Школа - как бы "эскалатор", движущийся вверх: внизу - еще детство, а наверху - уже взрослая жизнь. Вам, родителям, запрещено ступать на этот "эскалатор", вы только можете стоять в сторонке и наблюдать за своим чадом. Безусловно, сын или дочка постоянно будут обращаться к вам за советом, просить о помощи. А вас, в свою очередь, начнут терзать сомнения, правильно ли вы поступили, должным ли образом отреагировали на рассказ малыша о школе? Сегодня мы расскажем о том, что нужно делать, а что ни в коем случае нельзя.
Что не дозволено родителям
НЕЛЬЗЯ, чтобы ваше отношение к ребенку напрямую зависело от оценок, которые он получает в школе. Иначе цифры, выставленные в дневнике, станут для него основной ценностью успеха.
Ребенок должен уважать своих учителей. Если вы считаете, что конкретный педагог в конкретной ситуации был не прав, придите в школу и поговорите с учителем, только обязательно наедине. Если разговор не принесет результатов и его последствия окажутся пагубными для дальнейшей учебы сына или дочери, значит, придется сменить школу. Но и в этом случае не говорите ребенку, что виновник его перевода - неквалифицированный преподаватель.
Никогда не говорите: "подрастешь - узнаешь". Постарайтесь раскрыть интересующую малыша тему максимально доступным для него языком. Если это невозможно, сошлитесь на промежуточное звено знаний, которое ему необходимо изучить, чтобы получить ответ на свой вопрос, подскажите, какие книги он смог бы прочесть для этого.
Не выполняйте за ребенка домашние задания. Просто помогите, если видите, что с каким-то из них он не может справиться. Убедитесь в том, что ребенок понял, в чем состояло решение, почему ответить на вопрос нужно было именно так.
Девочке никогда нельзя говорить, что она некрасива, мальчику, что он слабак, иначе они таковыми и вырастут.
Следующее правило вы наверняка слышали, и не раз. Но оно настолько важно, что нелишне повторить: фразы типа "А вот я в твои годы..." губительны для добрых отношений между родителями и детьми.
В начальной школе вам следует время от времени приглашать домой одноклассников сына или дочери и самим организовывать для них вечера: готовить угощение, игровую программу. В средних классах самое полезное, что вы можете сделать для чада, если к нему пришли гости, - это удалиться в свою комнату. В старших классах, скорее всего, место послеурочной встречи с одноклассниками будет перенесено из квартиры во двор, на дискотеку, в парк... Не пытайтесь контролировать эти прогулки.
В 5-8-м классах у детей обостряется сознание собственной взрослости. Вы очень обидите ребенка, если в присутствии посторонних (особенно его друзей) решитесь проверить, выполнил ли он домашнее задание, или в приказном тоне заставите его что-либо сделать.
Не поощряйте в школьнике тягу к наживе: неравноценный обмен менее дорогой вещи на более дорогую, предоставление тетради для списывания за деньги, кассеты - в платный прокат...
Помните, портфель - это первая сумочка вашего ребенка, рыться в нем неэтично. Если вы приобрели школьнику для занятий письменный стол, то он - тоже его собственность. Лучше честно признайтесь, что хотели бы посмотреть, что сын или дочь хранит в своих ящичках. И попросите на это разрешение.
Школа - это стресс
Первый класс - огромное событие в жизни ребенка. Такого серьезного волнения он не испытает еще много лет. И хотя волнение это радостное, все равно готовьтесь заранее к стрессу. Слишком велико напряжение, слишком много новых впечатлений. Будьте мягче с ним в этот период. Он будет многое забывать, терять, путать, не делайте из этого трагедию - это реакция на переживания.
НЕ УСИЛИВАЙТЕ его ни излишней строгостью, своей собственной суетой, если вдруг обнаружится, что того вовремя не купили, об этом не подумали. Лучше десять раз сходить в августе в школу и сто раз выспросить у учителя, каким должен быть пенал, ластик, тетрадь. Все эти мелочи очень важны для малыша, ведь в первые школьные дни он страсть как боится чем-нибудь отличаться от других.
Кстати, наверняка с первого августовского родительского собрания начнутся какие-то поборы и взносы. Часто эти требования возмущают родителей, вспоминающих свою бесплатную учебу много лет назад. Смиритесь! Ведь там будет учиться ваш ребенок, а школе сейчас действительно тяжело. Ну а уж если захочется повозмущаться, пожалуйста, только подальше от детских ушей.
Что еще можно сделать, чтобы облегчить первые школьные дни? Мы уяснили: стресс возникает от обилия новых впечатлений - значит, их нужно уменьшить.
Постарайтесь найти у знакомых или соседей букварь вашей школы (их сейчас множество). Посидите, посмотрите картинки, почитайте, если ребенок умеет, поговорите о буквах, если - нет.
Самые большие трудности у первоклашек вызывает письмо: пальчики непослушные и нетренированные. Попробуйте в августе хотя бы по 20 минут обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек. Учите его правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание. Если у вас есть старые прописи, можно просто обводить буквы-образцы по многу раз.
Теперь счет. Скорее всего ваш малыш уже считает до десяти, но быстро решать даже примитивные задачки ему не приходилось. Не насилуйте себя и его специальными занятиями. Играйте. Вот вы накрываете на стол, а ребенок рядом. Поставьте одну тарелку для себя и спросите: кто еще будет ужинать, сколько тарелок достать, а вилок, а чашек? Можно считать кусочки хлеба и помидоры для салата, сколько ступенек прошли и сколько осталось. А еще очень полезно посчитать, сколько домов, поворотов, дорожек до школы.
И последнее. Во всем должна быть система. Те же палочки и кружочки пишите ежедневно в одно и то же время, не пропуская и не отмахиваясь. Ваше спокойное и серьезное отношение к учебе ребенка - самый главный пример для подражания.