Случается, попадая в детский коллектив, ребенок сталкивается с необъяснимой агрессией со стороны других детей. Все мы знаем, как это бывает. Выбирается человек, как правило, не самый сильный, не самый ловкий и не самый злой, и на нем оттачиваются остроумие и другие необходимые в социуме качества. Новеньким, бывает, особенно достается.
ЯБЕДА, она, как известно, - корябеда да к тому же и турецкий барабан. Вспомнив эту детскую дразнилку, десять раз подумаешь, прежде чем отправиться к взрослым искать справедливости. А если нет никакой возможности защитить себя самостоятельно? Если, например, девочку обижает старший мальчик? Или оба мальчики, но один сильнее? Жаловаться - плохо, остается сидеть и тихонько переживать, ждать, что когда-нибудь все образуется само собой.
Шестиклассница Маша боялась ходить в школу, потому как одна удалая парочка (мальчишки) выбрала ее объектом для пинков и насмешек. Просто так. Нипочему. Моего знакомого третьеклассника немилосердно дразнили девчонки, регулярно доводя парнишку до слез. Возможно, так, незатейливо, они проявляли свои нежные чувства. Самое ужасное, на мой взгляд, что никуда не денешься. Утром придется вставать, одеваться и снова идти к тем же людям. А там все сначала...
К сожалению, мы не всегда имеем возможность видеть рядом только приятные нам лица. Но, если взрослые, как правило, умеют общаться цивилизованно, дети, случается, творят что хотят. И не всегда это выглядит красиво.
В силу возраста, физических особенностей или склада характера ребенок порой не может справиться с неприятной ситуацией сам.
Здесь необходимо вмешательство взрослых.
Внушая детям, что жаловаться стыдно, мы, во-первых, лишаем их своей поддержки, а во-вторых, не даем им возможности научиться цивилизованно конфликтовать. А спустя годы, бывает, растерянные родители начинают грустить об отсутствии доверия и взаимопонимания в отношениях с детьми. В сущности, ничего удивительного.
Позитивное отношение к миру и людям вокруг формируется из позитивного отношения к самому себе. Из хорошего самоощущения.
Если ребенок будет знать, что его нельзя безнаказанно обидеть, мама и папа всегда готовы за него вступиться, возможно, эта установка распространится на весь окружающий мир.
Одним словом, я за то, чтобы вмешиваться в детские конфликты. Разумеется, если ребенку нужна помощь. Кто же еще его защитит? Но, чтобы иметь такую возможность, необходимо быть в курсе дел. Это, мне кажется, и есть задача номер один.
Мама девочки Маши, которую я упомянула в начале, узнала о творящемся безобразии почти полгода спустя. Есть вещи, о которых рассказывать горько и обидно. Будто расписываешься в слабости и бессилии, жалуешься. А жаловаться стыдно. Нехорошо.
Напоследок хотелось бы вспомнить, что есть люди, в чьи должностные обязанности входит забота о физической безопасности детей и их психологическом комфорте. Это учителя и воспитатели. Теоретически именно в такой обстановке должен находиться ребенок, посещающий школу или детский сад. Остается надеяться, что теория в конце концов станет практикой, и тогда всем будет сказочно хорошо.