Примерное время чтения: 9 минут
1934

Фридерик Шопен: "Она обещала мне, что я умру в ее объятиях"

1847 год. Париж. На светских вечеринках и балах в один голос обсуждают новый роман скандально известной писательницы Жорж Санд "Лукреция Флориани". Неужели эта нахалка дошла до того, что начала потчевать читателей подробностями из собственной спальни?! Говорят, что мнительный и капризный принц Кароль - не кто иной, как великий Шопен? А Лукреция, которая беспрестанно меняет любовников и при этом относится ко всем своим мужчинам, как к маленьким детям, и есть Жорж Санд? Ну что касается этой женщины - удивляться не приходится. Если начать составлять список ее возлюбленных, получится очень внушительный манускрипт. Да и мужчин она выбирает, как правило, намного младше себя. Неудивительно, что все они представляются ей невинными младенцами - с ее-то богатым опытом! Но Шопен... Неужели все, что пишет о нем эта женщина, - правда?

ОНИ ПОЗНАКОМИЛИСЬ в 1836 году на светском вечере в доме графини д'Агу. 26-летний Фридерик Шопен уже был известен всему Парижу. Его гениальное исполнение собственных музыкальных произведений сделали уроженца Варшавы желанным гостем в лучших французских домах. А внешняя привлекательность молодого поляка влекла к нему женские сердца. Тонкие черты вечно задумчивого лица, пепельно-русые волосы, печальные карие глаза, нежный голос. "Кажется, что это грустный принц, который никак не может отыскать свою принцессу. Наверняка причина его меланхолии - любовная драма", - судачили парижские сплетницы. Что ж, до своего отъезда в Париж Фридерик Шопен действительно пережил неудачную любовную историю. Его возлюбленной была юная Мария Водзинская - девушка из богатой семьи польских аристократов. Чувство молодого музыканта нашло отклик в девичьем сердце, но не тронуло сердца ее родителей. Водзинские отказались выдать дочь замуж за композитора, который только-только приобрел известность.

После того как композитор сыграл для гостей вечера несколько своих этюдов, к нему подошла хозяйка дома и представила его довольно странной особе - женщине, одетой в мужской костюм, который дополняли высокие сапоги и сигара во рту. Странной особой оказалась известная всему Парижу писательница Жорж Санд. После короткого разговора Шопен заметил хозяйке: "Какая несимпатичная женщина эта Санд. Да и женщина ли она, я готов в этом усомниться!" Впрочем, Шопен был далеко не единственным, кто находил внешность Жорж Санд крайне непривлекательной. Сама она открыто причисляла себя к уродам, доказывая, что у нее нет грации, которая, как известно, заменяет иногда красоту. Современники изображали ее женщиной невысокого роста, плотного телосложения, с мрачным выражением лица, большими глазами и желтым цветом кожи. Однако при всем при этом очень многие считали Жорж Санд красавицей. Один из ее поклонников описывал писательницу так: "Когда я увидел ее в первый раз, она была в женском платье, а не в элегантном мужском костюме, которым так часто себя безобразила". И вела она себя также с истинно женским изяществом, унаследованным ею от своей знатной бабушки.

К МОМЕНТУ их встречи с Шопеном Жорж Санд уже исполнилось 32 года. Она успела пережить неудачное замужество и обзавестись двумя детьми - дочерью Соланж и сыном Морисом. Возможно, именно неудачный брак сделал из Авроры Дюпен (таково было настоящее имя писательницы) Жорж Санд. В восемнадцать лет Аврора вышла замуж за молодого артиллерийского поручика Казимира Дюдевана. Молодые поселились в имении Авроры неподалеку от Парижа. Казимир Дюдеван отнюдь не отличался тонкостью натуры. На молодую жену он обращал внимания не больше, чем на кресло в гостиной, и вспоминал о супруге, лишь когда отправлялся в спальню. Впрочем, место в его постели Аврора делила с многочисленными горничными и служанками. Подобные супружеские отношения все чаще заставляли Аврору задумываться о несправедливости "мужского мира". Постоянные ссоры между супругами тоже делали свое дело. Несмотря на наличие двоих детей, их брак разваливался на глазах, и спустя 9 лет после свадьбы 27-летняя Аврора Дюдеван уехала вместе с детьми в Париж. Муж не стал противиться ее решению и дал согласие на развод.

В столице Аврора решила заняться сочинительством. В 1832 году под псевдонимом Жорж Санд вышел ее роман "Индиана", который тут же принес писательнице известность. Популярности немало способствовала личность автора произведения. Приехав в Париж, Аврора начала разгуливать по улицам в мужском костюме, шокируя публику высказываниями феминистского толка. Мужчины в ее спальне сменяли один другого, и при этом Жорж Санд признавалась, что большинство из них вызывает у нее материнские чувства. Историю ее любовных похождений донесли до ушей Шопена в тот же вечер.

Перед самым уходом из дома графини д'Агу Шопен вновь столкнулся с Жорж Санд. На этот раз беседа продлилась довольно долго. При этом Шопен с удивлением обнаружил, что эта женщина уже не кажется ему непривлекательной. Впрочем, ни о какой любви речи не шло. Но у Жорж Санд было другое мнение на этот счет. Она была буквально очарована молодым композитором. Вскоре их встречи стали частыми - писательница старалась бывать в тех же местах, что и Шопен. Чтобы понять, что он уже не представляет себе жизнь без этой женщины, у Фридерика Шопена ушло полтора года. Но спустя это время он окончательно убедился в том, что это так. Ему нужны ее острые шуточки, ее глубокий взгляд и чувственность, которой проникнуты все ее движения.

ОНИ БЫЛИ очень разные. Интеллигентный, где-то даже робкий Шопен и вспыльчивая, склонная к эпатажу Жорж Санд. Ему претил ее мужской костюм - в обществе Фридерика Жорж Санд старалась носить платья. Ей же не нравились его консервативность и нерешительность. К тому же Шопен порой был невыносимо капризным - его здоровье действительно оставляло желать лучшего (с юных лет композитор страдал чахоткой). Но порой его мнительность переходила всякие границы. Он мог целыми днями лежать на кровати в теплом ночном чепце и с пиявками на шее. Впрочем, несмотря ни на что влюбленные были счастливы друг с другом.

В 1838 году, чтобы поправить здоровье Шопена, Жорж Санд приняла решение уехать в Испанию - целительный климат Майорки полезен для легких. Однако Майорка встретила влюбленных проливными дождями. Шопен чувствовал себя совсем плохо. Из возлюбленной Жорж Санд превратилась в сиделку. Ночи напролет она просиживала у постели больного, сама готовила целебные отвары и микстуры. Вскоре о болезни Шопена узнал хозяин дома, который снимала влюбленная пара. Владелец потребовал, чтобы Шопен немедленно съехал. При этом требовалось заплатить за мебель, посуду, белье и побелку стен - по испанским законам вещи, которыми пользовался заразный больной, требовалось немедленно сжечь. Найти новое жилье было практически невозможно - весть о болезни композитора распространилась по всему городу, и жители шарахались от Фридерика как от зачумленного. Влюбленные нашли приют в отдаленном монастыре. При этом Шопен не мог расстаться со своим пианино, и Жорж Санд пришлось нанять целую роту солдат, чтобы затащить инструмент по горной тропе в одну из келий. Монастырская жизнь не добавила Шопену здоровья. Жорж Санд старалась ни на минуту не оставлять его одного, но даже самый тщательный уход не помогал. Решено было вернуться во Францию. Однако ни один корабль не хотел принимать на борт больного пассажира. Жорж металась по портовому городу, умоляя капитанов сжалиться над несчастным композитором. В итоге один владелец судна согласился. Правда, Шопену и Санд предоставили самую отвратительную каюту с ужасной мебелью - сжигать хорошие вещи накладно. Другими пассажирами судна была сотня свиней. При этом Шопен сетовал, что свиньям капитан предоставил лучшие условия, нежели ему.

По возвращении во Францию в феврале 1839 года влюбленные поселились в поместье Жорж Санд. Здоровье Фридерика постепенно пошло на поправку. Но вскоре после неудачного путешествия в Испанию Жорж Санд почти отказала композитору в плотской любви. Обязанности сиделки не способствовали пылким чувствам, к тому же Санд убедила сама себя в том, что телесные наслаждения вредны Шопену. Впрочем, злые языки поговаривали, что любовник просто надоел писательнице - она не раз признавалась, что в постели Фридерик ведет себя, как старая больная женщина. Но так или иначе, влюбленные продолжали быть вместе. Санд порой говорила, что живет с тремя своими детьми - третьим ребенком она называла Шопена. Их часто видели на прогулках - писательница бегала по полям наперегонки с детьми, а Шопен следовал за ними верхом на осле, одетый как на званый обед. Они прожили вместе еще 8 лет. Друзья порой удивлялись, насколько большую власть над Шопеном она имеет. Ее мнение по любому вопросу он принимал за истину, даже если до этого отстаивал прямо противоположные взгляды. Однако Жорж давала Шопену не меньше, чем брала, - за время их романа Шопен написал свои лучшие произведения. Жизнелюбие Жорж Санд, ее умение справляться с любыми трудностями, способность принимать серьезные решения и почти материнская забота - все это было нужно мечтательному и нерешительному Шопену как воздух.

РАССТАЛИСЬ они в 1847 году, спустя 10 лет после первой встречи. Возможно, их связь продлилась бы дольше, если бы композитор не испортил отношения с сыном писательницы Морисом. Шопен пытался воспитывать повзрослевшего юношу, навязывать 23-летнему молодому человеку свои взгляды. Санд всегда вставала на его сторону. При этом к дочери Жорж - Соланж - Шопен относился совершенно иначе - во время споров с матерью Шопен неизменно поддерживал Соланж. Жорж злилась. Одно время она даже подозревала, что Фридерик тайно влюблен в ее дочь. Начались ссоры. Шопен поселился отдельно. Он перестал отвечать на письма Жорж Санд, считая ее виновницей разрыва. Но без нее он неизменно чувствовал себя несчастным - казалось, что вместе с ней его оставили последние жизненные силы. Его здоровье начало быстро ухудшаться: В 1849 году, за несколько месяцев до своего 40-летия, Фридерик Шопен скончался. Его последними словами была фраза: "Она обещала мне, что я умру в ее объятиях".

Жорж Санд пережила Шопена на 27 лет и умерла в 1876 году в 72-летнем возрасте. После расставания с Шопеном она осталась верна себе. Когда ей было 60, Париж увлеченно обсуждал ее связь с 39-летним художником Шарлем Маршалем, которого Жорж называла не иначе как "мой толстый ребенок". Она была неизменно жизнерадостна и общительна. Единственная вещь, которая могла заставить эту женщину плакать, - звуки вальсов Шопена.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно