впрочем, Лидия всегда округляла итоговую сумму в меньшую сторону.

Однажды я пришла на рынок и увидела на ее месте мужчину.

- А где Лида? - спросила я.

Мужчина со свойственной восточным людям горячностью завопил:

- Весь день только и слышу: где Лида? Где Лида? В отпуск я ее отправил. Не бойтесь, через пару недель вернется! Я-то чем вам не подхожу? Товар тот же...

По раздраженности хозяина торговой точки было понятно, что постоянных покупателей у Лиды очень много.

Вскоре мы переехали в другой район. Я пришла на другой рынок, расположенный в трех шагах от дома, и, знаете, так и не смогла найти замену полюбившемуся продавцу. Теперь по дороге с работы все равно заезжаю к ней. Нередко вижу такую картину: все продавцы стоят и скучают, а у Лиды собралась целая очередь. Хозяин все чаще приходит ей помогать. По-моему, он чему-то учится у своей же подчиненной, пытается раскрыть секрет ее обаяния и успеха. А ведь он прост: будь всем рада, досконально знай свой товар и не обманывай клиента.

Когда-нибудь, я это чувствую, Лидия на накопленные за годы работы продавцом деньги заведет свой маленький бизнес. В будущем она мне видится такой, как

ТАМАРА

Это была обычная одноэтажная пристройка к жилому дому. Раньше расположенное неподалеку кафе использовало ее под склад. Я не знаю, сколько стоило это помещение, наверное, не больше, чем обычная квартира.

Тамара пошла на эти траты вместо того, чтобы улучшить свои жилищные условия.

Она открыла здесь магазин. Вы думаете, в округе не было других магазинов? Были, и совсем рядом. Тамара четко понимала: ее клиенты - жители только двух ближайших домов. Но и этих покупателей хватит, если они будут покупать продукты только у нее. Для этого, решила начинающий директор, магазин должен удовлетворять трем основным требованиям:

работать даже тогда, когда все магазинчики вокруг уже закрыты;

набор продуктов должен устраивать и требовательную домохозяйку, и привыкшего жить на полуфабрикатах холостяка, вплоть до привоза продуктов на заказ;

цены пусть будут доступны даже пенсионерам.

Вначале она сама стояла за прилавком. Все клиенты у нее были любимыми: любимая семейная пара, любимая бабушка... Она виртуозно говорила комплименты, умела дать полезный совет. Заходить к ней в магазин было очень приятно. А как-то раз на двери мы увидели объявление:

"Требуется продавец. Без вредных привычек. Опрятный. При себе иметь медицинскую карту".

Тамара уволила троих, прежде чем остановила выбор на скромной девушке, такой же внимательной и расторопной, как она сама. Только однажды начальница сделала своей подчиненной замечание. Та убирала с прилавка последствия разбитой пьяным покупателем баночки с майонезом и ворчала:

- Просто безобразие какое-то!

- Что ты, деточка, - ответила Тамара, - это не безобразие. Это жизнь!

Сегодня Тамара собралась расширять дело. Теперь она выкупает и остальную территорию бывшего кафе. Что она там устроит - пока не знаю. Но наверняка что-нибудь приятное для нас, жильцов. Ведь эта женщина следует беспроигрышным принципам. В любое конкретное время, в любом конкретном месте людям обязательно чего-нибудь не хватает. Вычисли, чего именно, и делай бизнес.

Эти три женщины одинаково талантливы в своей работе. Но, если вы заметили, каждая руководствуется своими правилами. Не говорит ли это о том, что рецептов успеха в бизнесе быть не может, здесь каждый сам прокладывает свой путь? Главное - смело смотреть вперед и шаг за шагом продвигаться к намеченной цели.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно