Примерное время чтения: 5 минут
110

Чему мы учим ребенка?

В первую очередь мы учим ребенка врать. Причем личным примером. Гуляя с малышом, вы встречаете соседку и на ее вопрос: "Как дела?" отвечаете: "Нормально". Но и вы, и малыш, и соседка знаете, что это совсем не так, что у вас опять болит голова, что денег до зарплаты не хватает, что муж опять вас огорчил. Вы, конечно, не будете рассказывать все это ей, да еще и при ребенке. А он запомнил и теперь знает, что имеет полное право не докладывать вам честно о своих делах.

В ПОДРОСТКОВОМ возрасте, когда в ребенке проснется юношеский максимализм, он начнет усиленно бороться с ложью. Будет хамить соседке, родственникам и даже вам. Очень важно ему объяснить, что есть определенные правила приличия и некоторые вещи нельзя говорить человеку в глаза. Не нравится ему прическа Марии Ивановны, так лучше промолчать, ведь мир не станет от этого хуже. Главное, чтобы он четко отличал друг от друга понятие лжи и необходимого компромисса, только не с совестью, а с нормами поведения в обществе.

Пресекая все попытки детской фантазии, мы, возможно, губим в нем творческую личность. Мы учим ребенка жить по собственному шаблону, но у него своя жизнь. Из самых отпетых маленьких врунишек нередко вырастают гениальные писатели-фантасты. И вообще, вгонять ребенка в рамки своей жизни - преступление. Если он не хочет играть на рояле, который вы тоже, кстати, не освоили, - оставьте его в покое, пусть он найдет себя в спорте или литературе.

Часто мы учим свое чадо бояться ответственности за свои поступки. Мы пытаемся решить за него, где учиться, с кем дружить, чем заниматься. Но как важно объяснить малышу, что он сам должен делать в жизни выбор и что он несет за это ответственность. Не нужно бояться делать ошибки, нужно уметь их исправлять.

Еще один вид страха мы прививаем ребенку, наказывая его за малейшую провинность. Например, он разбил любимую мамину вазочку, но сделал это не нарочно. Жаль, конечно, вещь, но не вы ли поставили ее ребенку под руку? И его опозданию с прогулки могут быть объективные причины. А телесные наказания не идут на пользу ни одному ребенку. Если вы не научили ребенка воспринимать слова, значит, вы плохой воспитатель. Вам должно быть известно, что наказать словом или даже молчанием можно гораздо больнее, чем физически.

Известно, что все малыши много болтают, чем нередко сильно утомляют своих родителей. Поэтому мы учим малыша молчать, показывая, как он нам мешает и как нам не интересно. А потом удивляемся, почему сын или дочь не хотят поведать нам о своей первой любви, о делах в школе, о ссоре с одноклассниками. Видимо, потому, что мы этого не заслужили. Откровенность - вещь обоюдная, и ребенок не будет открывать свою душу, если вы ничего не рассказываете о своей личной жизни. Не случится ничего страшного, если вы ему расскажете, что его папа не был вашей первой любовью, что вы тоже сильно страдали, когда вас предала лучшая подруга, и что вас мама "загоняла" домой в 9 вечера. И уж лучше вы объясните ему, откуда берутся дети, как предохраняться и почему опасны наркотики. Такой разговор начать сложно, но необходимо, потому что только вы можете дать ему правильную картину ценностей в этой жизни.

Нам кажется, что ребенок слишком упрям, поэтому мы учим его безволию. Мы не даем настоять ему на своем, забивая его лидерские замашки. И сильно переживаем потом, что, будучи взрослым, он позволяет всем собой командовать, его вечно обсчитывают, обманывают, обижают и унижают. Конечно, во всем нужно знать меру и не позволять ребенку вить из себя веревки. Но если он хочет надеть желтую кофту вместо красной - почему бы ему этого не позволить?

Неосторожным словом мы можем заложить в ребенке страшные комплексы, которые будут преследовать его на протяжении всей жизни. Был такой случай, когда в трехлетнем возрасте малыш, как и все другие дети, начал изучать свое тело и усердно занялся рассматриванием своих половых органов. Его интерес скоро бы прошел сам собой, но мать, застав его за этим занятием, сказала: "Не смотри туда, а то он отвалится". Спустя много лет он пришел на медкомиссию, где его попросили раздеться. Как только юноша нечаянно увидел себя в зеркале - упал в обморок. И если бы потом, несколько лет подряд, с ним не занимался психиатр - то его "мужской" жизни никогда не суждено было бы состояться.

Поэтому, прежде чем ребенка чему-нибудь учить, подумайте, как это скажется на его дальнейшей жизни? И, может, о каких-то нравоучениях ему знать не обязательно?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно