Примерное время чтения: 5 минут
2256

Безответственный лентяй?

Наверняка такие проблемы знакомы многим родителям. Почему ребёнок забывает о многих обязанностях? Не выполняет просьбы. Оправдывается тем, что "не помнит, не успел"... Родители злятся, негодуют и... делают вывод, что их ребёнок - безответственный лентяй. Но так ли это на самом деле?

Наш консультант - детский психолог Наталья РОЖКОВА:

- Многие мамы и папы в таких случаях начинают искать способы, как "исправить" своего ребёнка. Но вдумайтесь в это слово. Что значит - исправить? То есть "отремонтировать"? "Починить"?

Но ваш ребёнок - не механизм. Нельзя отнести сына в ремонтную мастерскую, после чего он начнёт вести себя иначе и научится соответствовать всем нашим требованиям. Станет послушным, аккуратным, энергичным, хорошо воспитанным.

Дело в том, что в проблеме с вялостью, ленью и безответственностью вашего ребёнка не всё так просто. Сам по себе он не может вдруг стать "плохим". Рассмотрим возможные причины, которые могут спровоцировать черты безответственности и лени.

1. У ребёнка перед глазами может быть пример чрезвычайно безответственного взрослого человека. Тогда он бессознательно будет копировать поведение этого родственника.

2. В семье есть ярковыраженный тиран (мать или отец), который предъявляет бесконечные требования, постоянно критикует, всеми недоволен. При наличии подобного персонажа ребёнок начинает оказывать пассивное сопротивление. А единственной приемлемой для него формой протеста зачастую оказываются лень и апатия.

3. Может быть, ребёнок болен. У него пониженное давление, низкий гемоглобин, скрытая пищевая аллергия, гормональные нарушения - эти и многие другие заболевания приводят к вялости, общей слабости и быстрой утомляемости ребёнка.

4. Родители так заняты работой и личной жизнью, что не уделяют ребёнку внимания. В этом случае у него снижается самооценка, развивается чувство вины. Ощущая себя плохим, недостойным вашей любви, он опускает руки. Зачем напрягаться, стараться, если всё настолько ужасно? Примерно такие мысли могут превратить в неудачника и лентяя любого нормального ребёнка.

5. У ребёнка могут быть проблемы в общении со сверстниками, застарелый школьный конфликт. Если ребёнок в классе занимает нижнюю ступеньку в невидимом табеле о рангах, если его травят - от него не придётся ждать рвения в учёбе и активности.

6. Отсутствие любимого дела, хобби тоже косвенно может повлиять на настроение и желание быть активным и послушным ребёнком. Для мальчика, например, это необыкновенно важный момент. Спорт, любое иное сильное увлечение, например музыка, собаки, машины, необходимы для душевного роста и развития будущего мужчины. И что главное - ему важно, чтобы дома разделяли его любовь к чему-либо. Энергия мальчика должна циркулировать, а не застаиваться. Если ребёнок загонит энергию внутрь себя, зажмёт в себе свои нераскрывшиеся силы, то станет плохо спать, в нём разовьются вялость и лень.

7. Ребёнка окружают одни женщины - ведь сейчас неполных семей немало. Зачастую мальчик или девочка, которые не получили достаточного общения с отцом, растут либо избалованными сверх меры, либо слабыми и безвольными. Второе ничуть не лучше первого.

8. Может быть и так, что у вас абсолютно нормальный ребёнок, но ваша планка требований к нему завышена. Вы не понимаете его детского мира, его языка, хотите, чтобы ребёнок вёл себя, как взрослый, умный и дисциплинированный человек. Такие ожидания нереальны.

9. Ребёнок мог перенести сильнейший стресс, о котором вам по многим причинам не рассказал. Многие дети не идут со своей бедой к родителям, потому что не сложились доверительные отношения. Вероятно, вы не раз негативно реагировали на слёзы, страх и т. д. Например, ребёнок мог видеть, что машина сбила собаку. Умер родственник. Ситуаций, способных напугать ребёнка, много. Стресс может отрицательно повлиять на его организованность.

Предположим, вы отыскали причину и устранили её.

Что делать дальше? Рецепт достаточно прост. Об этом писал ещё классик отечественной педагогики Л. Д. Выготский. Нужно помочь ребёнку выработать новый стереотип поведения.

• Подбадривать и хвалить за малейший сдвиг. То есть поощрять, а не ругать. Делать что-то вместе с ним, а не за него. Например, кажется, что одеть самому пятилетнюю дочь легче, чем ждать, пока она будет возиться полчаса. Да, это легче. Но таким образом вы убиваете в ребёнке самостоятельность. Нужно терпеливо ждать и хвалить. Скоро малышка научится одеваться гораздо быстрее.

• Не критиковать. Что это значит? Вымыл ребёнок полы? Скажите спасибо, а не ворчите, что "всё в разводах". И не переделывайте за малышом на глазах у него. Позже, когда не будет видеть, перемойте полы сами. А вслух - хвалите.

• Выслушивать ребёнка, если он хочет поделиться с вами новостью, секретом.

• Не лгать ребёнку. Подросток, который не уважает своих родителей, будет всячески увиливать от поручений.

Кто вырастет рядом с вами? Помощник и друг? Или равнодушный лентяй? Решайте сами.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно