-Я ЕМ, ем "Растишку", а все равно плохо расту, - с грустью призналась одна десятилетняя девочка, всю жизнь страдающая из-за маленького роста. Бедная! Никто не объяснил ей, что творожок известной фирмы вряд ли поможет стать выше. Ведь это только название у него такое "полезное". Что же касается состава, то он указан мелкими буквами вполне честно: красители, ароматизаторы, идентичные натуральным, загуститель. Так сколько же в этой далеко не дешевой баночке действительно необходимого ребенку творога, богатого кальцием и белком? И сколько добавок, совершенно не полезных? Но многие ли в нашей стране поголовной грамотности дают себе труд прочитать "честные буковки"? А вот дешевые рекламные штампы проникают в наши головы моментально, каким-то чудесным образом минуя ту инстанцию, которую принято называть здравым смыслом.
Как поясняет психолог Е. В. Климачева, создатели рекламных роликов - большие мастера своего дела. Они в высшей степени грамотно используют все наши органы чувств: зрение, слух, эмоции. В рекламных роликах всегда более громкий звук, они стремительны, ярки, чувственны. И все это буйство красок, звуков и эмоций врывается в наше сознание в тот самый момент, когда мы сидим на диване, расслабившись, сосредоточенно глядя в одну точку и внимательно слушая. Такое состояние психологи считают в высшей степени благоприятным для гипнотического внушения. И оно происходит! Какие уж тут мелкие буковки!
Но дети от природы любопытны и, если уже освоили грамоту, будут с интересом изучать все надписи мелкими буквами - только продемонстрируйте свой интерес к их содержанию, а заодно пожалуйтесь на слабеющее зрение и нехватку времени. Информация же, полученная от подобного чтения, способна отбить охоту лакомиться "вкусными" продуктами.
Но так как обойтись вовсе без "вкусненького" ни один ребенок не в состоянии, то следующим шагом должен стать поиск подходящей замены. Это не так уж трудно. Например, творог, сделанный самостоятельно из разливного молока (если хочется подешевле) или купленный на рынке (если требуется побыстрее), дополненный вареньем или купленным в аптеке сиропом шиповника, по вкусу не уступает "синтетическим аналогам", но по полезности превосходит несомненно.
Если малыши падки на рекламу сладостей, то детей постарше интересует другое. Чаще всего они мечтают приобрести дорогостоящую спортивную экипировку - ведь это, как им кажется, сделает их такими "крутыми"! Например, однажды на консультацию пришла мать с 12-летним сыном: щуплый, хилый подросток требовал дорогой тренажер, с помощью которого якобы можно накачать мышцы, не вставая с дивана. Психологу пришлось потратить немало времени и сил, чтобы объяснить мальчику, что есть гораздо более доступные, не менее эффективные способы совершенствования своей физической формы. Следующим шагом было обращение к директору школы, по ходатайству которого мальчика бесплатно приняли в одну из спортивных секций, арендующих помещение в школе. Остается только удивляться, почему мама не догадалась сделать это несколько лет назад - тогда и проблема бы не возникла.
А еще рекламщики нещадно эксплуатируют присущее человеку от природы стремление к любви, дружбе, пониманию, нежности, счастью, настойчиво вбивая нам в головы, что все это существует лишь в непосредственной связи с покупкой все новых и новых сортов пива, конфет, чая, кофе, прокладок и т. д. Когда в очередном ролике говорится о "нежном прикосновении", "счастье быть вместе", "ежедневной заботе", поговорите с ребенком о том, как он понимает такие высказывания. Не дайте поверить, что это лишь красивые слова, что-то вроде симпатичного бантика на упаковке очередной покупки!..
Дети бессознательно подражают нам, взрослым. Если мы "молча глотаем" рекламу, они, скорее всего, будут делать то же самое. Поэтому свое отношение к рекламе стоит высказывать вслух. Чтобы не казаться нудными и голословными, объявите конкурс: кто больше соберет примеров рекламы, содержащей откровенную ложь? Например, съев "готовый завтрак "Нестле", мальчик мгновенно вырастает сантиметров на двадцать. А другой герой рекламного ролика взлетает без помощи самолета или вертолета под воздействием аромата бульонных кубиков.
Увы, нам пока не приходится мечтать о том, чтобы избавиться от навязчивой и неправдивой рекламы на телевидении. Но, наверное, сознательный скепсис, интерес к реальным свойствам рекламируемых предметов и "ловля враков" могут сыграть роль прививки и выработать "иммунитет". И если сделать ее вовремя, то, став старше, наши дети не поверят, что только в пиве и заключены "традиции, которые нас объединяют", а "остальное - неважно".